Информационное
агентство России
12°C
21 сентября, 13:32

Уроки отечественной истории через призму тоталитаризма

Abdulla
Уроки отечественной истории через призму тоталитаризма
Тоталитарный кошмар

Последние опросы и исследования центров общественного мнения, представленные пресс-службой Общественной палаты РФ, подтверждают опасную тенденцию, свидетельствующую о духовно-нравственной болезни российского общества и царящей в нем жестокости. По опубликованным данным, радикализация настроений, с оправданием деятельности экстремистских организаций, прежде всего характерна для молодежной среды. Думается, что проблема, с которой столкнулось наше общество, имеет более глубокие корни.

Как это не парадоксально, но в России проявляется тренд увековечивания памяти Иосифа Сталина, призывы к реабилитации которого наблюдаются в различных субъектах Российской Федерации. Если 5 августа карельские мусульмане провели день памяти жертв политических репрессий по шахидам, расстрелянным в 1937-1938 годах в урочище Сандармох Медвежьегорского района, то совсем недавно в Пензе установили бюст Иосифу Сталину.

С инициативой его открытия выступила пензенская организация КПРФ. Изваяние «главного советского горца»
было установлено на частной территории, во дворе резиденции пензенских коммунистов. Отдельные СМИ преподнесли событие как сенсацию, совершенно не осознавая того, что реабилитировав Сталина пензенская КПРФ возродила тоталитарный курс ВКПб. Даже тот факт, что лево-патриоты не прореагировали на демонтаж первого в Европе памятника Карлу Марксу, которого пензенские коммунисты никогда не считали «своим», говорит о многом. Впрочем, автору «Капитала», который помешал строительству взорванного кафедрального собора, власти определили другое место. Несколько сложнее объяснить акт вандализма по отношению к памятнику солдатам, павшим в локальных войнах. Каменному «интернационалисту», стоявшему в сквере имени Дзержинского, просто оторвали в конце июля голову. Если же проследить хронику пензенских информационных сообщений, то в ней немало упоминаний об аналогичных фактах вандализма на кладбищах, по отношению к историческим объектам отдельных конфессий.

«К Сталину отношение в нашем обществе двойственное, — считает глава ЕДУМ Пензенской области Абдуррауф Забиров, — Он, с одной стороны, ассоциируется в сознании многих людей как полководец, одержавший победу над фашизмом. Опять же, какой ценой? С другой, он предстает как тиран, истребивший миллионы своих соотечественников. Мусульманам он «памятен» тем, что при нем началось полномасштабное уничтожение религии наших предков. До советской власти у российских татар было 15 тысяч мечетей, а к концу 80-х годов прошлого века осталось 80, из которых функционировала только половина.

40 тысяч исламских деятелей из среды мусульманской интеллигенции — муфтии, имамы, преподаватели медресе — подверглись различным репрессиям. Прекратили свое существование более 500 исламских периодических изданий. Вся система мусульманского религиозного образования, обеспечивающая многовековую связь поколений, была сведена на нет. Можно ли оправдать такую жестокость? Конечно же, нет!»

Есть и другие примеры отношения к личности Сталина. 18 сентября 1992 года в газете “Пензенские вести” был подписан в печать мой материал “Пусть каждый делает свое дело так, как ему подсказывает совесть”. Это было интервью с главным режиссером театральной группы грузинского землячества в Москве Нодаром Беридзе. Грузинский интеллигент выразил свою точку зрения на назревавший в то время грузино-абхазский конфликт, но статья до читателей не дошла. В редакции все объяснили просто: “Война уже началась”. Лишь в феврале 2005 года она увидела свет на портале «Пенза-Онлайн» В интервью есть любопытные откровения:

Автор. Какие преграды ожидают коллектив в творческом плане?

Н.Б. Сейчас все говорят, что трудно. А в чем радость художника? Разве не в том, чтобы преодолевать эти трудности? Когда что-то легко дается – это не доставляет удовольствия. Прелесть творчества в том, чтобы пройти все преграды на пути к успеху.

Автор. Но на этом пути встречается и политика…

Н.Б.Я всегда считал, что искусство и политика вещи несовместимые. Но все же ушел от этого принципа. При постановке спектакля “Укрощение сокола” на меня повлияла политика. Это было после тбилисской трагедии 9 апреля 1989 года. Когда солдаты убивают саперными лопатками женщин, стариков и детей, художник имеет право быть политиком.

Автор. Любой геноцид вызывает отвращение. А как в Грузии относятся к личности Сталина?

Н.Б. Около 90 процентов грузин относятся плохо. Везде говорят, что он уничтожил русскую интеллигенцию, но очень мало о том, что Сталин и Берия истребили почти всю грузинскую интеллигенцию. Моего отца расстреляли только за то, что он читал “Юманите”. Но я не согласен с тем, что Сталина называют трусом. Известен такой эпизод. Когда немцы подошли к Москве, в кабинет Сталина вошел с докладом генерал-лейтенант. Он доложил, что самолет для отправки главнокомандующего в тыл готов. Сталин ответил коротко: “Летите, товарищ лейтенант!» Он был жестоким человеком. Но трусом не был.

Чувствуете смятение в душе грузинского интеллигента?

Самое интересное в том, что жестокость и насилие воспринимаются отдельными слоями российского общества, как инструменты совершенной и, по их мнению, справедливой модели правления. В отечественной истории всех российских самодержцев превзошел по жесткости Иоанн Грозный. Даже прорубивший «окно в Европу» Петр 1, построивший на костях собственного народа Северную Пальмиру, по сравнению с ним был сущим «ангелом». Сталин пошел еще дальше. Лучшую характеристику дал ему в книге «Роза мира» писатель Даниил Андреев: «Известно, что Сталин был весьма озабочен реабилитацией некоторых страшилищ прошлого, например, Ивана Грозного, Малюты Скуратова. И, однако, о том же Грозном он пренебрежительно заметил под конец: «Казнит горстку бояр, а потом две недели молится и кается. Хлюпик!» Да, назвать Грозного хлюпиком имел право, пожалуй, только он».

Формы тирании и масштабы репрессий при Сталине были намного масштабнее. Счет безвинных жертв шел уже не на тысячи, а на миллионы. Пыточных дел «мастера» превзошли в изуверствах подручных Малюты Скуратова. Тюрьмы, лагеря и места ссылок стали местами новой «прописки» для миллионов наших соотечественников. Дети свидетельствовали против родителей, родители против детей. К этой мрачной картине можно добавить цитату из интервью Вячеслава Молотова, которое он дал незадолго до смерти. На вопрос журналиста о том, не жалеет ли он о репрессиях, главный идеолог сталинского режима ответил одной фразой: «Я жалею только о том, что мало стреляли».

С этим ответом, пожалуй, солидарна определенная часть российского общества, ностальгирующая по сталинским временам и твердой руке, ищущая оправдания репрессиям. Это свидетельствует о том, что мы наступаем на старые грабли и не умеем извлекать уроков из своей печальной истории, которая, повторюсь, имеет более глубокие корни.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: