Информационное
агентство России
1°C
19 ноября, 22:36

Путин, Матвиенко, Собянин и Саркози — одного рода-племени?

Rustam
Путин, Матвиенко, Собянин и Саркози — одного рода-племени?
В.Путин -вепс, С.Собянин - манси, а Н.Саркози - венгр?

В годы советской власти разного рода диссиденты выискивали в генах руководителей государства еврейские корни. В условиях глобализма этнический вектор существенно поменялся и приобрел более пеструю космополитическую окраску. По оценкам ученых, мордовские корни имеют несколько миллионов россиян.

Следуя известной поговорке: «поскреби русского -найдешь татарина!», можно открыть удивительные сенсации и среди других этносов.

К знаменитым финно — уграм, например, относят: Михаила Ломоносова, Николая Патрушева, Валерия Леонтьева, (коми), Бориса Ельцина, Сергея Собянина (манси), Владимира Путина (вепс), Владимира Яковлева, Помелу Андерсон, (финны), патриарха Кирилла, Степана Эрзю, Василия Шукшина, Лидию Русланову, Николая Чиндяйкина, Наталью Водянову, Иллариона Яушева, Сергея Дарькина, Ольгу Каниськину, Валерия Борчина, Валентину Матвиенко, Никаса Сафронова, группу «Братья Гримм» (Борис и Константин Бурдаевы) — (эрзя). Николя Саркози (венгр), Татьяну Путяйнен ( финка). Николая Мордвинова, митрополита Антония, Михаила Девятаева, Алексея Маресьева, Андрея Кижеватова, Нину Кошелеву, Ивана Чигодайкина, Светлану Хоркину, даже Александра Овечкина и Олег Табакова( мокша), Василий Бочкарев (буртас). В списке известных финно-угров значатся также фамилии: Алексея Горького, Василия Чапаева, Василия Ключевского, Алексея Маресьева, Надежды Кадышевой, Олега Маскаева, патриарха Никона, протопопа Аввакума.

На мордовские корни Валентины Матвиенко, например, есть много ссылок в Интернете. Однако ее причисление к одной из ветвей мордвы (мокша или эрзя) вызвало бурную полемику. Вопрос об эрзянском или мокшанском происхождении Матвиенко остается дискуссионным.

Валентина Матвиенко (девичья фамилия Тютина) родилась 7 апреля 1949 года, в городе Шепетовка Хмельницкой области УССР в семье военнослужащего, где была третьим ребенком. Ее отец, фронтовик Иван Тютин умер, когда ей было 7 лет, мать — Ирина Тютина работала в костюмерном цехе театра. Окончила школу с серебряной медалью (1966 год), с красным дипломом -Черкасское медицинское училище (УССР, 1967 год). В 1972 году закончила Ленинградский химико-фармацевтический институт. При заключении брака взяла фамилию супруга — Владимира Васильевича Матвиенко.

В качестве зампреда Правительства России Валентина Ивановна побывала с официальными визитами в Пензенской области дважды. В ноябре 1999 года попала в автомобильную аварию, в результате которой получила черепно-мозговую травму и сломала ногу. Второй раз приезжала на «малую родину» на открытие 21-го регионального центра интернет-образования в 2002 году.

Пензенские информационные источники утверждают, что Валентина Матвиенко имеет отношение к сурскому краю, поскольку ее отец родился в Мокшанском районе Пензенской области. Действительно, фамилия ее предков по отцовской линии в пензенской топонимике встречается часто. Фамилии Тютенин, Тютиков, Тютин, Тютькин, Тютюкин, Тютюшин возникли разными способами. И по сей день не забыты слова тютюкать, тютюшкать ( тискать, нянчить ребенка). Тютя, Тютька — так дети называли щенков и котят, а взрослые самих малышей. Домашние имена со временем могли стать фамилиями. В одних говорах тютя, тютень- это увалень, неряха, замарашка; в других тихоня, человек незаметный, смирный.

Необходимо отметить, что Присурье считается колыбелью мордвы. В Мокшанском районе Пензенской области, откуда родом отец Валентины Матвиенко, есть много таинственных уголков природы отмеченных знаком Всевышнего. В степной зоне вблизи села Выглядовка, среди весенних пашен и осенних нив выделяется небольшой участок, где пробивается из- под земли ручей, а в окружении разлапистых ив образовался небольшой водоем. Сам ключ, которому приписываются чудодейственные свойства, был известен еще с незапамятных времен. Прадеды и прапрадеды местных жителей, вместе с языческими обрядами посвященными культу воды, донесли легенды о том, что отсюда начинаются корни истории мордовского народа. На географических картах это место указано, как исток Мокши, хотя сама река берет начало южнее села, на северо-западных склонах Керенско-Чембарской возвышенности

Однако исследователь сурского края Михаил Полубояров отмечает, что наибольшее распространение фамилия Тютин -сын Тюти (дохристианское имя), получила среди сосновоборской мордвы. Известны и чувашские имена — Тетней, Тетей. Есть и аналогичные гидронимы имеющие в своей основе части, возможно, связанные с именем человека.Тютя няр могло означать «Тютин мыс, угол», либо «Тютино поле». Есть в сурском крае и степная речка Тютнярь, правый приток Кадады, которая упоминалась еще в 1682 и 1700 годах. Гидроним явно мордовский: нярь- «мыс, выступ, угол», или нар — «поле».

Достаточно сложным является вопрос об эрзянском или мокшанском происхождении предков отца Валентины.Матвиенко. Подробный анализ фамилии Тютин дается на GenWAY.ru. В 40 процентах такие фамилии имеют русское происхождение, в 5 процентах- белорусское, в 5 процентах — украинское, в 25 процентах приходят из языков народов России (татарского, мордовского, башкирского, бурятского и др.), в 20 процентах имеют еврейские корни, в 5 процентах являются русифицированными вариантами латышских фамилий. Эти фамилии почти всегда происходят от имени, прозвища или профессии дальнего предка её носителя, причём в 57 процентах случаев ? по мужской линии и в 40 процентах случаев по женской.

Ранняя история племен уральской языковой общности, включавшей предков финно-угров, прослеживается с эпохи мезолита — среднекаменного века (7-12 тысяч лет назад). Уже к концу этой эпохи древние финно-угры расселились на территории от Зауралья до Восточной Прибалтики. В период неолита — новокаменного века (5-7 тысяч лет назад) они были представлены в Среднем Поволжье и Прикамье племенами волго-камской культуры. В конце III — первой половине II тысячелетия до н.э. в Верхнем и Среднем Поволжье проживали финно-угорские племена волосовской культуры. Во II тысячелетии до н.э. на этногенетические процессы в этом регионе оказали воздействие индоевропейские племена. Следы их влияния на местное население сохранились до настоящего времени как в языке, так и в антропологическом составе финно-угорских народов, в том числе и мордвы.

Основополагающее участие в формировании древней мордвы приняли племена городецкой культуры, проживавшие с VIII века до н.э. по начало нашей эры в западной части Среднего Поволжья и переднем Поочье (Волго-Окское междуречье). На рубеже нашей эры городецкая этническая общность «переросла» в древнемордовскую, которая в Пензенской области представлена Старо-Селиксенским и Ражкинским могильниками II-IV вв. н.э. В I-ом тысячелетии нашей эры ареал расселения древнемордовских племен включал долины рек Оки, Волги (среднее течение), Цны, Мокши, и Суры. На юге граница мордвы приблизительно совпадала с естественным рубежом леса и степи, на востоке не заходила дальше правого берега Волги, северная граница доходила до устья Оки, западная – до Среднего Поочья. В это время начинает складываться мордовский язык, относящийся к фино-угорской группе уральской языковой семьи.

Характерные признаки древнемордовской культуры становятся устойчивыми примерно с середины III века н.э. Древнемордовские племена до IV века н.э. занимали обширную территорию Цнинско-Окско-Сурского междуречья. Среди них выделялись южная группа племен в Верхнем Посурье (так называемая пензенская), другая проживала на Нижней Суре, в бассейнах рек Теша, Пьяна, Мокша и Цна.

Первое достоверное свидетельство о мордовском народе дошло до нас в труде византийского историка VI века, епископа Иордана “Гетика”, считающегося важным произведением эпохи раннего средневековья. Перечисляя ряд племен и народностей, покоренных вождем готов Эрманарихом, Иордан впервые называет и народ морденс (mordens), под которым исследователи разумели мордву. В других западноевропейских источниках средневековья мордва называется также merdas, merdinis, merdium, mordani, mordva, mordua, morduinus. .

Интересные топографические сведения в своём сочинении «Об управлении империей» ( 948-952 годы) привел
византийский император Константин II Багрянородный: «Пачинакия ( Печенегия) отстоит от Узии и Хазарии на пять дней пути, от Алании – на шесть дней, от Мордовии – на десять дней, от России – на один день».

В древнерусских летописях этноним мордва упоминается с XI века, когда у этого народа стали оформляться раннефеодальные государственные образования.В своей основе он восходит к ирано-скифским языкам: иранское mard — мужчина. В мордовских языках указанное слово сохранилось для обозначения мужа-супруга: «мирде». Мордовский народ делится на две группы: мордва-мокша и мордва-эрзя, из которых южная, пензенская группа древнемордовских племен послужила основой для формирования мордвы-мокши — коренного населения Пензенского края.

В мордовской историографии отмечается, что социально-политические объединения мордвы на территории сурского края, известные как княжества Пургаза и Пуреша, упоминались в устных преданиях в начале XIII века

Большинство исследователей видят в Пургазе эрзянского князя, в Пуреше -мокшанского. Практически все ученые признавали, что вотчина Пургаза примерно укладывалась в ареал эрзи, простираясь между Окой и Сурой от Волги до Алатыря, включая среднее течение Мокши, Мокшанская же территория охватывала бассейн Цны, верховья Мокши и Cypы. При раскопках на месте современного города Мокшана. были обнаружены останки древнейшего поселения — Мурунза.

В 1235 году римско-католический миссионер, посланник венгерского короля Белы, монах-доминиканец Юлиан,отправился искать древнюю прародину своего народа и достиг Волжской Болгарии, где нашел своих сородичей (венгров) «при большой реке Этиль (Ethyl)». На обратном пути он прошёл через мордовские земли : «проехал по реке в пятнадцать дней царство мордвинов (геgnum morduanorum).

Упоминание о мордве, связанное с характеристикой подавления монголами восстания народов Среднего Поволжья в 1242 году, есть в книге «Истории монгалов» католического монаха-миссионера Плано Карпини: «Возвратившись оттуда (из Западной Европы), они пришли в землю мордванов, которые суть язычники, и победили их войною». Весьма любопытные данные об участии мордвы в западных походах монголо-татарских войск содержит и послание Вацкого епископа Гильому III Овернскому (1249 год).

Торговавший в Приазовье венецианский купец Иосафат Барбаро в 1494 году добрался до Среднего Поволжья. Он обладал хорошей осведомленностью относительно мордвы и поведал интересные детали об их верованиях и образе жизни. Служивший в Московии австрийский политик и дипломат Сигизмунд фон Герберштейн издал в 1549 году «Записки о Московии», в которых писал : «К востоку и югу от реки Мокши тянутся огромные леса, в которых обитает народ мордва, имеющий особый язык и подчиняющийся государю московскому. По одним сведениям, они идолопоклонники, по другим – магометане.

Эту же особенность, относительно вероисповедования, отметил в 1564 году итальянский путешественник Рафаэлло Барберини: «Далее в верстах сто сорока за Нижним находится другая река, которая вливается здесь в Волгу, а течет с юга, и называется Сура, при устье которой стоит каменная крепость, именуемая Васильев Новгород. Неподалеку от этой реки находится тут еще другая, именуемая также Малая Москва, которая течет с юга на восток и вливается в Оку, повыше города Муромы. На этом пространстве земли есть большие леса, обитаемые мордовскими племенами, имеющими свой язык, и которые, частью идолопоклонники, частью же магометане».

Этноним мокша — Moxel связан с индоевропейским (Индоевропейская языковая семья включает славянские, германские, романские, балтийские, индийские, кельтские, иранские языки) гидронимом ( название, связанное с водным источником: рекой, ручьем, озером и так далее.) Финно-угры знали в глубокой древности слово, связанное с корнем йо, йа — обозначающее река. Оно сохранилось во многих финно-угорских языках, кроме мордовских и венгерского, но некогда существовало и в мордовском языковом мире. В некоторых мокшанских селах был известен гидроним Йов — прежнее название реки Мокши.

Значение и толкование слова мокша — moksha сегодня определяется тремя основными терминами: как одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма ( проливание, утекание — санскрит), как обозначение правого притока Оки в Европейской части Российской Федерации и этнографической группы мордвы.

Самые первые и достаточно любопытные сведения о мокше оставил во второй половине ХIII века монах францисканского ордена Роджер Бэкон: «К северу же от этой земли Тартарской между Танаисом и Этилией живут какие-то народы…. И оба эти народа живут на севере, рядом с полюсом, но более удален от севера народ, живущий сразу за рекой Танаис и называемый моксель, подчинённый тартарам. И они -язычники, живущие совершенно без закона, города у них нет, но хижины в лесах. За ними к востоку живет некий народ, называемый мердуим, зависимый от тартар. Но они — сарацины, живущие по законам Магомета». Под термином «моксел» Бэкон понимал мокшу, а под термином «мердуим» ( mегduim) – эрзянское население.

Аналогичные письменные сведения о мокше и эрзе содержатся в записках фламандского путешественника XIII века, посла французского короля Людовика IX к Батыю и хану Мункэ — Гийома де Рубрука. Он также упоминает народ моксель, который татары вели вместе с собою до вступления в Германию, а также живущее среди них племя, именуемые мердас (merdas) которых латины называют мердинис, и они -саррацины. За ними находится Этилия».

В сочинении иранского историка и государственного деятеля Рашид-ад-Дина- «Джами-ат-таварих» («Сборник летописей»), которое считается основным источником по политической и социальной истории монголов, есть сведения о том, что в год курицы (IX.1236 -VIII.1237) сыновья Джучи Бату, Орда и Берке, сын Угетай-каана — Кадан, внук Чагатая -Бури и сын Чингиз-хана Кулькан «занялись войной с мокшей, буртасами и арджанами (эрзянами) и в короткое время завладели ими».

Кстати, одно из наиболее ранних известий об этнониме эрзя — «арису» дошло до нас в послании кагана Хазарии Иосифа, (Хазарский каганат — государство, существовавшее до IX века в Прикаспийских степях) датированного Х веком. Вероятнее всего топоним восходит в своей основе к иранской лексике, иранское — arsan означает мужчина, герой.

На протяжении многих столетий территории междуречий Суры, Алатыря и Мокши заселяли различные племена, оставившие после себя наслоения архаической лексики, дошедшие до нас в названиях древних гидронимов. Топоним Мокшан ( районный центр Пензенской области основанный в 1679 году), скорее всего возник на основании древнего гидронима и уходит своими корнями в седую архаику. Известно, что древнейшие народы селились в местах расположенных рядом с водными источниками, а последующие цивилизации использовали их практический опыт.

Гидронимы Пензенской области принадлежат к Волжской, Окской и Донской гидросистемам. На территории региона они представлены реками Сура, Мокша и Хопёр. По южной части Пензенской области проходит и главный водораздел, разделяющий верховья рек Каспийского и Азовского морей. От него отделяется отрасль, составляющая Сурско-Мокшинскую водораздельную возвышенность. Равнинная река Мокша, являющаяся правым притоком Оки, протекает по территории Пензенской, Рязанской областей и Республики Мордовия, впадая в Оку ниже города Касимов. Ее более значительные притоки — реки Исса и Сивинь( правая сторона), Азясь, Атмис, Ломов, Шелдаис и Вад (левая сторона).

На окских гидронимах нужно остановиться особо. Многие из них, имеющие отношение к территории расселения древней мещеры, заканчиваются на «ша»: Выша,Зуша, Керша, Мокша, Торгоша, Пекша, Колокша, Селекша, Парша. Исследователи отмечают похожие гидронимы и в муромских лесах: Еремша, Курша, Вобша, Шилокша. Г. П. Смолицкая считает, что они могут расшифровываться как «вода, река». Другие ученые придерживаются мнения, что препозиция «ша», на примере отношения гидронима Выша к реке Цне, исходит из мордовского термина виш -«малая», а возможно представляет собой адаптированную старую буртасскую форму вииз, виис (венгер) -«вода, река», дополненную позднее известным в Поочье топоформантом «ша» по аналогии с гидронимами Мокша, Шукша, Каремша, Морша. В качестве доказательства приводится гидроним реки Буртас, упоминаемой в документах 1556 года и фактически являющейся главным верховьем Выши. Этот гидроним возник намного позднее. Напомним, что к началу XV века весь пензенский край стал частью Темниковской Мещеры — независимого княжества, расположенного между Московским государством и Золотой Ордой (с 1438 года Казанского ханства).

Не относящийся к бассейну Оки гидроним Шукша также имеет к истории мокшанской земли непосредственное отношение. Ныне река и село с одноименным названием находятся на територии Лунинского района, но в 1780 году, в качестве волостного центра, эти земли входили в состав Мокшанского уезда Пензенского наместничества. Еше раньше, задолго до основания пензенской засечной черты, обширная территория между рекой Барышом, правым притоком Суры и Цной, левым притоком Мокши, называлась линией мещерских сторож. Многие казачьи слободы, основанные мордовскими и татарскими мурзами, были приписаны к Шукшинскому стану.

М.С. Полубояров предполагает, что в самом начале I тыс. нашей эры, по-видимому, возникли гидронимы Уза, Выша в той же финно-угорской среде, не без влияния племен пермскоязычной позднепьяноборской культуры. С этого же периода стали известны названия некоторых рек длиной менее 100 км, таких, как Ломов, Шукша. Но ученый считает такие гидронимы исключением, поскольку у малых рек, обычно, не слишком древние имена.

Однако действительный член Русского географического общества А.И.Рыжиков указывает на то, что в дореволюционных научных трудах по этнографии, посвященных изучению народностей угро-финской языковой группы, упоминался и народ шокша, — одно из названий этнических групп мордвы. Этим термином, который стал использоваться в научной литературе с 50-х годов ХХ века, обозначается эрзянское население Теньгушевского и Торбеевского районов Республики Мордовия, живущее преимущественно в мокшанском окружении. Название Шокша произошло от реки, притока Мокши, и одноименного села на его берегу.

По мнению исследователя И.К.Инжеватова топоним происходит от марийского гидронима «шокш» — рукав реки, но марийский язык получил распространение далеко от северо- востока Мордовии. По другой версии название произошло от притока реки Мокши — Шокши и одноименного села на его берегу. Есть основания предполагать, что такое же название имела и река Шукша на территории Пензенской области. А.И.Рыжиков говорит о более южном происхождении топонима шокша, связая его с названием реки.

Ученый считает, что при указании гидронима Шукша была допущена картографическая ошибка. В качестве доказательства он приводит «Росписи мещерским сторожам» (1571), где река называлась Шокша: «2- я сторожа на речке на Шокше меж Суры и Мокшанского лесу; а сторожем на ней стояти из Кадомы, да из Темникова, да из Олаторя 12 человеком, по четыре человека из города, а бытии на сторожах из Кадома да из Темникова татаром да мордве, а из Олатора казакам, а беречи им и розъезжати направо до Мокшанского лесу, до речки до Киси, верст с 20, а налево к устью Шокше речки к Суре реке».

Аналогию с рекой Шокшей можно проследить и на примере более древнего гидронима Табалык (Талбалык), историческое название реки Узы, известное по «Книге Большому Чертежу», составленной по «чертежу» конца XVI века. М.С. Полубояров предполагает, что гидроним, возможно, восходит к кипчакскому тал, дала –»степной», булак – «источник», . Он также допускает вероятную связь с монгольским болук – административно-территориальная единица, «уезд» Золотой Орды; тал болук – «степной уезд». По мнению Полубоярова река могла считаться границей степного Укекcкого «уезда» и лесного Мохши (Наровчат).

Здесь уже прослеживается связь с более древней топонимикой. Необходимо отметить, что в списке древнерусского пантеона божеств, известных по “Повести временных лет” еще со времен Киевской Руси, упоминалось единственное женское имя — Мокошь, которое толковалось как производное от слов мокнуть, мокрый. Такая же трактовка отражена в этимологическом словаре славянских языков: «Мокошь как синоним мать сыра земля». К слову, в мордовском языке также много слов связанных с культом воды. Город Тамбов, к примеру, означает «омут», а расположенная недалеко от областного центра река Нару -Тамбов переводится как «травяной омут». В окрестностях Тамбова есть и другие названия связанные с гиднронимами: поселок Ляда (от ляй -ручей), Итляй (иделяй -ребячий ручей), Сюмоляй (корыто-ручей).

Возможно, что и в названии города Мохши ( современный Нарочат) — столицы Золотой Орды в начале XIV века, которую сами тюрки называли «Мохши Богохранимый», имеется привязка к водной терминологии. Не случайно именнно в Мохши,где работали мастера из Хорезма и других стран Средней Азии, придававшие особую ценность воде, строились общественные бани, дома с подогревом полов паром, арыки и фонтаны.

К концу XIX века (предварительный подсчет переписи 1897 года ) на территории Пензенской губернии мордва проживала в 200 селах и деревнях: Краснослободского, Инсарского, Наровчатского, Саранского, Городищенского уездов, несколько мордовских селений имелось в Чембарском и Нижнеломовском. уездах

Татары, более 68 тысяч человек, — жили в 89 деревнях, из которых 66 находилось в Краснослободском, Инсарском и Саранском уездах, остальные — в северной части Чембарского и Керенского. Уездов. В Городищенском и Нижнеломовском уездах числилось по две татарских деревни, в Мокшанском одна. За татарами числилось более 100 мечетей и 80 школ. В 1896 году православных числилось 1387726, раскольников 22362, католиков 1025, протестантов 410, евреев 619, магометан 68131, прочих исповеданий 392.

Наиболее крупными ареалами расселения мордвы на территории Российской Федерации в последние десятилетия являются Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области, республики Мордовия, Башкортостан, Татарстан, Чувашия.

Учитывая большое этническое разнообразие народностей сурского края, на территории Пензенской области можно обнаружить корни предков не только Валентины Матвиенко и Владимира Путина, но и Николя Саркози. Ярким тому подтвержденем является монах-доминиканец Юлиан, нашедший древних предков своих сородичей (венгров) при реке Этиль в пределах Волжской Болгарии. Неожиданной сенсацией увенчались и поиски родословной знаменитого советского писателя, актера и режиссера Василия Шукшина, причисляемого к народности эрзя. Его дочь Мария Шукшина разыскала корни своей фамилии на берегах реки Шукши в Лунинском районе Пензенской области/

Использованные материалы:

http://kray.ucoz.ru/index/ehrzja_moksha_mordva/0-297
http://www.finnougoria.ru/news/publications/3290/
http://www.kudokodu.ru/archive/052-053/art20.html
http://finugor.ru/leaders/candidate/21038
РZZ
http://www.proimena.ru/familiya.html?id=802
http://www.suslony.ru/Toponimika/Tya.htm
http://www.genway.ru/lib/allfam/%D0%A2%D1%8E%D1%82%D0%B8%D0%BD/?keyfam=%D0%A2&page=49
http://rcio.pnzgu.ru/personal/168/3/1/

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. karakipchak29.09.2011 14:32

    Чапай вробе бы из тюрков, их чувашей кажется, Чап — от рубить, скакать, предки Чапая видимо были хорошими рубаками

  2. бенладен 29.09.2011 15:59

    Предки Путина родом из пред кавказье.Это давно вычислили.Они говорили на тюрском языке,в часности на кумыкском. Но в угоду современности он это скрывает. Как и Андрей Тарковский скрывал происхождения из села Тарки под Махачкалой.И таких очень много

  3. казах29.09.2011 20:18

    Путин это перестроившийся китаец просто поменял местами слоги — Тин Пу. (шутка)

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: