12 октября, в день рождения татарского религиозного деятеля, первого главного казыя Республики Татарстан Габдулхака Саматова (1930-2009 гг), в Казани состоялись Вторые Саматовские чтения.
В работе научно-практической конференции, организатором которой является Духовное управление мусульман Республики Татарстан, приняли участие муфтии Татарстана, Ханты-Мансийского автономного округа, Чувашии, Москвы и Самарской области, руководители и преподаватели всех мусульманских учебных заведений республики, родственники юбиляра, а также представители татарстанской научной общественности. К слову, муфтием Ханты-Мансийского автономного округа является Тахир Саматов – сын Габдулхак хазрата, а его жена – Каусария абыстай была удостоена благодарственного письма ДУМ РТ "Гасыр абыстайлары", вручение которого состоялось в минувшую пятницу в мечети Марджани в столице Татарстана.
Наряду с воспоминаниями о Г. Саматове на богословском научном форуме обсуждались вопросы, связанные с изучением ханафитского богословского наследия, историей ислама в постсоветский период, особенностями этнической и региональной составляющей культуры татар. Участники конференции также констатировали тот факт, что Габдулхак Саматов стал достойным продолжателем богатого богословского наследия татарского народа. Благодаря в том числе и его многолетним усилиям в сфере духовного наставничества, ислам смог сохраниться, начался процесс мусульманского возрождения в современной России.
Доклады выступающих были посвящены в основном роли духовного наследия Габдулхак хазрата в мусульманском образовании и в целом в жизни российской уммы. Некоторые участники как всегда не преминули напомнить о необходимости следования традиционной для мусульман данного региона ханафитской правовой школе. В частности, председатель совета улемов Татарстана Рустам Батров в своем докладе "Актуальность теологического наследия имама Абу-Ханифы в противостоянии религиозному экстремизму" отметил, что в современном российском мусульманском богословии сложились два тренда: школа духовной мудрости (которой и придерживался Габдулхак Саматов) и школа формального богословия, которые выражаются в противостоянии между традиционным исламом и ваххабизмом.
На мероприятии прозвучали и довольно экстравагантные заявления. Например, приглашенный организаторами на чтения Раис Сулейманов выступил на тему "Организованные преступные группировки (ОПГ) и салафизм: сращивание религиозного фундаментализма и криминала в Татарстане". Опираясь исключительно на "свои наблюдения" он расписал ужасающую картину засилья исламистской преступности. Однако никаких конкретных фактов, подтверждающих то, что мусульмане "методами рэкетирства вымогают закят у торговцев рынков", а также "организовывают ОПГ", докладчик представить не смог.
Гумер Саматов в воспоминаниях о своем старшем брате напомнил принцип, которым руководствовался при жизни Габдулхак хазрат: "Большая польза для уммы будет в том, если мы в каждом христианине будем видеть потенциального мусульманина, чем подобно ваххабитам видеть в каждом мусульманине потенциального кяфира".
В ходе конференции также состоялась презентация сборника, составленного по материалам Первых Саматовских чтений, и вручена Премии им. Г. Саматова "Рухи мирас" (Духовное наследие), которой в этом году был удостоен главный казый Татарстана Джалиль Фазлыев. Данная премия присуждается за "наиболее выдающиеся достижения в сфере развития мусульманской теологии, проповеднической деятельности и организованном укреплении мусульманских религиозных объединений, направленных на сохранение духовного наследия татарского народа, основанного на ханафитском мазхабе".
Завершились Вторые Саматовские чтения принятием резолюции, в которой в частности говорится о необходимости организации системного изучения научно-богословского наследия Габдулхака Саматова, в том числе создание электронного ресурса с его трудами, издание полного собрания сочинений проповедника и подготовку проекта будущего музея Габдулхак хазрата.
Первые Саматовские чтения были проведены в день 80-летия первого Главного казыя Татарстана Габдулхака Саматова в 2010 году. Они были организованы в знак памяти и почтения религиозного деятеля, сыгравшего особую роль в становлении традиционных религиозных ценностей татарского народа. В прошлом году чтения получили статус ежегодных.
Следует отметить, что среди имамов Татарстана – есть ученики Габдулхака Саматова. Среди них – представитель ЦДУМ в Москве и Центральном регионе России Альбир Крганов, имам-хатыб мечети Кул Шариф Рамиль Юнусов, ректор казанского медресе "Мухаммадия" Наиль Яруллин и многие другие.
Ответить
фуу ,клоуны, как взглянешь, тошнить начинает
Ответить
Полнейший бред !!!
Ответить
они и талибов наверно назовут экстремистами, хотя большинство из них придерживается ханафитского мазхаба, но есть и суфисты и саляфиты,если верить документу,который когда-то читал. а что они могут знать кяфиры?! для них отрубание руки вору уже будет экстремизм, потому что они кяфиры и живут по конституции рф. а те кто разделил мусульман на "традиционных" и "вахабитов" совсем дураки, если в одной местности традиционным течением Ислама считается сектанты ахмадиты, то нельзя же сказать,что это и есть истина,а остальные течения плохо. лично я не считаю их "...
Читать дальше
Ответить
Зато теперь можно в любом вопросе опереться на труд Абу Ханифы и за это тебе по шапке не настучат. Потому что это прописано в уставе ДУМ РФ. Допустим наказание прелюбодея через побивание. Это есть в фикхе Абу Ханифы..
Ответить
Все какие-то резолюции слова и непродуктивные мероприятия .Когда же будут решения проблем в обществе, когда же людям достаточно будет ходить на одну работу а не разрываться на нескольких когда будут убраны проценты в банках это явный харам, когда Абсолютно ведь никакого влияния на спад например цен на горючее или помощь государства в покупке жилья. это же по шариату в ответственности государства лежит
Ответить
самые лучшие ханафиты в матрудийской акыде это афганские талибы
Ответить
живет ли он по по мазхабу абу ханифы или шафии нет ни какой разницы. главное что бы все братья понимали что Ислам это идеология и у него есть своя система для жизни. И никак конституционный строй и Ислам не могут жить вместе. А муфтият понимает это но они боятся медвепутов и бояться потерять теплые кресла но не боятся получается Аллаха который в миг может отобрать у них все! Но альхамдулиллях все больше и больше людей понимают где истина
Ответить
Главное - единство, без разницы, что есть 4 мазхаба. Главное, что бы не убивали друг друга.
Ответить
пущай у всех различные Мазхабы, главное в Умме , чтобы понимание Ислама не хромало !! )
Ответить
Эти собрания, может и имеют какую то пользу, но бесполезности и топтания на одном месте больше. Мне все интересно каким образом Ханафитская школа может противостоять "религиозному экстремизму" (по большей степени надуманному). Если посмотреть, что такое исламский экстремизм в России, то это противоречие конституционному строю России и действия по его свержению. Ханафитская школа, если посмотреть по истории Халифата, при котором жил Абу Ханифа, предусматривает законы шариата полностью противоречащие конституции РФ. Так как Абу Ханифа выводил шариатские законы в области образования, п...
Читать дальше
Ответить
Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает...
Ответить
Да потому что вы ханафиты вообще призыв н еведёт ена мой взгляд! А вот если вы начнёте активно джахилей и кяфиров призывать к ИСламу тоестьб вести дагват вас будут хватать и сажать как это делают с Нурсистами хизбиями и саляфами! Почти 70 процентов роликов в нете про Ислам это Саляфов дело! 20 это хизбии 19 нурсисты! такой же процент и приведёные люди в Ислам! ВЫ ханафиты для уммы ничего не делаете! (хотя это возможн мой взгляд)
Ответить
Знаю покойного Саматова с начала 80-х прошлого века и мне трудно говорить о его выдающности. А по поводу богослова, что-то не могу припомнить ни одного его богословского труда.
Ответить
А неханафиты - экстремисты и бандиты? :) В своем репертуаре... А Амелина ничем не отметилась?
Ответить
Полнейший бред !!!
Ответить
они и талибов наверно назовут экстремистами, хотя большинство из них придерживается ханафитского мазхаба, но есть и суфисты и саляфиты,если верить документу,который когда-то читал. а что они могут знать кяфиры?! для них отрубание руки вору уже будет экстремизм, потому что они кяфиры и живут по конституции рф. а те кто разделил мусульман на "традиционных" и "вахабитов" совсем дураки, если в одной местности традиционным течением Ислама считается сектанты ахмадиты, то нельзя же сказать,что это и есть истина,а остальные течения плохо. лично я не считаю их "...
Читать дальше
Ответить
Зато теперь можно в любом вопросе опереться на труд Абу Ханифы и за это тебе по шапке не настучат. Потому что это прописано в уставе ДУМ РФ. Допустим наказание прелюбодея через побивание. Это есть в фикхе Абу Ханифы..
Ответить
Все какие-то резолюции слова и непродуктивные мероприятия .Когда же будут решения проблем в обществе, когда же людям достаточно будет ходить на одну работу а не разрываться на нескольких когда будут убраны проценты в банках это явный харам, когда Абсолютно ведь никакого влияния на спад например цен на горючее или помощь государства в покупке жилья. это же по шариату в ответственности государства лежит
Ответить
живет ли он по по мазхабу абу ханифы или шафии нет ни какой разницы. главное что бы все братья понимали что Ислам это идеология и у него есть своя система для жизни. И никак конституционный строй и Ислам не могут жить вместе. А муфтият понимает это но они боятся медвепутов и бояться потерять теплые кресла но не боятся получается Аллаха который в миг может отобрать у них все! Но альхамдулиллях все больше и больше людей понимают где истина
Ответить
Главное - единство, без разницы, что есть 4 мазхаба. Главное, что бы не убивали друг друга.
Ответить
пущай у всех различные Мазхабы, главное в Умме , чтобы понимание Ислама не хромало !! )
Ответить
Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает...
Ответить
Да потому что вы ханафиты вообще призыв н еведёт ена мой взгляд! А вот если вы начнёте активно джахилей и кяфиров призывать к ИСламу тоестьб вести дагват вас будут хватать и сажать как это делают с Нурсистами хизбиями и саляфами! Почти 70 процентов роликов в нете про Ислам это Саляфов дело! 20 это хизбии 19 нурсисты! такой же процент и приведёные люди в Ислам! ВЫ ханафиты для уммы ничего не делаете! (хотя это возможн мой взгляд)
Ответить
Знаю покойного Саматова с начала 80-х прошлого века и мне трудно говорить о его выдающности. А по поводу богослова, что-то не могу припомнить ни одного его богословского труда.