Информационное
агентство России
2°C
18 ноября, 02:21

Муфтий, потерявший киблу

muh
Муфтий, потерявший киблу
Шейх Аббас Бибарсов: Я не сомневаюсь в том, что такие люди могут разрушать мечети

Заявления председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина, высказанные им в интервью газете «Московская правда», повергли мусульманскую общественность в состояние шока. Во-первых, ссылаясь на оценку Москомнаследия, он обнародовал нуждающуюся в подтверждении независимых экспертов информацию о том, что здание Московской соборной мечети не представляет исторической ценности. Во-вторых, при ее строительстве в начале прошлого века, по его словам, было допущено «серьезное отклонение направления на киблу, что в результате приводит к семисоткилометровому отклонению от предписанного направления мусульманской молитвы».

Сенсационные заявления Гайнутдина вскоре дополнились реальными событиями. 11 сентября 2011 года, то ли в знак солидарности с американским народом по случаю десятилетней годовщины совершения теракта в Нью-Йорке, то ли по причине иной исторической аналогии, Московская соборная мечеть была снесена. В ночь накануне, по версии Совета муфтиев России, во время ливня обрушилась западная стена старого здания мечети. Часть стены обвалилась внутрь зала, часть — на уличную территорию. По инициативе ДУМЕР (муфтий Равиль Гайнутдин), было принято решение о срочном разборе оставшихся трех стен, поскольку якобы существовала опасность их дальнейшего разрушения.

Вердикт ДУМЕР, фактически являющейся приговором историческому памятнику татарского народа, вызвал праведный гнев и возмущение всего мусульманского сообщества России. Мусульманская общественность особенно была шокирована оперативностью сноса здания.

Общественная дискуссия о судьбе мечети длилась на протяжении долгих лет, но о ее сносе ранее речи не велось. Все говорили только о реставрации мечети, об исторической ценности самого здания. Комментарии по поводу свершившегося факта продолжают поступать по сей день. Хронику последних событий любезно согласился прокомментировать почетный муфтий ЕДУМ Пензенской области, шейх Аббас Бибарсов.

А. Бибарсов: Лично Гайнутдин заверил всех мусульман в том, что мечеть будет сохраненаА. Бибарсов: Лично Гайнутдин заверил всех мусульман в том, что мечеть будет сохранена

— Аббас- хазрат! Какое значение лично для вас имела Московская соборная мечеть?

— Мне трудно говорить о Московской соборной мечети в прошедшем времени. Я все понимаю разумом, но сердцем и душой принять факт ее разрушения не могу. Уж слишком много с ней связано ярких страниц истории татарского народа, да и моей биографии тоже.

-Вы имели к ней непосредственное отношение?

— В 1975 году, после трехлетнего обучения на богословском факультете Дамасского университета (Сирия) меня избрали на Пленуме ДУМЕС первым заместителем муфтия по религиозным делам, одновременно я исполнял обязанности имам-хатыба соборной мечети Уфы. В силу служебных обязанностей мне приходилось сопровождать иностранные делегации из мусульманских стран и возглавлять делегации советских мусульман в страны Востока.

Хочу сразу оговорится, что, начиная с 1950 года, важнейшим аспектом работы ДУМЕС стала международная деятельность. Визиты и обмены делегациями в рамках международных отношений СССР с исламскими государствами стали доброй традицией. Главы мусульманских государств, прибывавшие в нашу страну с официальными визитами, в обязательном порядке посещали Московскую соборную мечеть, которая стала символом мусульман Советского Союза, «визитной карточкой» советского ислама.

Я был лично знаком со многими имамами, аксалами и прихожанами Московской соборной мечети, принимал в ее стенах участие в крупных религиозных мероприятиях. Только долго разрываться между Москвой и Уфой не мог, а потому в 1982 году сложил с себя обязанности имам-хатыба уфимской соборной мечети, оставив за собой пост первого заместителя муфтия ДУМЕС.

В том же году муфтием ДУМЕС был избран Талгат Таджуддин, а в Москве открылась Всемирная Конференция руководителей и других видных деятелей религий мира, посвященная сохранению жизни человечества и предотвращению ядерного уничтожения.

Инициатором ее проведения выступил тогдашние глава Русской православной церкви Пимен. Мусульмане Советского Союза не могли оставаться в стороне от высокой миссии служения делу миру и дружбы между народами, и горячо поддержали идею РПЦ. В этот период времени я временно исполнял обязанности имам-хатыба Московской соборной мечети, где проводил пятничные намазы и другие молитвы.

— Вам самому не предлагали должность имам-хатыба Московской соборной мечети?

— Тогда эту вакансию занимал один из старейших имамов Советского Союза Ахметзян Мустафин, который прослужил в этой должности 30 лет. Кстати, именно благодаря его авторитету в 1980 году удалось спасти от разрушения здание Московской соборной мечети, которую столичные власти намеревались снести в связи со строительством Олимпийского спортивного комплекса в Москве.

В 1986 году я приехал из Азербайджана отдохнуть в родном селе Средняя Елюзань. В национальных республиках тогда было неспокойно. Назревали первые предпосылки развала СССР. Я решил ехать в Москву с твердым намерением просить отставки с должности имам-хатыба соборной мечети «Аждарбек». Мне хотелось подальше уйти от большой политики и посвятить себя служению Аллаху в родном селе. В Совете по делам религий при Совмине СССР мою просьбу внимательно выслушали и… предложили занять пост имам-хатыба Московской соборной мечети.

Ахметзян Мустафин на тот момент умер и освободившуюся вакансию предложили мне, но я от нее отказался. Уговаривали часа три, но я стоял на своем: «Хочу вернуться в родное село!». Тогда, прямо при мне, из канцелярии позвонили уполномоченному Совета по делам религий по Пензенской области А.С.Васягину и передали строжайшую инструкцию: «Ни в какую мечеть Бибарсова имамом не назначать». В Среднюю Елюзань все же я вернулся, а на предложенное мне место в Московской соборной мечети вскоре назначили имам-хатыба казанской соборной мечети «Нур Ислам» Равиля Гайнутдина.

— Вы согласны с заявлением Равиля хазрата о том, что по оценке Москомнаследия здание мечети не представляло исторической ценности?

— Мне больше припоминается его заявление по случаю 100-летия Московской Соборной мечети в Колонном зале Дома Союзов. В своей речи на юбилейных торжествах в мае 2004 года он говорил о том, что в истории Московской Соборной мечети отражена вековая история, о том, что за 14 веков существования ислама в России не было события, равного по своему значению этому юбилею.

Но в августе-сентябре 2011 года позиция ДУМЕР в отношении Московской соборной мечети резко изменилась. Почему? Незадолго до сноса Московской соборной мечети Равиль Гайнутдин исключил возможность ее разрушения, заявив о том, что она сохранится как памятник татарской архитектуры. Он заверил мусульманскую общественность в том, что мечеть будет реконструирована, но не уничтожена.

А вскоре якобы обрушилась одна из стен здания и было принято скоропалительное решение о демонтаже мечети. Мэрию Москвы и мусульманскую общественность просто поставили перед свершившимся фактом.

— Вы верите в то, что обрушение стены Московской соборной мечети — это результат форс-мажорных обстоятельств или допускаете версию о том, что кому-то понадобилась аналогия с инсценировкой поджога немецкого Рейхстага?

— В том, что обрушение стены произошло естественным путем у меня есть большие сомнения. Стены в одночасье не падают. Этому предшествует длительный процесс внутреннего разрушения. По версии СМР: «во время ливня обрушилась западная стена старого здания мечети. Часть стены обвалилась внутрь зала, часть — на уличную территорию». Но если наклон массы был направлен при обрушении внутрь зала, то какая сила нужна для того, чтобы повернуть ее в обратную сторону? Как человеку, принимавшему в 60-70 годы XX века участие в возведении многих строительных объектов, мне трудно представить такое.

В смысле технических требований, предъявляемых к строительным объектам в условиях российской действительности, Московская соборная мечеть была идеальным сооружением. За сто лет на ее стенах не образовалось ни одной трещины. Иначе и быть не могло. За вековую историю существования в ней совершали молитвы миллионы мусульман, включая иностранные делегации. Мне трудно допустить мысль о том, чтобы органы технадзора СССР, а затем России взяли на себя ответственность за чрезвычайное происшествие. Были ли ДУМЕР выданы предписания — это другой вопрос, но судя по многочисленным заявлением руководства СМР о необходимости проведения реставрационных работ они были.

В таком случае, как принято в цивилизованном обществе, мусульман должны были предупредить о невозможности использования мечети в культовых целях и закрыть ее на реконструкцию. Гайнутдин же, зная об этом, за три дня до обрушения стены проводил в стенах Московской соборной мечети торжественную молитву, тем самым подвергая смертельному риску тысячи прихожан. Это уже осознанный поступок и любой руководитель, не отреагировавший на выданные технические предписания, должен понести ответственность перед законом за свои действия или бездействия.

— А вы считаете что Московскую соборную мечеть можно было сохранить?

— Я принимал участие в закладке камня в основание новой Московской соборной мечети и могу подтвердить, что в окончательный вариант проекта был внесен пункт о сохранении старой соборной мечети. Во всяком случае руководство СМР обещало ее не ломать. Лично Гайнутдин заверил всех мусульман в том, что мечеть будет сохранена, но не сдержал своего слова. Он вошел в историю как разрушитель татарской мечети.

Как бы такие люди себя не пытались оправдать, разрушителям мечетей нет никакого оправдания. Всевышний тому свидетель и в Судный день мы также будем свидетельствовать об этом перед Аллахом.

— Но другим аргументом Равиля Гайнутдина в пользу сноса Московской соборной мечети является ее отклонение от киблы, что возможно только при исправлении направленности мечети в сторону Каабы.

— Как муфтий, допустивший разрушение Московской соборной мечети, лишивший тысячи мусульман совершать пятикратные намазы, и как духовный лидер российской уммы потерявший киблу, он для меня уже не существует.

Ведь что такое кибла? Это то место, ориентация или направление для совершение намаза, от которого молящийся обращается лицом в сторону Священной Каабы в Мекке. На раннем этапе пророчества Мухаммада, мир ему, первым мусульманам киблой служила расположенная на земле Палестины мечеть аль-Акса, которую Аллах несколько раз наградил в Коране эпитетом «благословенная».

Согласно преданию, во время полуденной молитвы в мединской «Мечети двух кибл» пророку, мир ему, было откровение от Аллаха о смене киблы. Посланник Всевышнего Мухаммад, да благословит его Аллах, не прерывая молитвы, вместе с остальными молящимися, просто изменил направление в сторону Мекки (сура 2:142-150), при этом он не стал перестраивать мечеть, тем более разрушать ее.

Так почему же для смены киблы потребовалось сносить Московскую соборную мечеть? Не проще бы было провести внутреннюю реконструкцию мечети развернув михраб, расстелив ковры в направлении Мекки и повернув свои лица в сторону Священной Каабы? Самое ужасное в том, что мусульмане Москвы не только лишились исторического здания старой соборной мечети, но и лишены возможности совершать религиозные ритуалы в строящемся комплексе новой соборной мечети, который грозит превратится в долгострой.

К какой же кибле им теперь обращаться, если по оценкам СМР, в праздничные дни на территории перед Московской соборной мечетью собиралось до 70 тысяч правоверных? Почему они должны терпеть лишения и унижения под палящим зноем или в лютую стужу? Зачем же нужно было ломать старую мечеть не построив новую? Об этом Равиль Гайнутдин подумал?

Заявляя о том, что при «строительстве Московской соборной мечети в начале прошлого века было допущено серьезное отклонение направления на киблу», он подвергает сомнению авторитет устазов, меценатов и благочестивых мусульман стоявших у ее истоков с 1904 года, собиравших деньги на ее строительство по всей Российской империи, даже на территории Китая.

Являясь муфтием, председателем президиума Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона России (ДУМЦЕР) с 1994 года, а имам-хатыбом Московской соборной мечети с 1987 года, занимая по настоящее время посты председателя президиума Духовного управления мусульман европейской части России ( ДУМЕР) и Совета муфтиев России, Равиль Гайнутдин мог бы поинтересоваться вопросом изменения киблы еще 24 года назад. Но скрывал эту проблему от мусульманской уммы, продолжая совершать вместе с паствой молитвы вне направления Каабы.

Интересно, чтобы сказали иудеи пророку Моисею, который 40 лет водил израильский народ по пустыне в поисках земли обетованной, если бы в конце пути он признался им в том, что все эти годы вводил народ в заблуждение?

-Не связаны ли ваши суровые оценки с личной неприязнью к Равилю Гайнутдину?

— Мне его не за что любить. Благочестивые предки всегда учили нас познавать людей по мере их общения с близкими и окружающими. Могу привести несколько примеров, которые характеризуют поведение Равиля-хазрата по отношению к моей личной судьбе.

Практически всю сознательную жизнь, включая бакинский период, я собирал старинные мусульманские книги. Искал их на стройках, свалках, в разрушенных домах, объездил практически все татарские села России. Меня знают мусульмане во всех странах СНГ и регионах России. И многие из них, которым семейные реликвии были очень дороги, дарили мне их ради Аллаха, чтобы я их сохранил.

За долгие годы у меня образовалась уникальная коллекция. Часть книг я передал в дар учителям бухарского медресе. Другую часть оставил у себя, но в доме случился пожар. Об этом узнали практически все мусульмане на постсоветском пространстве, и многие мне выразили искреннее сочувствие. А вот Равиль Гайнутдин, хотя я являлся сопредседателем СМР, мне даже не позвонил, не поинтересовался: «Что с домом? Уцелели ли книги — богатейшее наследие наших предков?

Когда в мой дом пришла новая беда, умер мой старший сын Джафар, он также не выразил ни одного слова соболезнования. Даже не справился о моем здоровье после того, как я сломал бедро и два месяца лежал в больнице. Поэтому для меня не удивительно, что именно такие люди могут разрушать мечети.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. Сибиряк17.10.2011 12:29

    Когда давили общины Совета муфтиев в Кузбассе, ни Равиль Гайнутдин, ни Нафигулла Аширов никакого участия по защите своих местных религиозных организаций не принимали. Наоборот уважаемый Равиль хазрат тесно начал сотрудничать с искуственно созданным "Кемеровским ручным муфтиятом"…Аллах Тааля воздаёт по заслугам…

    • r-han18.10.2011 6:23

      Астагизу Биллях.
      Уважаемый брат, а можно подробнее рассказать, кто кого давил с фактами и именами. Знаком лично с многими имами КО, насколько слышал от них все рады, что есть Кемеровский муфтият и благодарны Аллаху за это.

  2. Gayar17.10.2011 15:37

    Призываю Вас проголосовать под Обращением "Виновников сноса Соборной мечети — к ответу!"
    Адрес в интернете: http://www.mtss.ru/im9/

  3. islamiua17.10.2011 21:29

    ……МММда…..

  4. koccak19.10.2011 1:11

    "Он вошел в историю как разрушитель татарской мечети" — эти слова напоминает мне как некоторые удивляются — "как это мусульманин не знает татарский язык?". Если так будем называть по национальностям, то как быть нам Дагестанцам, где около 36 наций?)))
    Вместо того чтобы ковыряться в болячках, лучше побеспокоились бы о восстановлении……..

  5. ali21.10.2011 0:32

    да сколько можно уже жевать эту мечеть… нужно теперь то уж думать кто ее восстановит…пусть кто снес и докажет всем свои намерения если он говоритт правду…….

  6. Ильдар Минхаметов21.10.2011 21:22

    Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
    Братья задумайтесь, кому нужен раздор в наших рядах, кому он выгоден?
    Теперь о ценности, что это одна из трёх святынь? Даже там где ступала нога господина пророков Мухаммада салалаху алейхи васалям, нашли в себе силы и решительность перестроить. Построив красоту которая отвечает требованиям сегодняшнего дня. И здесь ИНША АЛЛАХ! будет красивая современная вместительная мечеть. А разводить сплетни и суждения за спиной брата мусульманина — разве есть место в нашей Великой религии таким действиям.

    • BERGMAN21.10.2011 21:41

      Все распри исчезнут когда на месте старой мечети будет стоять новая большая и хорошот оснащенная мечеть !

  7. Abutas22.10.2011 20:40

    Походу кто мусолит эту тему очень зарится на место председателя СФ России. А повод всегда найдется, лишь бы человек был. И получится как с Усман хазратом — "он ушел по болезни".

    • Gayar23.10.2011 10:04

      А что Усмана хазрат — большая потеря? Что он совершил выдающегося? Язнаю немало примеров со стороны ДУМНО безразличия к тому, что происходит в подведомственных мечетях.

      Вам никак не понять, что Гайнутдин оскорбил очень многих. Это травма на всю жизнь. То как они обошлись с мечетью похоже на то как обошлись с Каддафи натовские "повстанцы". Это безнравственно и противоречит Исламу.

      Никого Гайнутдин по большому счету не защищал, кроме властей, иначе жил бы скромно, как учил Пророк (мир ему).

  8. Abutas22.10.2011 20:44

    *СМ России (извиняюсь за опечатку)

  9. АбуМухаммад23.10.2011 13:23

    Гаярэфенди. Так как Вы не живете в Татарстане, Вы так легко говарите про Гусман и то что сделал. Много альхамдулиЛяхи сделал.

    • Gayar25.10.2011 14:14

      Вот, если бы сделал — в Москве было бы слышно! Того, что не сделал, говорить не стану — нет смысла.

      • АбуМухаммад25.10.2011 15:28

        Я думаю что Вы простите Гусманхазрата и татарстанцев что Вам лично не должили?! Риу это так себе и что от туда вышло не мало грамотных имамов то же так себе, и что много литературы выпускалось то же так себе и что он не выступал против ХТ, таблиг и тд тоже так себе. и что много мечетей открыли так себе и что в Казани на каждом шагу халялкафе а обокновеных магазинах продают халяль, и что Идельхадж так себе и комитете Халял так себе, и что там при нем спокойно работала Альметеевское медресе так себе и что Там работали такие проповедники как доктор Камаль, Р. Юнус, Малик и Идрисхазраты, и что он не давли суфиев и шиитов, все так себе??? Вы наверно и в Москве не замечаете как работают братья Аляутдиновы, М. Карачай, Собрания, работал ИД Бадр, фонд Ибрагим, ИД Умма ?? Сафажайцы все так себе. потомучто Вкам лично не докладвают?

  10. bm24.10.2011 17:53

    Вот достали со своим наследием. Кто-нибудь может внятно ответить на вопрос??? Мечеть — это исторический памятник или место для поклонения Единому Богу?
    Если второе, то какая по сути разница кто ее когда-то строил, если сейчас планируется построить еще больше и еще красивее на том же месте?

  11. Марат Фейзуллов25.10.2011 10:16

    МЕЧЕТЬ — это МЕСТО КОЛЛЕКТИВНОГО НАМАЗА МУСУЛЬМАН !!!

    А МЕСТО, где ты можешь возносить свои молитвы к Всевышнему,
    это — ВСЯ ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ !!!

    Лишь бы это МЕСТО молитвы было ЧИСТЫМ, а в ДУШЕ был НИЯТ !!!

    И только у ХАЙБАНОВ ( ЖИВОТНЫХ) нет никакой разницы
    между НРАВСТВЕННОСТЬЮ и ДУХОВНОСТЬЮ !!!

    ТЕМ и ЧЕЛОВЕК отличается от ХАЙБАНА !!!

    • bm25.10.2011 11:10

      Спасибо за ответ.
      В таком случае разве не хорошо, что место коллективного намаза станет новым, светлым, просторным и чистым?
      Я просто везде слышу только о ценности этой мечети как культурного наследия.

    • bm25.10.2011 11:12

      А еще почему ее называют татарской мечетью? Я сам татарин, но не думаю, что мечеть это собственность какой-то определенной нации.

      • Gayar25.10.2011 14:23

        bm — Это вы достали своей тупостью. Не желаете слышать, что можно было построить новую мечеть, не ломая старой!!! Это же варварское уничтожение. Вам не хватает нравственных качеств, раз не понимаете значения старой мечети, а это говорит о слабости имана. А в каком свете этот вандализм выставил мусульман в глазах наших соседей! Думаете, после этого будет больше доверия к мусульманам, больше народа пойдет в мечеть?
        Да, если приезжих будет больше, то и народу в мечетях больше будет. А местные татары?

        • bm25.10.2011 15:10

          Так объясните, только без криков и оскорблений. Каких именно нравственных качеств мне не хватает, чтобы понять?
          Вы то постарайтесь других услышать. От противников реконструкции только и слышно о КУЛЬТУРНОМ наследии и постоянные упреки в адрес Равиля Гайнутдина. Никто же вроде торговый центр там ставить не собирается. На этом же самом месте будет НОВАЯ мечеть.

          Для справки
          1153 г.
          Мечеть Кутубийя в Марракеше
          Строители второпях допустили ошибку: михраб новой мечети не был ориентирован точно на восток, на Мекку. Только что законченную мечеть пришлось разбирать, а на ее месте возводить новую — ныне существующую.

          Мекканскую мечеть за 14 веков реконструировали примерно 14 раз, и причиной тому почти всегда являлось увеличение числа паломников. Сегодня мечети, как в Мекке, так и в Медине, рассчитаны на несколько миллионов человек. А во времена пророка Мухаммада (с.а.с) — всего на несколько сот человек. Времена изменились.

          Пророк лично принимал участие в возведении мечети в Медине, он носил на своих благословенных плечах камни, пальмовые ветки, из которых она строилась. Что-нибудь из этого сохранилось? Разве мечеть, воздвигнутая посланником Божьим, сохранила свои прежние границы и обличие? Халифы, сподвижники и многие праведники расширяли и совершенствовали мечеть, построенную самим пророком Мухаммадом!

          Так проблема тогда в чем? Нужна именно старая или нужна мечеть в принципе.

          • Gayar29.11.2011 14:27

            Прежде всего Вам надо извиниться за свое "достали". Неоднократно объяснялись причины недовольства сносом мечети, кроме того, на сайте mtss.ru выложены документы и факты, а Вы за свое. Конечно возмущает примитивизм рассуждений: "нам надо больше места для молений и это прежде всего". Но и этого места не хватит, и построятся новые мечети, а памятник не вернешь никогда.

            Памятник принадлежит не только мусульманам, но и еще и многим другим, чья жизнь связана с ним. Рушить память своего народа, оскор***ть этим многих других людей — безнравственно, что и есть признак слабого имана. Тем более, что можно было все решить по уму.

            Кроме того Вы так и не расслышали ложь, распространяемую имамами ради этого сноса, а также осквернение тех, кто недоволен. И не возмутились таким явным пренебрежением исламских норм.

        • АбуМухаммад25.10.2011 15:31

          Во первых какое Вы имеете право тупостью? Какое Вы имееьте право говарить о чех либо нравственных качеств и тем более Имане? Какое Вы имеете право с принебрижением относится к приезжим? и тд и тп

          • Gayar29.11.2011 14:13

            Во-первых, приезжие должны вести себя здесь, как гости, а не варвары.
            Во-вторых, мы вместе с гостями молимся на улице. Какое тут пренебрежение?
            В-третьих, мое замечание относилось к к bm, который не гость. Как бы отнеслись люди к Вам, если бы Вы разрушили старую мечеть на родине?

          • АбуМухаммад29.11.2011 14:25

            Уважаемый Гаярэфенди на данный момет у меня голова болит по этому поводу — http://ansar.ru/sobcor/2011/11/29/24724

  12. Марат Фейзуллов25.10.2011 10:19

    6 ноября — Курбан-байрам (Праздник жертвоприношения)

    6 ноября т.г. мусульманской общиной Москвы будет отмечаться один из главных праздников ислама Курбан-байрам (Праздник жертвоприношения).
    Религиозную основу праздника составляет предание о том, как по велению Аллаха пророк Ибрахим должен был принести в жертву своего сына Исмаила. Однако в последний момент Аллах, не желавший гибели ребенка, принял жертву Ибрахима по его праведному намерению, а вместо Исмаила в жертву принесли животное. С тех пор, отдавая дань подвигу пророка Ибрахима, мусульмане совершают заклание жертвенного животного (барана, овцы, козы, быка, коровы или верблюда).
    Торжественные богослужения пройдут в мечетях в Выползовом переулке (временный молельный зал), на Большой Татарской улице, на Поклонной горе и на улице Хачатуряна. Кроме того, в этом году верующим по их заявкам оказывается содействие в проведении праздничных богослужений вне мечетей. Так, часть мусульман встретит праздник в районе Южное Бутово и Культурно-выставочном центре "Сокольники" (павильон № 4).
    В последние годы мусульманскими религиозными организациями города Москвы предпринимаются меры по упорядочению и минимизации публичности ритуала жертвоприношения животных во время проведения праздника Курбан-байрам. Верующие, желающие совершить жертвоприношения, могут заранее оформить заказ жертвенного животного на территориях московских мечетей:
    В мечети "Ярдям" по адресу: ул. Хачатуряна, д. 8, телефоны для справок 8 (499) 903-60-88, 8 (903) 238-67-30.
    В Московской Соборной мечети по адресу: Выползов пер. д. 7 стр.1, телефоны для справок (495) 681-58-30, 8-926-481-10-08
    Если верующие пожелают присутствовать при принесении жертвоприношения, то для них будут организованы специальные поездки на автобусах на бойню, расположенную в д. Сатино-Татарское Подольского района Московской области (КСХ "Россиянка"). Заказать такую поездку возможно в Духовном Управлении мусульман Европейской части России (Выползов пер., д. 7).
    Для удобства верующих, желающих совершить жертвоприношения, Духовным Управлением Мусульман г. Москвы и Центрального региона "Московский Муфтият" достигнута договоренность с подмосковными бойнями, на которых можно заранее оформить заказ:
    • Домодедовский район, д. Старосяново, ул. Садовая, д. 4;
    • Раменский район, д. Ново-Майково, 2А;
    • г. Пушкино, ул. Соколовская, д. 23, Пушкинский мясной двор.
    С этой целью также Духовным Управлением мусульман города Москвы и Центрального региона "Московский Муфтият" достигнута договоренность с религиозной организацией мечети "Ярдям" об оказании содействия в организации оформления заказов. Верующие, желающие совершить жертвоприношения, могут оформить заказ по следующим телефонам: +7 (903) 238-67-30, +7 (903) 616-92-08, +7 (926) 382-77-22 и в течение 3-х дней получить жертвенное мясо с доставкой на дом или по месту заказа.
    К сведению москвичей и гостей столицы, по сообщению руководства московских мечетей, в черте города продажа и забой жертвенных животных осуществляться не будет.

    • Jabraeel25.10.2011 15:31

      Пользователи сочли комментарий некорректным

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: