Круглый стол на тему «Московская молодежь: межкультурный диалог», где были оглашены результаты исследования межнациональных отношений среди учащихся московских школ, проведенного специалистами Российского государственного социального университета (РГСУ) совместно с АНО «Образование и консалтинг», прошел в Московском доме национальностей.
Организаторы исследования делали акцент не на показатель соотношения русских и представителей других национальностей, а на то, как распределяется соотношение национальностей среди нерусских учеников. В итоге выяснилось, что в московских школах учатся примерно 22% армян, 18,5% евреев, 16% чеченцев, татар и украинцев – по 14%, дагестанцев – 7%, молдаван – 5%.
В опросе приняли участие русские, татары, тувинцы, дагестанцы, белорусы, армяне, украинцы, удмурты, буряты, мордвины, калмыки, осетины, ингуши, адыгейцы, евреи, грузины. Причем 85% из них – москвичи, остальные родились в других регионах России, однако в Москве живут давно.
48% учителей ответили, что национальная принадлежность никак не сказывается на отношениях между учащимися. 45% считают, что сказывается, но незначительно. А вот 4,5% указали, что сказывается сильно, дети группируются по национальному признаку.
На вопрос, возникают ли в учебных заведениях конфликты между учениками разных национальностей, более 61% ответили отрицательно, а почти 39% сказали, что возникают, но редко.
По мнению ведущего научного сотрудника ИЭА РАН Марии Котовской «Межнациональные отношения в школе связаны с общей ситуацией, и прежде всего, социальной проблемой (неравенство, бедность). Кроме того, многие дети приезжих не знают русский язык. Отсюда могут возникнуть сложности в отношениях между сверстниками. Иногда москвичи видят в детях приезжих конкурентов. И все же, если грамотно выстроить работу в школах, то проблему можно снять.
Проблема межнационального общения существует и в колледжах. Это связано с недостаточной информированностью о культуре других народов. В учебных заведениях отсутствует продуманная политика, в которой бы присутствовали, например, разъяснения о культуре других народов, о взаимодействии, о межкультурном диалоге. Все это очень важно для формирования нормальных интернациональных отношений среди молодежи, считают специалисты.
Кстати, первый замруководителя столичного департамента образования Игорь Павлов сказал, что в настоящее время появляются и в будущем еще появятся государственные образовательные учреждения начального и среднего образования с этнокультурным компонентом и школы с углубленным изучением русского языка.
Присутствующий на мероприятии представитель ГУ МВД России по Москве Виктор Бирюков подчеркнул, что в целях профилактики межэтнической розни и вражды правоохранительными органами систематически проводится совместная работа с общественными формированиями, диаспорами и другими организациями столицы, сообщает
vz.ru.
Войти с помощью: