Информационное
агентство России
-6°C
25 ноября, 01:36

Не опоздать бы с победой над нафсом

art_dev
Не опоздать бы с победой над нафсом
Если продолжать "шахматную" ассоциацию с "нашей" ситуацией, то в плане научного ответвления вполне уместно сопоставление с психологической канвой борющегося с нафсом мусульманина

Если беглым взглядом взглянуть на дискуссии, охватывающие участников мусульманских сайтов, в глаза бросается обсуждение нескольких животрепещущих тем. С безусловными отрывом лидирует акцент на взаимное обвинение в отходе от норм Ислама тех, кто мыслит не в унисон тому или другому форумчанину (группе лиц). Рядом — беседы о перспективах развития уммы на постсоветском пространстве и в мировом масштабе в целом. Здесь же — вопросы борьбы с нафсом (эго).

К сожалению, именно первая направленность захватывает внимание многих молодых (да и не только) мусульман, стремящихся «доказать» «кяфиризм» оппонентов. Хотя в нынешних условиях, для здоровья мусульманского сообщества всего ареала более важным представляется третий пункт.

Согласимся, что очень многие верующие проходят реальнейшее испытание на прочность. Причем неоднократно. Но далеко не всегда удается сразу найти в себе силы отказаться от соблазна или обойти его с наименьшими потерями. Здесь важно поддержать брата или сестру, а на фоне баталий о том, чей мазхаб «мусульманнее» и правильнее, духовная сторона веры остается побоку. И человек, беспокоящийся о своем пути к Истине, практически остается один на один с собой, опасаясь быть непонятым в нескончаемых обсуждениях «такфиристских звеньев».

Но, несмотря на препоны такого рода (в общем-то, искусственные), все же тематика внутренней борьбы с нафсом выходит на поверхность. Следовательно, данный нюанс актуален для уммы. Да и не может быть по-другому, если в Коране неоднократно говорится о борьбе мотивов личности. В свое время автор касался отдельных деталей этого аспекта(1), но даже кратчайшее ознакомление с тональностью «щепетильных» тем на мусульманских ресурсах свидетельствует о целесообразности рассмотрения ситуации с различных сторон.

Чуточку о нафсе

Сегодняшняя жизнь сложна. По многим параметрам. Хотя когда жизнь катится легко? Вернее, покатиться с легкостью она может… вниз. А путь наверх? Усеян розами? Проходим без шипов?
Дело тут не в характере общественно-экономической формации или территориально-географическом месте рождения людей. Уж очень объемно и доступно в сегодняшнем мировом пространстве представлены прикрасы, отвлекающие от прямого пути. Разговор — не об их «увеселительности» и доступности. Сама по себе общая атмосфера (как в политико-экономическом, так и социально-культурно-духовном направлении) нашпигована неким духом всепозволительной (всепоглощающей) вседозволенности, да еще в аспекте ее преподнесения чуть ли не единственно правильной.

Ну и что, подумает кто-то из читателей, если есть внутренний настрой на чистоту и желание протаривать себе дорогу в единственной верном векторе на пути к Истине, разве так сложно регулировать собственное «внутренне-внешнее» в аспекте отказа от чего-то или достижения необходимого? Позвольте, но разве так спокойно проходима эта дорога?

Упаси Аллах, вопрос здесь совершенно не в оправдывании следования в отдельных случаях нафсу. Речь лишь о реальнейшей сложности достижения той чистоты, которую каждый верующий ставит на очень высокую планку. Иногда сложно достижимой. Конечно же, мы действительно пытаемся взять высоту, надеемся на это, но, к сожалению, нередко сами тормозим свой путь, «дотрагиваясь» до чего-то запретного и привыкая жить, оправдываясь скорым отказом от недопустимого. В целом, прекрасно понимая суть происходящего, мы не ищем искусственных индульгенций, искренне уповая на Аллаха. Правда, не всегда при этом ставим задачу найти глубинную причину происходящего с нами в плане сворачивания с избранной дороги, Не глобального отхода, Слава Богу, а как раз сворачивания, но от этого процесс в нашем восприятии не становится менее отрицательным.

Справедливости ради, согласимся, что далеко не всегда сразу легко поставить диагноз происходящему с нами в описанном направлении. Как и найти выход. Но никто за нас этого не сделает. Возможно, к этому можно подойти (в т.ч.) с «психо» точки зрения. В конце-концов, ведь желание и осуществление того или иного действия имеет свое обоснование.

Мысли и реальные действия — как производное от желания достичь недостающее?

Согласно Зигмунду Фрейду, движущими силами мечтаний являются «неудовлетворенные желания», поэтому «каждая фантазия по отдельности» — это «исправление неудовлетворяющей действительности». Давайте сразу не принимать в штыки ссылку на сказанное ученым. Правильно, под фантазией понимается ситуация, представляемая индивидом или группой, не соответствующая реальности, но выражающая их желания. Частенько, в определение данного понятия добавляется аспект нереального сочетания реальных элементов. Однако, важнейшая тонкость тут — в неисключении периодического настроя перевести мечтания в реальность, разве не так?

З.Фрейд фиксировал различие побудительных желаний в зависимости от пола, характера и условий жизни «фантазирующей личности». Это — немаловажный фон, но, в рассматриваемом аспекте, не суть важно. А вот умозаключение мыслителя, что в фантазиях нуждаются неудовлетворенные, а счастливые — нет, заставляет задуматься. Если мы не исключаем периодического желания воплотить фантазии в реальность, то, наверное, «нарушителю-исполнителю» (с точки зрения несоблюдения постулатов) чего-то не хватает. Так не это ли «недостающее» становится основой реагирования на некий соблазн?

Тот же З.Фрейд, оценивая «грань между нормальным и патологическим состоянием души» как условную, определял ее подвижной до такой степени, что «каждый из нас многократно переходит ее каждый день». Пусть во второй части предложения есть некая утрированность (на взгляд автора), однако, однозначно можно согласиться, что переход такого плана вполне реален, когда внутри человека фигурирует некая двойственность. Не глобальная, а в форме отмеченной выше борьбы чистоты нашей души с темными оттенками нашего же движения к нафсу.

Исходя из этого, базисной причиной данной ситуации вполне логично признать определенную неудовлетворенность от чего-то недостижимого (в мирской жизни), т.е. наличие внутренней проблемы. Безусловно, разрешение ее как-то насильственно — не решение вопроса, даже если диагноз правилен, т.к. вне душевно-разумного отказа от предосудительного ни одно лечение полностью не поможет. Следовательно, положительному разрешению ситуации может поспособствовать творческий подход к «терапии».

Шахматные ходы?

Согласно знаменитому русскому философу Николаю Бердяеву, целью творческого порыва является «достижение иной жизни, иного мира, восхождение в бытии». Подлинное же творчество, по-Бердяеву, подразумевает «совместное с Богом действие». С этой констатацией невозможно не согласиться, т.к. все мы — суть творения Аллаха. Без сомнений, если бы так легко можно было отказаться от нафса, мы бы самостоятельно решили многие проблемы, но ведь реализация пункта «Сказано — сделано» — исключительная прерогатива Аллаха. Поэтому в своем намерении избавиться от обворожительного нафса верующему целесообразно не ограничиваться упованием на Бога, но и действовать с ним «совместно». А уже здесь творческий компонент реально будет способствовать поиску путей из кризиса.

В данном аспекте просматривается некоторая ассоциация с… шахматами. Скажем, среди задач являющейся особой областью творческой деятельности шахматной композиции фигурирует не только подготовка искусственной позиции с целью поставить мат в указанное число, но и представление этюдов — т.е. позиции, близкой к игровой, требующей найти путь к выигрышу или ничье.

Чаще всего, задача реализуется красивой комбинацией, но, в расматриваемом контексте, нас больше привлекает не замысловатость, а подход к решению. Нестандартность, одним словом, в особенности, при необходимости решать задачу не единым или двумя, а несколькими ходами.

Что интересно, древним аналогом сегодняшнего шахматного этюда в старых арабских вариантах является мансуба (в переводе с араб. — «то, что было устроено»), когда добиться выигрыша в позиции предлагалось в трудных для этого обстоятельствах. Как раз тут и просматривается параллель с желанием верующего одержать победу над нафсом. Сложнейшая позиция, в которой находится «нарушитель», вынуждает его предпринимать единственно верные ходы, могущие приблизить положительное решение вопроса. Если ты действуешь с Богом, искренне желая достичь желаемого, тебе должны открыться все двери. Но вот однозначных путей нет, т.к. в каждом отдельном случае все может развиваться по-разному, через призму различных вариантов.

В целом, шахматы концентрируют в себе компоненты науки, спорта, искусства. Если продолжать «шахматную» ассоциацию с «нашей» ситуацией, то в плане научного ответвления вполне уместно сопоставление с психологической канвой борющегося с нафсом мусульманина. Выше мы уже говорили о «психо» направленности происходящего, а ведь этот «полутермин» включает в себя не только психиатрию, но и психологию. Следовательно, для выхода из круга целесообразно «пустить в ход» данный ракурс.

Конечно, абсолютное большинство шахматных партий проводятся один на один (с соперником напротив), в «нашем» же обрамлении верующий соперничает с самим собой, оказываясь в водовороте внутреннего конфликта между правдой и инициируемого дьяволом нафсом. Но от этого позиция не перестает быть позицией, а ходы мы просто обязаны совершать в свою пользу, благо желаем этого без каких-либо натяжек.

Другое дело, что аспект творчества совершенно не подразумевает некую легковесность, как кто-то может подумать. В корне наоборот: творчество — это тяжелейшее поле, требующее максимальнейшей искренности в помыслах и полнейшей отдачи душевных, интеллектуальных сил, тем более что речь идет о вере (ее укреплении). А не вера ли является основной творческой составляющей человека? Т.е. творчество, как путь к достижению результата, может «сыграть» при внутренней прочуствованности желания добить результата. Во имя глобальной цели.

Стрелки часов

Но давайте постараемся не тянуть с выходом из кризиса. Да, никто даже из маститых гроссмейстеров не застрахован от ошибки, но они ведь пытаются не повторять ее, параллельно штудируя известные дебюты и партии, уже имевшие место в истории. Что нам мешает это делать, т.е. работать над собой? Нельзя ведь не понять, что вне дополнительных навыков и желания повысить квалификацию мы можем просто уступить. И очень быстро. Поэтому каждому из нас целесообразно в быстрейшие сроки, насколько это возможно, задуматься о перспективах для себя, с точки зрения победы над нафсом.

Как и в шахматах, всем нам определено время в этой жизни. Но если игроки за доской изначально знают о «количестве» отпущенных им для партии часов, мы данной информацией не владеем. Однако, в обоих случаях действия падающего флажка на стрелках часов вполне идентичны, за исключением одной существенной разницы. Его падение для шахматиста не несет полной трагедии, т.к. есть возможность новых попыток продвижения вперед. А вот в случае падения стрелок на наших жизненных часах, мы лишимся возможности начать все заново.

Раз уж мы подошли к рассматриваемому вопросу через шахматную призму, то на этой ноте материал и завершим. В свете изложенного отметим, что нередко время у шахматиста на дальнейшие шаги пропадает уже при выигрышной позиции. Следовательно, мы должны приложить силы для успешного выполнения всех необходимых шагов в мирской жизни до падения стрелок отведенного нам времени. Чтобы не лишиться его в выигрышной, вроде бы, позиции.

Так постараемся не опоздать, ИншаАллах!

1.Эльмир Кулиев. Теймур Атаев. Стереть прошлое. Видео
http://yurd.tv/articles/270
Теймур Атаев. Грехи, переживания и надежды верующего
http://www.islamrf.ru/news/faith/family/8163/

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. казах24.10.2011 12:30

    Причина всех грехов это тайные страсти, которые человек скрывает в себе , либо не осознает в виду того что не имеет возможности сам полностью познать природу человека и себя лично на основе философии жизни или заключении таких же смертных людей наделенных разумом , а природу человека знает только Тот Кто его создал и напоминал нам когда мы заблуждались через посланников и пророков которые призывали вернуться к истине. Ведь насколько не был бы человек умным и просветленным или их собралось бы миллионы ученных — ответ один "человеку свойственно ошибаться" — но не ошибается только Аллах! Хвала Ему! Отсюда и такое рвение рабов Аллаха к Его шариату!

    Второе на что хотелось бы обратить внимание. В Исламе простота общения и призыв на доходчивом и понятном простом языке должно остаться на своем месте. Ведь Аллах это Самый мудрый и Он в Коране нам объяснил нам все очень просто и доходчиво.

    К философии мы должны относиться как к инструменту для достижения каких то материальных научных поставленных задач что дает нам возможность приводить какие то теории или научные идеи, но использовать это как инструмент общения между собой и в создании общественных отношений — это очень опасно, сейчас Запад с этим столкнулся.

    Ислам пришел создать четкий институт мироздания и гармоничности.
    Философии там нет места. Наоборот исламское наследие показывает на горький опыт наших предшественников которые сбились с пути прямого когда стали выкладывать свои знания основываясь на философии (мутазалиты), как на борьбу с ними и защитой принципов ислама встали видные ученные, после чего в умме появились новые идеологические школы и течения (ашкари, матрудия, и тд)
    Наши ученные и те за кем мы последовали это наследники пророка Мухаммада с.а.с. Его Коран и сунна это наши источники.
    Даже скрыто невзначай переводить наш разум на труды кафиров это очень опасно, там много красивых слов и мыслей о проблемах и даже предлагаются выходы и кризиса духа и тела , но тогда вопрос почему общества которые полностью признают их как лидерами , ученными в этой области — не могут найти выход из кризиса. Ответ один потому что там нет истинной религии и нет основы и ответов на реальное положение всех вещей в этой и следующей вечной жизни.
    Мусульманин должен полностью полагаться на книгу которую Аллах назвал руководством для богобоязненных.
    А что бы наступила победа в исламской умме нужно отказаться от поклонению западу и его культуре и вернуть на место то время когда запад был в поклоне и в восторге перед мусульманским обществом и очарован его достижениями и развитием еще долгие годы после начала развития ислама. Для этого нужно много трудиться. Когда общество начнется больше трудиться у него уже не останется места и времени для споров и фитны у кого штаны короче или борода гуще. Все братья будут смотреть друг на друга как на зеркало в котором будет отражаться образ , что бы оценить свой труд в изменении общества, а не для того что только показать себя и свои знания перед джамагатом.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: