России грозит всеобщая безграмотность

Беспризорники вновь становятся реальностью современной России

Беспризорники вновь становятся реальностью современной России

Теги:




0
31 Января 2008г. (22 Мухаррам)
Разрекламированный на весь мир имидж России, как «самой читающей» и «самой образованной» страны больше не соответствует действительности. Сотрудники общественных организаций и образовательных учреждений бьют тревогу, поскольку уровень грамотности не только детского, но и взрослого населения в России стремительно снижается.

Катастрофа в сфере грамотности



Конечно же, по сведениям, которые представляют официальные источники, «практически все взрослое население России грамотно, и в связи с этим нет необходимости принятия специальных мер или программ по ликвидации неграмотности взрослых». Так как передает портал новостей России newsfirst.ru, по данным Госкомстата РФ процент грамотного населения в России составляет 99,8%, что соответствует показателю для стран с высоким уровнем дохода.



Однако многие эксперты утверждают, что данная информация давно уже не соответствует действительности. Независимые специалисты, которые представляют общественные, негосударственные организации отмечают, что, по крайней мере, для представителей социально уязвимых групп населения (безработные, заключенные, мигранты) реальный уровень грамотности взрослого населения значительно отстает от официально озвучиваемого.



Сегодня можно говорить о том, что проблема неграмотности взрослого населения России обостряется и растет пропорционально растущему числу беженцев, переселенцев и бездомных детей. По итогам кризиса, охватившего российскую образовательную и воспитательную сферы, статистика фиксировала около полутора миллиона беспризорных детей, которые не посещают школу.



Однако на сегодняшний день мы уже вынуждены говорить о нескольких миллионах детей, не посещающих школу в связи с ростом миграционных потоков и социальной беспризорностью. А эта проблема, в свою очередь, также грозит стране увеличением числа неграмотных взрослых в самой ближайшей перспективе.



На этом фоне сейчас ситуация в стране такова, что из-за всеобщей успокоенности мифом о сплошной грамотности россиян, взрослое население практически лишено возможности повышения своей грамотности. Количество государственных вечерних школ, предназначенных для взрослых, в постсоветский период резко сократилось. Новые вечерние школы организуются только в регионах, пострадавших от конфликтов и военных действий.



Кроме того, сегодня во всем мире все большее внимание уделяется проблеме функциональной неграмотности взрослых. Под функциональной неграмотностью понимаются те трудности в чтении и правописании, которые испытывают люди в повседневных ситуациях.



По самым приблизительным оценкам, по крайней мере каждый пятый россиянин не способен грамотно составить счет по оплате коммунальных услуг, воспользоваться телефонным справочником, заполнить таможенную декларацию, прочитать элементарный чертеж, определить маршрут по карте, помочь собственному ребенку решить школьный пример.



Новый российский ликбез



По мнению многих экспертов, ситуация с падением уровня грамотности в стране такова, что впору говорить о возрождении системы ликбеза. Исторически, понятие ликбез возникло как сокращение от слов «Ликвидация безграмотности» – государственной программы, согласно которой все население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте.



Управление этой программой осуществлялось на правительственном уровне наркомом просвещения Анатолием Луначарским. В результате подобной «авральной» мобилизации для решения проблемы всех государственных ресурсов, к началу 40-х с неграмотностью в большинстве районов СССР было покончено.



Сегодня подобный опыт широко практикуется в странах третьего мира, где по данным статистики проживает 98% всего неграмотного населения планеты. Причем 2/3 из них – женщины. Так, по сообщениям Кувейтского информационного агентства (KUNA) во вторник в Тунисе стартовал Форум стран Магриба по ликвидации безграмотности под названием «Образование для всех в странах Магриба, реформы, вызовы и перспективы».



Форум организован Арабской организацией по вопросам образования, культуры и науки (АЛЕКСО), Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Детским фондом Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ).



Участники мероприятия с большим интересом изучают опыт других стран в области всеобщего образования и повышения его качества. По результатам встречи будет подготовлена программа, которая далее будет вынесена на более широкий Арабский форум всеобщего образования, который должен состояться в столице Катара Дохе 19-21 февраля.



Эта программа будет направлена на «обеспечение бесплатного и обязательного образования для всех детей», обеспечение «повышения качества образования» и «снижения к 2015 году наполовину уровня безграмотности» в арабском мире. По сведениям АЛЕКСО, проблема безграмотности продолжает оставаться весьма острой в арабском мире, где число неграмотных достигает примерно 100 млн. человек, или 29,7 % от числа населения.



Отметим, что современная Россия также наработала определенный опыт в сфере повышения уровня и качества образования в рамках национального проекта «Образование». Однако данный проект направлен, в первую очередь, на молодых, как на перспективное поколение для будущего страны.



Но при этом нерешенным продолжает оставаться широкий круг проблем, связанных с растущей безграмотностью взрослого населения страны. Если в этой сфере в ближайшее время не будет принято никаких мер, не разработано никаких программ, то ситуация грозит принять угрожающий характер.



И в решении этой проблемы нашей стране не должно быть зазорным перенимать опыт иных стран, а также свой собственный, который позволил в первые годы советской власти полностью покончить с безграмотностью населения. Но новый российский ликбез уже никак не может ограничиваться обеспечением общего образования, он должен включать в себя обязательное ознакомление широких слоев населения с компьютерными, информационными технологиями и начальными знаниями иностранных языков.

Автор: Фарида Санжах

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика