Проблема воспроизводства исламского сознания

Шамиль Султанов

Шамиль Султанов

Теги:

0
31 Января 2008г. (22 Мухаррам)
Выступление Шамиля Загидовича Султанова, депутата четвертого созыва Государственной Думы РФ, видного российского общественно-политического деятеля, исламского политолога и публициста, кандидата исторических наук, на конференции «Мусульмане и Интернет в современной России»:



-Я построю свое выступление в дискуссионном, можно сказать, несколько полемическом плане, чтобы обозначить некоторые ориентиры на будущее, потому что ближайшие 5-7 лет будут очень острыми и для страны, и для мусульман, и для уммы.

Говорят, у нас в стране 20 миллионов мусульман, это все те, кто имеет мусульманскую фамилию, исламское имя. ЦРУ считает, что в России 26 миллионов мусульман. Некоторые наши православные коллеги утверждают, что гораздо меньше, 12-13 миллионов.



Я провел некоторую аналитическую работу в ходе своих поездок по российским регионам. Каковы предварительные итоги? Подтвердилась концепция – единого исламского сообщества в России на сегодняшний день нет. Картина в этом плане достаточно сложная, и я бы даже сказал – парадоксальная. Я выделил несколько группировок внутри двадцатимиллионного мусульманского сообщества.



Самые худшие – это мусульмане-атеисты, как бы чудовищно это не звучало, равнодушно или агрессивно отрицающие Бога. При этом считается, что каким-то образом они к исламским традициям причастны, потому что их прадеды ассоциируются у них в неразрывной связи с исламской верой. Сколько таких мусульман? По моим оценкам, не менее 3-3,5 миллионов человек. Возможно, это спорные цифры, но это мои экспертные оценки. К сожалению, у нас мало ведутся или вообще не ведутся исламскими структурами социологические опросы в части самоидентификации тех или иных этносов, групп, страт.



Вторая группа – это, опять таки условно, мусульмане-еретики. Они считают себя мусульманами, но в действительности, по моим представлениям, являются сторонниками какой-либо исламской секты или, чаще всего, собственных религиозных измышлений, а также идей, связанных с вариантами этнонационального язычества и т.д.



И первые, и вторые в том, что касается познания Ислама как религии, глубоко невежественны. Другая характерная черта этих двух групп мусульман – 95% из них не делают намаз. Во время моих последних осенних поездок это подтвердилось. Поэтому мне хотелось бы напомнить всем мусульманам один хадис от пророка Мухаммада (мир ему), который говорил: «Совершение или не совершение намаза отличает раба Аллаха от язычника». Численность т.н. «еретиков» я оцениваю приблизительно в 1,5-2 миллиона.



Огромная, возможно самая многочисленная третья группа среди 20 миллионов российских мусульман – это мусульмане-лицемеры различных степеней, которые часто себе и окружающим говорят, что они мусульмане, что они веруют, а в действительности являются язычниками, атеистами, еретиками, равнодушными и т.д. Я исхожу из того, что таких мусульман порядка 7,5-8 миллионов в стране.



Четвертая группа мусульман – это приверженцы исламской традиции, прежде всего исламского ритуала. Это люди, которые искренне считают, что если они делают салят, реализуют отдельные элементы традиций ислама, то являются мусульманами. Они забывают за ритуалами, что ислам постоянно призывает к знанию, что каждый аят – стих священного Корана – требует размышлений. Они практически не размышляют, не повышают свои знания, не обязательно выполняют другие предписания ислама. Но это все-таки люди, считающие себя искренними мусульманами. Я исхожу из того, что таких верующих около 5-6 миллионов в нашей стране.



И вот где-то около 1 миллиона или чуть больше – это мусульмане, которые, по моему мнению, являются сознательными, постоянно размышляющими и повышающими свои знания мусульманами. Они не только стремятся быть активными членами российского социума, но и не забывают о своем исламском предназначении. Это мусульмане, которые осознают свою исламскую ответственность: делать салят – выполнение важнейшей обязанности перед Всевышним, платить закят – исполнение долга перед уммой, окружающей социальной средой, в которой ты оказался по велению Всевышнего.



Из всех групп, что я обозначил, мы должны ориентироваться прежде всего на тех мусульман, что составляют большинство. И вот почему. Если мы говорим об исламском контенте в интернете, то надо определиться, какая аудитория перед нами. В зависимости от этого должны меняться и координаты обращения. Мы должны понять, правильно работаем или неправильно, в том числе насколько эффективно используем интернет-ресурсы.



Просматривая различного рода интернет-сайты и интернет-порталы, я очень часто задаю себе вопрос, а какая система ценностей превалирует в данном издании? Где здесь ключевые компоненты? Это первый момент. Нередко у меня возникает ощущение, что система расплывается. На самом деле ценности, которые являются ключевыми в исламе, более важны, чем информация, а в некоторых изданиях ценности оказываются подчиненными информации. Есть информация, есть её подача. А в соответствии с чем? Какие ключевые ценности она приносит сегодня для мусульман? Я не думаю, что проблема хиджаба – главная для российских мусульман. Я считаю, что ключевая проблема для мусульман в России в целом, учитывая традицию, – это проблема воспроизводства исламского сознания. А что такое исламское сознание сегодня? Кто-нибудь обсуждал это? Какие-нибудь дискуссии идут? С моей точки зрения, ключевой момент – это проблема формирования системы исламских ценностей в рамках интернет-ресурсов и их воспроизводство. А для этого нужны авторы, социологи, соответствующие специалисты и т.д.



Второй момент. У нас есть мусульманские газеты (их насчитывается порядка 20-30 в российских регионах), интернет-сайты, возможно даже, что у нас идет какая-то дискуссия о значении исламского сознания, но в чем мы не только уступаем нашим оппонентам, а просто недорабатываем? Почему, с моей точки зрения, проблема формирования исламского сообщества сегодня буксует? Один из ответов на этот вопрос: у нас нет постоянно воспроизводимой, структурированной исламской картины мира. И это, кстати, характерно не только для России, но и для многих, практически большинства, мусульманских стран.



Если рассмотреть структуру идеологического информационного вещания любого телевидения, зачастую ангажированного, вы увидите, что всегда есть ядро модели мира, которая существует в рамках данного общественного сознания, в рамках этой идеологии и воспроизводится специалистами, целенаправленно занимающимися этой проблематикой. Идеология же не существует в виде книг и статей. Более того, эти книги и статьи второстепенны. Идеология существует, когда она воспроизводит определенную систему мира, модель мира, и в рамках этой модели мира она, идеология, задает и навязывает систему жестких поведенческих моделей. Она говорит: «Модель мира такая, и ты в рамках этой модели должен двигаться таким образом». Например, вот модель потребительского общества. Все в нем может быть нормально, и права человека, и гуманизм, но ключевой момент будет заключаться в том, что ты потребитель, ты должен потреблять, должен ходить и выбирать такие-то и такие-то товары. Человек как потребляющая функция – ключевой момент этой идеологической картины.



Мы говорим: «Ислам- это образ жизни». А как, в чем выражается этот образ жизни через отсутствующую исламскую модель мира? В наших интернет-ресурсах это не проглядывает.



Третий, и также ключевой, момент. Посмотрите, как работает американское телевидение и Голливуд. Я считаю, что в пропагандистском плане это один из самых эффективных механизмов формирования нужного типа общества, нужной модели личности, нужной управленческой схемы. Голливуд и американское телевидение построены не на том, что диктуется какая-то информация, декларируется какая-то истина или лозунг и т.д. Американский Голливуд, американское телевидение, а соответственно и американское интернет-сообщество основаны на том, что создают постоянно, каждый день, примеры для подражания. Ибо люди живут не по законам и не по каким-то конституциям и т.д. Они их просто не знают. 99% живут, беря с кого-то пример. Центральный момент: кто, как и с какими целями создает в информационном пространстве соответствующую систему примеров для массового подражания.



И в этом смысле у исламского информационного сообщества, в том числе и у интернет-сообщества, интернет-ресурсов есть один огромный недостаток. Там практически нет положительных постоянных примеров для подражания. Почему-то, каким-то образом информация подается обезличенно. А ведь за этой информацией стоит некая ситуация, некая драма, некая жизнь, некий человек. У нас, например, есть масса бизнесменов, которые колеблются, которые находятся в двойственном, зачастую тяжелом состоянии. Потому что, с одной стороны, мусульманин должен следовать принципам халяля (разрешенного) и не должен участвовать в тех вакханалиях дикого капитализма, которые существуют и которые сразу окунают его в харамное (запретное) состояние. И вот они каким-то образом пытаются реализовать те ценности, которые заложены в исламе. И им нужна поддержка. Им нужно сказать и показать, как люди действуют, какие примеры реализуют, что они не одни. Та же самая ситуация с актерами, писателями, деятелями искусства.



Очень многие люди, которые живут, например, в Дагестане или Башкортостане, находятся в промежуточном состоянии между языческо-национальными традициями и исламом. Этот национальный традиционализм в псевдорелигиозном соусе – тоже ширк (язычество) в значительной степени. И это также является для них проблемой.



Или молодежь. В различных университетах создаются джамааты (общины) молодежи. Интеллектуальная молодежь начинает придерживаться канонов исламского вероучения, причем удивляя своих атеистов-родителей или даже вопреки им. У них есть и проблемы, есть и свои лидеры. Они создают свои модели осознания, свои модели мышления. Почему бы это не показать? Почему этого нет в интернет-сайтах? Я думаю, что это все ключевые моменты, которые являются важными для развития того, что называется исламский контент в интернете.



Подготовила Халида Хамидуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика