Откуда берутся астраханские боевики?

news-2WSijjxlj9
Более года содержатся под стражей пять жителей Астраханской области. По версии следствия, задержанные входили в экстремистскую группировку, однако обстоятельства этого дела говорят о том, что оно попросту сфабриковано.

Жители Астраханской области Арман Обуев, Хамза Курмашев, братья Абдусалам и Анзор Гаджиевы, а также Ильяс Шамарданов не входили в какие-либо организации и характеризовались только с положительной стороны. Кто-то из них уже имеет высшее образование, как Арман Обуев, который окончил Московский социальный университет по специальности юриспруденция, другие еще учатся, например Ильяс Шамарданов, студент третьего курса университета. Все обвиняемые – обычные граждане. Единственное их "отличие" – они соблюдающие мусульмане.



Всего через пару дней после их задержания, 25 декабря 2006 года в астраханских газетах и на телевидении появились сообщения о громком разоблачении силами ФСБ и УБОП некоего экстремистского сообщества. Причем преподносилось данное событие как видимый результат проделанной следственными органами работы по раскрытию запрещенных организаций.



Обыск и задержание в квартире Гаджиева проводились с грубыми нарушениями. Вышибив дверь, в дом ворвались 15 человек в масках. Уложив на пол лицом вниз братьев Гаджиевых, и подвергнув избиениям членов семьи, молодых людей заставили находиться в таком положении 4-5 часов, пока сотрудниками УБОП проводился обыск. Об этом стало известно во время судебных слушаний. Следы взлома входной двери не смог скрыть даже проведенный ремонт.



Обыски прошли также и у тех, кто по предположению следствия приобретал у задержанных экстремистскую литературу. Во всех случаях не было найдено ничего компрометирующего. Иногда, правда, оперативникам удавалось найти взрывчатые вещества. Как утверждает адвокат Светлана Авджаева, очень многие признаки указывают на то, что они были подброшены. Красноречивые записи в протоколах свидетельствуют о том, как проводились эти обыски: "тротил и патроны принадлежат не мне, их подкинули сотрудники милиции", или "сотрудник не вписал фамилии всех, кто присутствовал на обыске", и т.п.



Предъявленные обвинения чрезвычайно размыты и неточны, и порой не имеют под собой каких-либо подкрепляющих фактов. По сути, в вину задержанным ставится только сбор на квартире для исполнения религиозных обрядов. Именно так можно истолковать слова государственного обвинителя, спросившего на судебном заседании родителей обвиняемого, не вызывало ли у них подозрение, что их сын начал делать намаз. Если понимать эти слова буквально, то читать молитвы, живя в светском обществе и ведя правильный образ жизни – это для гособвинителя уже странность, с которой следует бороться.



Стоит ли говорить, что в таком подходе очередной раз проявилась безграмотность оперативных служб, сотрудники которых даже не представляют себе, что соблюдение пятикратного намаза – это обязанность каждого мусульманина.



Что касается обвинений по статье 282 ч.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (возбуждение религиозной ненависти, совершенное публично или с использованием средств массовой информации), то квалифицирующим признаком ее является использование средств массовой информации и публичность. Это подразумевает указание в свидетельских показаниях на конкретное СМИ, а также на тех свидетелей, кто слышал, как подозреваемый в определенном публичном месте (на митинге, например) говорил нечто крамольное, и кто при этом присутствовал. Однако ничего конкретного в обвинении не приводится.



В качестве средства массовой информации в одних показаниях называется газета, в других говорится, что якобы были какие-то листовки. Все свидетельские показания имеют лишь предположительный характер. В списке свидетелей со стороны обвинения указано порядка пяти человек, и все они – родители подсудимых.

Схожая картина наблюдается в обвинениях по статье 222 УК РФ (незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств), и статье 282.1 УК РФ (организация экстремистского сообщества).



Обвинения основываются на показаниях двух анонимных свидетелей, чьи слова не несут доказательного значения, и допрос которых проводился с нарушениями уголовно-процессуального закона. Оснований допрашивать этих свидетелей анонимно не было, т.к. следствием не было представлено убедительных доказательств того, что им кто-то угрожал.



Как всегда бывает в таких случаях, никакой реакции "официального духовенства" Астрахани на то, что в их крае обнаружена "экстремистская " группировка, не последовало. Создается впечатление, что духовенство вообще не волнуют такие вопросы.



Очередное судебное заседание намечено на 28 февраля. Обстоятельства этого дела привлекли внимание правозащитных организаций, которые намерены следить за развитием ситуации.

Автор: Марат Расулов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика