Информационное
агентство России
9°C
24 сентября, 22:32

В Казани все спокойно?

muh
В Казани все спокойно?

К слову о Татарстане. На фоне неразберихи в Москве ситуация в Татарстане выглядит на порядок благополучнее, но не менее богатой на события. В Казани традиционно важные процессы происходят без лишнего шума, и принципиальные решения принимаются в тиши кабинетов.

В этом году в Республике поменялось руководство Духовного управления мусульман Татарстана. В начале года на V внеочередном съезде мусульман Татарстана избрали нового муфтия – Илдуса Файзова. Изменения в руководстве Духовного управления мусульман не заставили себя долго ждать.

Те опасные тенденции по «салафитизации» элиты татарстанской уммы, которые наметились в последние годы уже пресечены превентивными мерами.

Особое значение получили изменения в двух ключевых (после Казани и Набережных Челнов) городах Республики – Нижнекамске и Альметьевске. В этом году покинул пост альметьевского мухтасиба Наиль Сахибзянов, на его место пришел выпускник Международного исламского университета города Медины (Саудовская Аравия) Рафик Минниахметов, зарекомендовавший себя по работе в Набережных Челнах. А в нижнекамском медресе «Рисаля» в сентябре текущего года назначили нового директора, им стал выпускник университета города Дамаск (Сирия) Рафик Исламгалиев. Также сменились мухтасибы в Тюлячинском, Елабужском и других районах Татарстана. Пост казыя Юго-Восточного региона покинул Фархат Минсагиров, а Прикамского — Малик Ибрахим.

Симптоматично, что казыем Столичного региона вместо бывшего второго имама мечети «Кул Шариф», ныне имама мечети «Казан нуры», прекрасного проповедника и знатока ислама Рустама Зиннурова, стал не менее яркий, популярный и знающий имам мечети «Шамиль» Махмут Шарафутдинов. В казанскую мечеть «Энилэр» на место команды Шавкята Абубакерова пришли выпускники старейшего египетского университета «аль-Азхар».

Как мы видим, кадровые изменения за этот год произошли значительные. Главные же достижение этих месяцев – сохранение организационного единства татарстанского муфтията. Несмотря на угрозы создания нового Духовного управления мусульман в Альметьевске и выхода некоторых казанских мечетей из состава ДУМ РТ, организационно татарстанское духовенство не распалась.

Однако существует другая проблема – оформление идеологического единства татарстанской уммы. Кадровые перестановки не изменяют пока общего настроения среди мусульман Татарстана. Если количество отверженных из числа духовенства достигнет критической массы, то велика вероятность того, что в Татарстане параллельно с официальными религиозными структурами сформируется другая реальность из большого количества неформальных джамаатов, которые будут объединяться вокруг популярных проповедников. Это в свою очередь приведет к осложнению религиозной ситуации в регионе и еще большой маргинализации части мусульманского сообщества. Такого в новейшей истории ислама в Татарстане еще не было. Каким образом взаимодействовать с такими группами, если они не нарушают никаких законов не совсем ясно. Ясно другое – механизмов воздействия на них будет меньше, так как эту ситуацию можно будет назвать как «внутреннюю эмиграцию». Кроме того, не стоит забывать про фактор героизация «отверженных» в глазах молодежи. Учитывая, что мы живем в информационную эру открытых границ, жесткие запретительные меры будут малоэффективны.

Недавно на сайте «Ислам в Российской Федерации» вышла статья Диляры Ахметовой «Куда дрейфует Татарстан?», в которой автор пишет о том, что религиозная и национальная политика новых властей Республики провальна. Текст и приводимые аргументы, безусловно, представляют интерес. Однако я не стал бы спешить с выводами о том, что политика руководства Татарстана в указанных областях провалена. Во-первых, слишком небольшой срок прошел с момента формирования Управления Президента Татарстана по взаимодействию с религиозными объединениями во главе с Маратом Гатиным и избрания Илдуса Файзова муфтием Татарстана. Да и сам Президент Татарстана на своей должности находится относительно недавно (с марта 2010-го) и осваивает для себя новые направления (в том числе национальную и религиозную политику).

Во-вторых, как бы то ни было, но руководства Татарстана, безусловно, держит ситуацию в религиозной сфере в фокусе своего пристального внимания. Мало где в России существуют такой же крепкий объединенный муфтият как в Татарстане, также как и нигде не проводятся такие мероприятия как Форум татарских религиозных деятелей способный посадить за один стол и собрать в одном зале руководство и имамов ЦДУМа, СМР и РАИСа. К слову, упомянутый выше VII Мусульманский форум этого достичь не смог.

Прошедший в этом году второй Форум татарских религиозных деятелей находился в рамках общего тренда нео-традиционализма, который определяет политику в современном ДУМ РТ. Противодействие экстремизму и влиянию деструктивных религиозных течений и сект – вот ключевые причины тех изменений, которые за последний год произошли в Духовном управлении мусульман Республики Татарстан. Безусловно, актуальны данные вопросы и для общероссийского масштаба. Руководство Татарстана, в связи с этим, решило довести до татарских имамов всей страны свою точку зрения на проблему возрождения татарских мусульманских традиций. Ключевыми, на мой взгляд, здесь является не столько «возрождение», сколько «для всех татарских имамов». Для всех – из ЦДУМа, СМР и даже РАИСа. Кому еще удастся собрать их в одном зале и предложить поговорить по указанным проблемам? Для нынешних реалий уже это серьезное достижение и большой шаг вперед.

Нет полноценной концептуализации у этого мероприятия? На мой взгляд, такие концепции выкристаллизовываются из обсуждений, совместных заседаний, где татарские имамы со всей России совместно обсуждают насущные вопросы. Еще раз повторю: первый этап это научить наше духовенство, представляющее различные организации, собираться на объединенные форумы и начать говорить друг с другом.

На месте Диляры Ахметовой я несколько иначе расставил бы акценты. В религиозной и национальной сферах в Республике действительно есть определенные сложности, однако, на мой взгляд, проблема в том, что Татарстану негласно объявили информационную войну, воспользовавшись тем, что в регионе происходит пусть и мягкая, но смена власти. Порой незначительные по числу участников и актуальности митинги или протесты получают в некоторых СМИ такое подробное освещение, что неподготовленному наблюдателю может показаться, что Татарстан кипит от напряжения. Определенные СМИ сейчас сознательно раскачивают лодку межконфессиональной, межнациональной и в общем социально-политической стабильности, которая всегда была визитной карточкой Татарстана. Провокационные, порой откровенно заказного типа материалы в последние год-полтора стали появляться с особенной регулярностью. Это определенный вызов татарстанской политической элите и той модели, которая была сформирована за последние 20 лет. Будем ждать продолжения…

«Ислам и общество»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. АбуМухаммад21.11.2011 17:50

    Статья интересная. Но не надо забывать что кроме официальных структур существуют различные группы мусульман которые не подчиняются и не сочувствовать не одному ДУМ. Это ХТ, Джамаат Таблих, последователи Нурси и Гюлена, саляфит, различные суфийский группы, шииты и тд. Куда им деваться? А так же те тех кого выжали из ДУМ РТ например? И этих людей не мало, имеют определенное влияние прежде всего на молодежь. Что будут делать ДУМы и муфтии с ним призывать к преследованию? Или все таки находить общий язык. Ведь всех не пересажаешь и не перестреляешь

    • Abu Salih 21.11.2011 19:18

      Брат, ты не совсем прав про последователей Нурси и Гюлена.
      1) Да, при предыдущем муфтии сочувствия было мало, но не забывай: у нас всегда были и есть свои имамы среди тех, кто перечислен в статье.
      2) А с приходом нового муфтия, мы полностью сочувствуем ДУМ. Теперь то там ханафитская линия и настрой на мирный диалог, что полностью соответствует "движению добровольцев".
      А теперь "наши" имамы занимают ключевые посты. Альхамдулиллях

  2. АбуМухаммад21.11.2011 21:01

    В свое время и "традицинный ислам — кадимизм " объявил на их взгляд "нетрадиционный ислам" джадидизм врагами Российской Империи. дошло до того что начали овинять в подчинению халифу османскому султану, пантюркизме и пантюркизме через эти жернова прошли Р.Фахритдин,Р.Ибрагимов, Г.Баруди и сотни простых имамов по всей России их ссылали, лешали должностей.Затем после революции часть этих джадидитов заимели власть они стали пресовать кадимистов. Потом стали пресовать и джадидистов и кадимистов/
    брат какую позицию займут "движению добровольцев" если начнут пресовать Таблиг, умеренных саляфитов-мадхалитов, шиитов и , суфийских групп не согласных с линей ДУМ РТ, тех последователей других учеников Нурси не согласных с Гюленом(такие точно имются и я это знаю не понаслышки) и линей ДУМ РТ. учеников Мавлюханова и Файзирахманбабая.
    И если так ХТ, саляфитов, стороников Идрисхазрата и Маликхазрата а их не мало в РТ предже всего в Наб Челнах и др начнут преследовать с нарушением законодательства что не раз было. Какую линию займут "движению добровольцев".?

    • Ильдус Сафин21.11.2011 22:01

      не надо сравнивать Ислам имперской России , когда Татары занимали 1 место по грамотности среди инородцев,с Исламом нынешним ,когда у татар только 3 раза алфавит меняли!И комуняки вообще Бога отменили.,не надо,тут рассказывать нам сказки дядушки римуса.Нынешняя позиция Духовного управления Мусульман Татарстана ясна как светлый день!ИншАллаh!обьединение всех думов под ЦДУМ ИСТОРИЧЕСКИМ ЦЕНТРОМ МУСУЛЬМАН РОССИИ С 1789 ГОДА!И иншАллаh так оно и будет!

      • АбуМухаммад21.11.2011 22:33

        ОДМС для того и создовался что бы гасит движение мусульман. Что бы гасить движения независимых от властей хафизов, шпейхов и проповедников. И ставили таких выслужников перед имперей как муфтий Хусинов, родственик руковдителя геноцида башкир Тевкелева, выслужника Российской Империи Баязитова. Тебе именно такой ислам нужен таким как ты. Поедателей имущества сирот, вдов,стариков называя это "традиционный ислам" и тд и тп. Именно такой явления среди мусульман критиковал Р.Фахритддин и Г. Тукай.

      • АбуМухаммад21.11.2011 22:35

        Сказки расказываешь такие как ты. о особом татарском исламе, о том что в Булгаре имется могила сподвижника, о том что что все здания в Булгаре это от булгар хотя это Золтая Орда.

    • Abu Salih 22.11.2011 0:16

      Не знаю, брат. Я мелкая сошка. Но я знаю точно одно. Наши всегда сторонятся политики. Мы ведь образованием занимаемся. А там не до политики.
      Как обычно, если кто-то лезет на рожон, а его прессуют, то сам понимаешь: жалеть такого особо никто не будет. Наши не исключение из этого правила. Жалко, Конечно, но что же мы можем поделать, если кто-то избрал путь конфликтов. У нас нет времени устраивать демонстрации и выкрикивать политические лозунги. Кстати этого нет в Сунне. Я знаю, что первые 3 года наш Господин (сав) вообще тайно распространял ислам. Маленькая группа мусульман всречались в Доме Аркама. Только после того, как к общине присоединились сильные и влиятельные люди (господин Умар (р. а.)например), они стали призывать в открытую. Вот исходя из этого принципа мы и работаем.

      • АбуМухаммад22.11.2011 1:08

        Брат ты не мелкая сошка ты учитель и воспитатель! Воспитай для нас грамотных людей с исламским взглядом. В одном из христианских правозащитных центров я видел плакат там было написано примерно так " Сначал забрали еврея, но я не чего не сказал и не сделал . потому что я христианин, затем забрали католика но не чего не сказал и не чего не сделал потому что я протестант, потм пришли за мной потомучто не кого не осталось потому что я верующий. Все это показало в 1920-30 гг.. сначала забрали кадимистов , затем джадидистов, затем руковдство ЦДУМ. может быть братьев из ХТ или саляфитов заберут раньше, затем придут за последователей Нурси, а затем возьмутся за руковдство ДУМ РТ. Ведь даже руковдителей карательных Ежова,Ягоду, Берия не минула эта участь. и еще что скажу в Ульяновске был такой муфтий ныне покойный Фатиххазрат Алиуллов имел образование медресе МирАраба Бухара, искренный. после себе он не оставил не особняк, не иномарки(даже Запрожца у него не было). на его джаназа собрались сотни если не тысяче человек, его муфтият входил в состав СМР, и даже имамы подчиненый Т.Таджудину уважали его и студенты их медресе Биляр по просьбе их ректоа прешли на джаназа. Короче была группа такфира которые вынесли ему такфир и называли его кафиром за то что его мечети имели госрегистрацию так вот когда этих братьев посадили первые кто пришел на помощь был именно Фатиххазрат! когда спецслужбы предложили что бы он выступил и дал показания против этих братьев он наотрез отказался. и еще в одно время губернатором Уляновской области стал генерал Шаманов, так вот Фатиххазрат на отрез отказался с ним роботать наотрез , сказав с человеком у которого руки по локоть в крови мусульман я не буду сотрудничать. Часть мусульман начали осуждать его говарить надо быть остарожным и тд. Но Аллах убрал Шаманова, а Фатиххазрату Аллах дал баракят и еще больше укрепил его авторетет. Не тот ли это Имам о котром говорится в хадисе о том что под тенью трона Аллах будет справидливый ИМАМ говарящий правды в глаза правителью. Не он ли настоящий авлия Аллаха?? похож ли он на ИМАМОВ АбуХанифа,Шафия,Малика,Ханбала, на ученых таких как ибн Таймия, С. Нурси, Р.Фахридина???

  3. АбуМухаммад21.11.2011 21:05

    Короче если ДУМ РТ прямо будет доносит в спецслужбы на своих опонентов и будут молчат когда будут нарушать Законы РФ избевая, унижая достоейнство, когда будет подкидовать наркотики и взрвычатку и тд и тп. что скажут "движению добровольцев"? при этом не надо забывать участь кадимистов ти джадидистов.

    • Abu Salih 22.11.2011 0:32

      Мы все мусульмане. Нашим сильнейшим оружием является дуа. Как фили так и каули. То есть мольба с помощью и действий, и слов. Но ведь если будут нарушения законов, должны же быть у людей адвокаты. У нас тоже не мало проблем. В челнах пытаются прессовать и т. д. Мы по мере возможностей ведем консультации и с другими более менее адекватными течениями, пытаясь удержать их от конфликтных и бесполезных действий. Кто-то прислушивается, а кто-то считает нас трусами и мушриками, но в итоге через некоторое время те, Кто прислушался, благодарят. А те, Кто лез на рожон, просто оказывались под таким прессом, что больше им уже никто не мог помочь.
      У меня например бывший одноклассник из лицея попал в передрягу с хизбистами. Мы его предупреждали, но он не послушался. А сейчас он все время под прессом. Ему все время приходится отмечаться в полиции. Его держат под контролем. Чуть в тюрьму не посадили. А еще из-за того, что он учился в лицее досталось и нам. Некоторых из нас вызывали на беседы, но все косили под дурака и не выдали его. Про меня, кстати, тоже спрашивали, потому что мой номер телефона был у него в телефоне, но мой друга, которого вызывали на беседу, сказал, что я работаю учителем в какой-то школе и типа, не знает, даже, в какой. Короче, скосил под дурака.
      Но теперь мы научились, как с ними разговаривать. Если например, вызывают, то нужно потребовать, чтобы это было официально запротоколировано, а повестка была выслана через почту. Во вторых нужно отказываться разговаривать с ними и отвечать на их вопросы без адвоката. ПОТОМУ ЧТО ЕСТЬ ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ОНИ НЕ ИМЕЮТ ПРАВА ЗАДАВАТЬ И НА КОТОРЫЕ Я ИМЕЮ ПРАВО НЕ ОТВЕЧАТЬ. Поэтому, брат, если такое случается нужно сразу связаться с грамотным адвокатом. У нас есть такие. А встречаться сразу нельзя. Нужно сказать, что ты занят и переназначить встречу, чтобы бы быть готовым. Вот это мой совет.

      • ibnmuaz23.11.2011 23:45

        Все что с нами случается — это по воле Аллаха, и передряги и недодряги Аллах посылает (судьба-невозможность изменения событий, которые происходят с человеком без его возможности повлиять на них и которые были написаны в скрижалях-хранимых за много лет до появления человечества).
        Но некоторые считают это передряги наказанием, а другие испытанием. данный вопрос для некоторых остается открытым, а по-моему бездействие — это тоже преступление.

  4. Иман22.11.2011 23:14

    Вот полный текст статьи,почитайте
    http://oodrin.ru/?p=3833

  5. Alex23.11.2011 15:05

    Я прав.. Нет, я прав.. Что это такое? Слова Аллаха — это единственное, за что мы можем держаться! Одна из групп на истине, та которая взяла за основу метод пророка (с.а.с.) во всехз своих делах! Вот и думайте..

    • Раб Господа25.11.2011 12:35

      Да брат! И эти достигшие успеха!

  6. excelent27.11.2011 0:23

    Какая бы перестановка в рядах муфтията не произошла, она сводится к смене фигур, которые не влияют и не могут повлиять на изменения в области нахождения решения проблем людей. Цены растут, кредиты и ипотеки процветают жилье доступным не становиться, семьи молодые рушатся и т.д.А муфтият интегрируется для развития традиционализма. Высказать протест правительству, отстоять права граждан, судить по справедливости и призывать к этому государственных деятелей на своем уровне он не торопится. А идеи и правильной системы у него нет как и нет четкой программы по распространению полноценной религии ислам. Все развитие направлено на преподнесение ислама как духовной религии а не религии Аллаха

  7. Abu Salih 27.11.2011 0:45

    Знаешь, брат. Ипотеку и кредиты берут многие мусульмане. Проблема в нас самих, а не в муфтиях. Муфтии это не инопланетяне, прилетевшие из космоса. Эти люди вышли из нашей среды, из народа. Поэтому исправлять нужно с низов, а не с верхов. Какие корни, такое и дерево.

  8. Fm1429.11.2011 12:42

    Сейчас в Уфимском Аэропорту удерживают Фанзиля Ахметшина(члена Курултая Республики Башкортостан) уже несколько часов, который вернулся после благотворительной акции голодающим Сомали, деньги на которую собирали все мусульмане Республики Башкортостан.
    Удерживают незаконно!!! Родные и близкие волнуются!!!
    Вот телефон дежурного в аэропорту 8(347)2295595

    У него жена сейчас в Роддоме №4, и готовиться родить третьего малыша, ей нужна поддержка мужа.

    Помогите опубликовать новости и помочь в решении данного вопроса и произвола правоохранительных органов!

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: