Информационное
агентство России
13°C
26 сентября, 13:58

Исламское образование — сфера идеологическая — ректор МИУ

Rustam
Исламское образование — сфера идеологическая — ректор МИУ
Марат Муртазин. Фото IslamNews

В России впервые в истории принят госстандарт высшего образования по специальности «исламская теология».

По словам президента РФ Дмитрия Медведева, на цели развития исламского образования в стране в ближайшие три года в бюджете предусмотрена довольно значительная сумма — почти миллиард рублей.

Как заявил глава российского государства на встрече в Уфе с представителями мусульманского духовенства, «мы очень заинтересованы в том, чтобы у нас было сильное и эффективное исламское образование, и… в том, чтобы авторитет нашего мусульманского духовенства был высок не только в России, но и во всем мире, и… только в этом случае у нас может быть правильное настроение внутри мусульманской общины».

Государственное финансирование и организационная поддержка вскоре позволят крупнейшим государственным вузам России открыть факультеты по подготовке исламских священнослужителей.

В то же время, в Москве уже семнадцать лет действует высшее профессиональное образовательное учреждение для подготовки мусульманских священнослужителей и теологов. Это — Московский исламский университет. Имея государственную аккредитацию, этот единственный в центральном регионе России исламский ВУЗ, одним из первых приступил к учебной работе в рамках нового госстандарта.

Об университете, о перспективах развития и о тех трудностях, с которыми сталкивается исламское образование в России корреспонденту ИА “IslamNews” рассказал ректор Московского исламского университета Марат Муртазин.

— Марат- хазрат, что собой представляет МИУ на современном этапе. Чего достиг вуз за время своего существования?

— Наш университет основан в 1994 году. МИУ за время своего существования дал мусульманской умме около 150 выпускников, которые работают муфтиями и имамами, ректорами и преподавателями, журналистами и бизнесменами, не только в России, но и на Украине, в Финляндии, Таджикистане, Узбекистане и других странах.

В настоящее время в МИУ учатся около 300 студентов. Образование даётся по 3-м отделениям: дневное, вечернее, заочное. Благодаря последним двум, жители всех регионов России, в том числе из Татарстана, Башкортостана, Северного Кавказа, имеют возможность стать теологами с дипломом московского ВУЗа.

На дневной форме обучаются 60 студентов. Мы предоставляем лучшим из них возможность проживать в пансионате при университете, где они вне пределов учебных аудиторий могут заниматься самоподготовкой, имея при этом всё необходимое для жизни.

Немалую помощь оказывает Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования, который выделил средства для оплаты стипендий 15 лучшим учащимся. Как правило, они выплачиваются старшекурсникам – лучшим ребятам, которые выдержали тернии первых лет обучения.

Срок обучения в Университете составляет 4 года. В этот период студенты получают знания по всему кругу исламских наук, которые включены в направление подготовки бакалавров по исламской теологии: Коран, хадисы, арабский язык, фикх, тафсир, сира (жизнеописание пророка Мухаммада), история ислама, начиная от праведных халифов, кончая состоянием современного мусульманского сообщества в России.

Вместе с тем, студенты изучают комплекс светских дисциплин – философию, правоведение, культурологию, экономику, русский язык и культуру речи, педагогику и психологию и др. По окончании университета выпускники становятся дипломированными исламскими теологами.

В Московском исламском университете довольно сильный преподавательский состав. Это и бывшие выпускники нашего университета, и профессора, получившие богословское образование, в том числе в ведущих исламских университетах Египта, Сирии и др. стран. Например, в нашем вузе работает доктор шариатских наук Мухаммад-Басыр Гасанов.

Ведётся в МИУ и научная деятельность. За последнее время усилиями наших авторов вышли в свет 2 монографии: «Исламоведение» и «Корановедение». Университетом подготовлены и изданы 5 учебных пособий: «Ислам», «Арабский язык», «Основы мусульманской этики», «Основы тафсира» и «Вероучение ислама», которые используются в качестве учебников не только в МИУ, но и в ряде других исламских теологических учебных заведений страны.

— Как проходит координация учебной и научной деятельности Московского исламского университета с профильными вузами России и иностранных государств?

— В 2010 г Московский Исламский университет, Российский Исламский университет в Казани и Северокавказский центр исламского образования и науки в Махачкале совместными усилиями создали Совет по исламскому образованию, в который вошли 26 образовательных учебных заведений со всех регионов России, независимо от того, под эгидой какой религиозной организации, какого духовного управления они находятся.

Это некоммерческое партнёрство, которое ставит перед собой задачу сформировать единое пространство исламского образования в РФ со своими стандартами, программами, общими учебниками и т.п.

Помимо этого, у каждого исламского учебного заведения есть партнеры среди госвузов Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Уфы, Пятигорска и других городов, которые готовят специалистов с углубленным знанием культуры ислама.

Исламские вузы совместно со светскими решают вопросы методического обеспечения, подготовки необходимых материалов для претворения программ, проводят конференции, семинары, а также осуществляют дистанционное образование. В частности, МИУ сотрудничает по всем этим вопросам с Санкт-Петербургским университетом, выпускником восточного факультета которого, кстати, я сам являюсь.

Не менее важное направление в нашей деятельности – международное сотрудничество. МИУ имеет договора с такими авторитетными мировыми центрами исламского образования как университет «Мармара» в Стамбуле, университет «Мустафа» в Иране, госуниверситет в Маланге в Индонезии, университет в египетской Танте и со многими другими. Идёт обмен студентами, преподавателями . В частности, наши студенты отправляются на стажировку, где дополнительно изучают языки, в том числе арабский, и исламские дисциплины. Кроме того, выпускники нашего университета продолжают образование в некоорых вузах Турции, Индонезии, Египта.

— Российское государство проявляет большую заинтересованность в развитии системы исламского образования в стране. Отчего именно этот вид образования стал предметом столь пристального внимания?

— Я лично был всегда за развитие в России своей собственной системы исламского образования, даже, в так называемые, «лихие 90-ые».

После того, как открылись границы страны, и наружу, и вовнутрь, некоторые родители посчитали, что в мусульманских странах их дети станут более нравственными и просвещёнными. 12-14- летних детей оправляли учиться, нередко по приглашению сомнительных организаций. В итоге молодые ребята выросли, имея иной менталитет, и уже слабо адаптируются в среде, в которой они родились.

Многие впитали в себя чуждые идеи. Хотя я не говорю, что они неправильные или плохие, но в России эти идеи оказались неприемлемы и вредны, потому что в РФ, в отличие от арабских стран, другая ситуация в национальном и культурном плане.

Вернувшиеся из-за рубежа молодые люди оказались оппозиционны существующей системе. Получившие воспитание и образование в мусульманских странах являются, образно говоря, диссидентами в условиях РФ. По-другому он не могут себя вести, ибо это их искренние убеждения, так как они воспитаны на той культуре.

Кроме того, приехали люди из исламского мира, которые стали насаждать определённые радикальные идеи религиозного превосходства.

Отношение государства к проблеме получения бесконтрольного исламского образования за границей изменилось в сравнении с 1990-е гг., когда в ответ на наши обращения говорили: «Государство в России теперь не вмешивается в религиозные вопросы, в том числе и богословского образования».

В настоящее время, мы занимаемся исправлением того, что натворили тогда. Этот процесс очень сложный, особенно в том социально-экономическом и идейном положении, в котором находится сегодня Россия.

Духовное образование должно быть определённым образом упорядочено, ибо это есть сфера идеологическая. Это та сфера, которая, как отмечают руководители России, стоит на первом месте в деле сохранения стабильности и целостности страны, и может способствовать социальным катаклизмам, если её не отрегулировать.

Опыт и профессионализм зарубежных исламских учебных заведений полезны для нас, но, только при том условии, что молодые люди будут получать в России образование, соответствующее научным, методическим и идейно-патриотическим установкам нашего общества.

Можно с уверенностью сказать, что вопрос исламского образования вскоре выйдет на первое место, ибо с ним связано воспитание людей в необходимом идеологическом ключе.

Замечу, что решение проблем исламского образования и воспитания, как и например строительство новых мечетей в Москве, необходимо самой государственной власти в России.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. Валерий Ядров01.12.2011 11:29

    Всё это хорошо, но все Вузы в центральной России. В Сибири и на Д. Востоке нет ничего! Мы тут как во времена СССР живем

  2. Абу Ханифа01.12.2011 11:47

    А Вы, Валерий, Мусульманин? Вопрос безовсякого умысла! Просто ваш интерес не совсем понятен, обычно люди за чужое убеждение на переживают. думаю вам близок и понятен Ислам

  3. karakipchak01.12.2011 23:47

    Валерий учится в Казанском РИУ, хороший брат, Субхан Аллах

  4. Абу Ханифа02.12.2011 6:59

    МашаАЛЛА!!! Немогу без трепета узнать, что тот или иной человек "немусульманской" национальности принял Ислам! Горло перехватывает!

    Пусть АЛЛАХ Даст Рахмат и Баракат Братьям!!!

    Ведь для них ДВОЙНАЯ Награда! Как сообщил Пророк(с.а.с.): двойная награда от Господа людям Писаний принявшим Ислам! Первая за то что приняли Пророка Божьего, а вторая за то что уверовали в следующего Пророка Божьего!!!

    Да Братья. хоть сейчас тажелая смута ползет по миру! Много людей, целые народы испытывают страдания, но это прекрасное Время, именно потому, что Разумеющие Люди ПРИНИМАЮТ РЕЛИГИЮ ИСТИНЫ!!!

    Мудрость ГОСПОДА, в этих Испытаниях в том, что в тяготах обостряются чувства людей, начинает Разум усиленно работать, пятаясь понять Истину, прояснить причину и найти выход, а так же в том, что горделивый понимает свою слабость перед обстоятельствами и обман былого своего "величия" в собственных глазах! И если пожелает Господь, то люди видят Свет Истины там, где они часто, неожидают — в ИСЛАМЕ!!! И тогда эти люди благодарят Господа за те тяготы, которые были у них потому как это стали причиной принятия ими Ислама! А уже тогда становится ноша легкой, жизнь приобретает Великий Смысл и видит человек: кАк Прекрасна Эта Жизнь, наполненная ВЕРОЙ!!!!!!

    АЛЬХАМДУЛИЛЛЯХИ РОББИЛЬ ААЛАМИН!!!!!!

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: