- Алексей Алексеевич, ваша государственная и общественная деятельность весьма разнообразна и тесно связана с исламом. Не секрет, что вы являетесь не только советником Администрации Президента Российской Федерации, но и членом правления Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования. Поэтому даже не знаю с чего начать нашу беседу: хочется поговорить и о том, как обстоят дела во внутренней политике, особенно в отношении ислама, и о деятельности вашего фонда. Может, начнем с самого распространенного в последнее время вопроса: с чего это государство вдруг решило поддерживать мусульманские религиозные организации?
- Давайте сразу расставим все точки над "и" – в том, что касается государственной поддержки. Согласно статье 14 Конституции РФ церковь в России отделена от государства. Поэтому поддерживать за счет средств государственного бюджета в российской федерации невозможно ни одну религиозную организацию, к какой бы конфессии она не относилась. Это абсолютно исключено.
Некоторые СМИ ошибочно или, возможно, умышленно называют деятельность Фонда поддержкой мусульманских религиозных организаций. Фонд – это некоммерческая общественная организация, которая аккумулирует средства благотворительных пожертвований на своих счетах. Ни одного рубля из государственного бюджета не получает. Это просто невозможно по закону.
Таким образом, когда говорится о государственной поддержке деятельности Фонда, имеется в виду поддержка исключительно моральная. Безусловно, мы понимаем, что эта моральная поддержка способствует сбору благотворительных пожертвований от спонсоров.
- Какова же цель этой поддержки?
- Допустим, от зарубежного государства приходит помощь российским мусульманам. Если эта помощь прислана по официальным каналам, то, по действующему законодательству, она должна приходоваться в бюджет государства. А бюджетный кодекс, как я уже сказал, запрещает дальнейший перевод этих средств в мусульманские организации. Создается правовой тупик: исламские государства не могут по официальным каналам передать помощь российским мусульманам, понимая, что эта помощь не дойдет. Именно это легло в основу идеи создания Фонда как удобного механизма сотрудничества с зарубежными организациями. Фонд как общественная и внебюджетная организация может прямо перечислять дальше и в виде благотворительной помощи в мусульманские религиозные организации.
- Такой сугубо правовой момент?
- Не только. Государство заинтересовано в том, чтобы Фонд аккумулировал и внутренние средства, направляя их на поддержку традиционных исламских религиозных организаций.
- Теперь становится понятнее…
- А мы, собственно, это и не скрываем, зная, насколько слабо материальное положение большинства религиозных организаций мусульман. В некоторых селах зарплата имама не превышает 5 тысяч рублей. Это, мягко говоря, не привлекает людей, особенно молодых. В некоторых регионах более 75% сельских имамов – люди весьма преклонного возраста: за 70-80 лет.
Слабостью некоторых официальных российских исламских структур активно пользуются экстремисты. Поэтому, чтобы привлечь туда больше молодежи, мы аккумулируем средства российских спонсоров и направляем их, прежде всего, на поддержку имамов и деятельности общин.
- Может создаться впечатление, что таким образом вы покупаете лояльность мусульманских руководителей?
- Ничего подобного. Средства выделяются не на поддержку лично имамов, не в карман, а в виде грантов на деятельность общины. Деньги перечисляются не на личный счет руководителя, а на счет религиозной организации. И сама община решает, куда эти деньги направить…
- Если, конечно, в ней присутствуют гласность и контроль…
- Мы говорим об общине в классическом ее понимании, а не о "шарашкиных конторах", извините за выражение.
- А таковые имеются?
- К большому сожалению, да. Их немного, но они есть. Причем, иногда мы сталкиваемся с вопиющими фактами…
- С какими, например?
- Я бы не хотел сейчас распространяться на эту тему. Тем более что мы довольно строго поговорили с отдельными личностями и даже попросили правоохранительные органы провести проверки…
- Речь идет о нецелевом использовании средств Фонда?
- Приведу лишь один пример. Мы столкнулись с тем, что общины стали присылать нам отчеты, в которых фигурировали суммы, меньшие тех, которые им выделялись. Грант составляет 180 тысяч рублей, а община, скажем, присылает отчет на 150 тысяч. Когда мы спрашиваем, а где еще 30 тысяч, нам отвечают: как где – у вас, мы же 30 вам отдали… Впоследствии выяснилось, что некоторые безответственные деятели наглым мошенническим образом собирают деньги с общин после получения ими грантов, многозначительно намекая, что их нужно отвезти в Фонд в виде некой благодарности.
- Вы хотите сказать, что некоторые высокопоставленные религиозные деятели мусульман таким оригинальным способом вымогают у общин "долю"?
- Я не говорил, что так поступают высокопоставленные религиозные деятели, я говорил о мошенниках. Правда, иногда они занимали какие-то должности в муфтиятах. Говорю об этом с большим сожалением, потому что мы расцениваем такие действия не просто как дискредитацию Фонда, а как дискредитацию открытого, честного проекта, который реализуется в интересах российского государства и российских мусульман.
- Можете хотя бы назвать регионы, в которых имели место подобные злоупотребления?
- Эти факты были отмечены как минимум в четырех регионах. Не буду их называть, в надежде на то, что эти люди в ближайшее время все-таки одумаются. В противном случае мы с ними дальше церемониться не будем.
- Отдельные мусульманские религиозные деятели дискредитируют политику государства в сфере ислама. Это интересно. С какими еще проблемами приходится сталкиваться?
- У нас действительно есть проблемы с некоторыми муфтиятами и общинами. Например, проблема недобросовестных отчетов, согласно которым на ифтары тратятся сотни тысяч рублей. Стоимость аренды помещения и закупаемых продуктов в 2-3 раза превышают цены самого дорогого рынка в Москве. То есть налицо "мухлеж". Мы эти отчеты не принимаем. Как ни странно, не все на это адекватно реагируют. Некоторые говорят: мы вам прислали отчет, что хотите с ним, то и делайте. Людям, которые так отчитываются, в дальнейшем гранты предоставляться не будут.
Тяжелый вопрос у нас с обеспечением типографиями. Мы объявили, что будем выделять муфтиятам минитипографии. Как ни странно, например, Чувашский муфтият, который входит в ЦДУМ, получив минитипографию, снова высылал заявку на нее. Такое впечатление, что работники муфтията не помнят, что они уже получили минитипографию.
- Вы имеете в виду господина Крганова?
- Давайте не будем называть имена… То же самое относится к книгоиздательским проектам: так, на издание некоторых книг приходит по 2-3 заявки. И так далее.
- Про муфтиев можно говорить достаточно долго, но позвольте мне вернуться к задачам, которые поставлены перед Фондом. Насколько известно, Фонд оказывает содействие некоторым СМИ. Как, по вашему мнению, это влияет на их независимость?
– Мы поддерживаем более двадцати мусульманских СМИ. Вы можете спросить руководство любого из них, оказывает ли Фонд какое либо воздействие на редакционную политику издания…
– Не уверен, что они ответят на этот вопрос откровенно…
– Послушайте, мы не создаем и не финансируем мусульманские СМИ. Мы смотрим на существующие издания, которые уже имеют свои источники финансирования, оцениваем, что они собой представляют, и только потом принимаем решение о поддержке. Нам часто присылают проекты из разряда "сначала дайте нам денег, а мы создадим СМИ". Мы говорим: вы сначала создайте СМИ, а потом мы подумаем о вашей поддержке. Главное – это проблема объективности. Исламские СМИ должны быть объективными. Если издание объективно отражает реальность, то оно может рассчитывать на поддержку Фонда. Если издание выполняет чей-то политический заказ, разжигает национальную и религиозную рознь, то мы не станем его финансировать.
– А есть такие издания?
- Деятельность многих средств массовой информации нам в Фонде, безусловно, не нравится, что-то даже раздражает. Но я считаю, что это нормально: в свободной стране каждый имеет право беспрепятственно выражать свое мнение. При всем уважении к IslamNews, могу сказать честно: некоторые публикации вашего издания необъективны и далеки от реалий. А в отношении некоторых можно сказать, что мы действительно смотрим на эти материалы, как в зеркало. Есть критические материалы, которые позволяют взглянуть на свою деятельность со стороны, что-то поправить. За это спасибо. Мы не обижаемся на критику, но иногда идет искажение фактического материала. Поэтому мы просим не только IslamNews, но и другие исламские средства массовой информации лучше проверять информацию, чтобы потом не попадать впросак.
- Вы можете привести пример?
- Ну, хотя бы, не совсем корректное освещение вашим изданием конференции "Ислам победит терроризм".
– Да, но мы скорректировали наше
сообщение, как только получили соответствующую информацию. Оно было опубликовано не только на сайте, но и в газете "Современная мысль"…
– Кстати во время заседания группы "Россия – исламский мир" в Саудовской Аравии – а там были почти все участники московской конференции "Ислам победит терроризм", – наши арабские коллеги отметили, что это – один из наиболее успешных проектов, проведенных силами только Российской Федерации. Ни одного спонсорского доллара на эту конференцию истрачено не было.
Или, например, другой момент. В конце первого дня конференции мы планировали принять декларацию в целом. Но при переводе на арабский язык случился казус – слово "в целом" прозвучало как "окончательный вариант", хотя на арабский язык переводчик должен был дословно перевести "принять черновик" декларации. В результате неправильного перевода большинство проголосовало за то, чтобы принятие декларации в целом перенести на следующий день. И тут же некоторые средства массовой информации, видимо, неблагожелательно настроенные к Фонду, заявили, что арабы не поддержали декларацию, предложенную российской стороной. Хотя она была не только в результате поддержана, а еще дополнена и расширена нашими арабскими коллегами.
- На мой взгляд, СМИ, которые написали об этом, руководствовались отнюдь не своим отношением к Фонду, а конкретными событиями, представляющими интерес для читателей. Но вернемся к основной теме нашей беседы. Кто является жертвователями Фонда?
- Основная масса поступающих в Фонд средств – пожертвования от российских бизнесменов. Примерно половина из них – крупные организации, руководители которых не являются мусульманами.
- То есть, некая форма социальной ответственности бизнеса.
- Я бы назвал это социально-духовной потребностью. Существует много православных, иудейских, буддистских фондов, которые собирают благотворительную помощь. Кстати, туда пожертвования идут и от мусульман. Вспомните храм Христа Спасителя – всем миром строили. Сколько крупных бизнесменов-мусульман пожертвовали денежные средства на его строительство. Почему мы сейчас не должны помочь нашим мусульманам отстроить систему своего религиозного образования? Почему мы не можем помочь мусульманам самим справиться с экстремизмом и терроризмом, которые, к сожалению, засели в некоторых псевдо исламских – как я их называю – кругах? Мы ведь знаем, что ислам – религия мира, и никакого отношения к экстремизму и терроризму она не имеет. Нам нужно выбить почву из-под экстремистов и террористов. Это не главная, но это одна из параллельных целей Фонда.
- Как отразился финансовый кризис на деятельности вашего фонда?
- Сейчас в связи с общей финансовой ситуацией мы ощущаем некоторое снижения поступлений в Фонд. Но наши спонсоры говорят, что это – временные трудности. Произошедшее в этой связи снижение помощи не превышает 10 процентов. Анализ финансовых средств и договоров, которые заключены со спонсорами на 2009 год, показывает, что уже к концу года мы должны выйти на запланированные объемы финансовой помощи российским мусульманам.
Войти с помощью: