Американцы взволнованы: Помогают ли субсидируемые США российские институты строить реактор в Иране?

news-xa63C6YrQy
Статья на эту тему была на днях опубликована в «Нью-Йорк таймс». Приводим ее с некоторыми сокращениями.

По словам некоторых членов комитета палаты представителей Конгресса, министерство энергетики США субсидирует два российских ядерных института, которые выпускают важные компоненты для ядерного реактора в Иране. А Соединенные Штаты в течение долгих лет пытаются остановить строительство этого реактора…



Министерство энергетики США субсидирует институты в рамках «Инициатив по предотвращению распространения оружия массового уничтожения», программы, созданной в 1994 году после развала СССР. Цель программы – предотвратить возможные попытки обедневших ученых и институтов продать технологии государствам и террористическим организациям, которые стремятся к обладанию ядерным оружием. По данным подкомитета палаты представителей по контролю и расследованиям, США добавляют некую сумму к зарплате ученых и оплачивают накладные расходы этих институтов.



Пока неизвестно, доплачивало ли министерство энергетики США тем самым ученым, которые участвуют в работе над проектом реактора в Бушере. Два демократа от штата Мичиган – члены палаты представителей Джон Динджелл, председатель комитета палаты представителей по энергетике и торговле, и Барт Ступак, председатель подкомитета по контролю и расследованиям – спросили об этом в письме, отправленном министру энергетики Сэмюэлю Бодмену.



«Чем можно оправдать финансирование министерством энергетики российских институтов, которые поставляют ядерные технологии Ирану? – спрашивают авторы письма. – Каким образом это способствует достижению наших целей в области предотвращения нераспространения ОМП?»…



В телефонном интервью Динджелл отметил, что госдепартамент обвинил Иран в использовании реактора в Бушере в качестве прикрытия для приобретения ядерной технологии, которую потом можно будет использовать для производства ядерного оружия. И добавил: «У нас есть целый ряд законов, предусматривающих санкции против американских компаний, которые разрабатывают иранские нефтяные месторождения».



Однако, по его словам, получается, что в рамках программы нераспространения оружия массового поражения «мы предоставляем американские деньги для помощи в разработке реактора, который активно критикуем. Динджелл заявил, что комитет выяснит также, не субсидирует ли министерство энергетики те институты, которые сотрудничали с КНДР, Сирией и другими странами, разрабатывающими ядерное оружие или стремящимися к этому…



«Только нынешняя администрация может жаловаться на распространение ядерного оружия в Иране, который, по словам президента Буша, входит в «ось зла», и при этом финансировать его деньгами американских налогоплательщиков», – сказал Динджелл. По словам Ступака, это «шизофреническая внешняя политика». «Мы не должны иметь дела с институтами, которые содействуют укреплению ядерных амбиций Ирана», – заявил он.



США финансируют самые разные проекты в России и других бывших республиках СССР. Например, нижегородскому научно-исследовательскому институту измерительных систем, который производит оборудование для поста управления в Бушере, США платят 1,15 млн. за проект, связанный с радиологическим картографированием геологических структур в целях поиска полезных ископаемых.



В прошлом месяце было опубликовано исследование этой программы Главным бюджетно-контрольным управлением США. Оно показало, что в то время как вся программа направлена на поддержку бывших советских ученых, работавших в области разработки вооружений, многие из тех, кто получает финансовую помощь сейчас, не были связаны с работой в этой области, а некоторые из них вообще по возрасту не могли быть учеными в советское время. Отчитывавшийся перед Ступаком один из сотрудников министерства энергетики признал, что отдельные части этой программы, возможно, вышли за рамки первоначальной идеи.



У Бушерского реактора долгая и непростая история. В 1975 году шах Ирана заказал два реактора немецкой компании Kraftwerke-Union, однако после свержения шаха в 1979 году работа остановилась. В ходе ирано-иракской войны, начавшейся в 1980 году, эти две установки были разбомблены иракскими войсками.



В 1995 году правительство Ирана заключило контракт с Россией на завершение первой установки, что было сопряжено с серьезными трудностями, поскольку стандартный российский проект значительно отличается от германского. По словам иранских властей, этот реактор будет запущен в текущем году.

Автор: ВП

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика