Информационное
агентство России
14°C
22 августа, 10:02
ФаджрВосходЗухрАсрМагрибИша
2:575:1312:3316:2819:5021:56

Аутсайдеры

Размышление рядового мусульманина о месте Ислама в светском социуме России

Rinat
Аутсайдеры
Мечеть - не театр, а имамы - не актеры, считает Камиль Биберсов

Удручает, что имамы сужают территорию своего присутствия в российском обществе. Всё ограничивается мечетью. Что же до действий вне мечети – то они очень ограничены. Это в основном «побывать у начальства в кабинете» с просьбой, или восседать в президиуме какого-либо совещания с угрюмо – каменным выражением лица (очевидно, считается, что так «авторитетнее»). И на этом всё. Да, есть очень редкие исключения, но это исключения.

И ещё: статус Ислама. Муллы его сами принижают. Скорее, неосознанно. И это не продуктивно. В тематике их выступлений в основном 4 тезиса: «о высокой духовности», «об осуждении терроризма», и «не будем игрушкой в чужих руках», «не оскорблять чувства верующих». Это тиражируется всегда и везде. А что, нет других тем, кроме этих 4-х, которые стали дежурно – казёнными? И ни к чему не побуждают. И их заунывное повторение ничего не меняет в реальной жизни. А жизнь многообразна. Она в постоянном изменении. И муллы не участвуют в её круговерти. Не играют главной роли. Они – аутсайдеры!

«Не будем игрушкой в чужих руках». Эта фраза опять-таки принижает роль Ислама. Ислам – это мироздание. Ислам – вселенская данность. И мулла, тот субъект, который говорит от имени Ислама, и который, ближе всех причастен к Исламу. И у него в этой части огромная ответственность. И говоря об «игрушке», мулла косвенно девальвирует статус Ислама. Недопустимо даже в отдалённом контексте упоминания Ислама ставить рядом слова «игрушка», «погремушка», и т.д. Это – харам. Посмотрите, у католических и протестантских священнослужителей РФ другая лексика и риторика. И никто из них, никогда, не упомянул слово «игрушка» прямо или опосредовано по отношению к Библии, или к своей персоне. И это констатация самодостаточности.

Я видел в одной из мечетей Кувейта имама, который вёл пятничную проповедь и совершал намаз в обыкновенном пиджаке и рубашке. И вспомнились некоторые наши муллы в экзотических одеяниях, которые ни в одном религиозном тексте не регламентированы. Всё что надумывают и водружают на себя некоторые муллы – это абсолютная самодеятельность. Одежда посыпается блёстками, приклеиваются к халату аппликации в виде фантастических цветочков. (Что, остаётся на рукавах ещё колокольчики повесить?) И эта «амуниция» – показатель внутреннего духовного содержания муллы. И его специфического понимания эстетики. И тут есть о чём подумать.

Ислам требует от нас скромности, строгости во внешнем виде, и даже определённого аскетизма. Мечеть – не эстрадные подмостки. И мулла обязан выделяться не пестротой халата, а грамотностью намаза и мусульманских обрядов; искренностью, и силой проповеди; и безупречной биографией.

Мулла не должен входить в кокон самоизоляции. Не застревать внутри себя. Недопустима инертность. Противопоказана заскорузлость мышления. Широкий кругозор, высокий уровень культуры – необходимые качества муллы. Потому, что мулла, кроме прочего, преобразователь общества. Он – в идеале, активный общественный деятель. И тут важно понимание своей роли и места в общественной (светской) жизни.

Один из видных религиозных деятелей Кувейта д-р Адель аль-Фалях сказал: «Религия в государстве должна поднимать и обсуждать общественнозначимые проблемы, но вместе с тем не вмешиваться в политику». И это правильно. Религия в светском государстве должна быть абсолютно аполитичной. Это означает: не участвовать в выборах в качестве кандидата в депутаты, не делать заявления осуждающих или поддерживающих того или иного политического лидера, не состоять в партиях и т.д. Аполитичность религии (в нашем случае Ислама), не конформизм, или нежелание испортить отношения с властью. Нет. Вмешиваться религии в политику – не рационально. Религия должна быть не на политической площадке, а в обществе. И тут огромное поле деятельности. Задача религии – изменить общество. Изменится общество – изменятся и политика, и политики.

Тот, кто вник в суть Корана (или Библии) понимает, что арсенал воздействия на общество у религиозного деятеля сильнее, чем у политика. Религия более фундаментальна. И идти в политику религиозному деятелю – размениваться на мелочи. На второстепенное. И отсюда – невмешательство. Религия – это мораль. И соприкосновение религии и политики – это насыщение политики моралью. Но не в рамках политики, а через совершенствование отдельно взятого человека. И нации в целом.

Это суть взаимоотношения религии и политики в светском обществе. И это не уход от острых вопросов. Нет. «Богу – Богово, а Кесарю – Кесарево». У каждого свой «участок работы».

И работа на «своём участке» актуальна для каждой конфессии. 1 февраля 2012г. в храме Христа Спасителя Патриарх Кирилл после литургии призвал: «Идти по пути нравственного возрастания… развития базовых ценностей нашего многонационального народа… Не терять время… Входить во все поры общественной жизни». И это призыв не только к православным, но и к мусульманам. Ко всем, кто неравнодушен.

В этой части деятельность муллы предполагает 3 основных «блока»:

1. Намаз и мусульманские обряды.

2. Проповедь.

3. Участие в общественной жизни.

Порой мулла профессионален в первом «блоке», но, к сожалению, недостаточно квалифицирован во втором, и беспомощен (а порой и нелеп) в третьем. Это делает ущербным статус мечети и образ имама. И не принимаются доводы: «Тут у меня получается, а тут не получается». (Кстати, как правило, если мулла слабоват в третьем и втором «блоках», он не особо силён и в первом). И такая «недоработка» у муллы недопустима. Он должен работать над совершенствованием своей личности. «Пахать». Научиться «жечь глаголом сердца». Но как быть «инженером человеческих душ», если не разбираешься в простейших «чертежах»? Имам обязан активно вторгаться туда, где ненормально. И это делать постоянно и целенаправленно. И Аллах будет доволен. А безучастно созерцать – харам.

(О «чертежах жизни». Я спросил у муллы: «Ты знаешь о газетах «Ведомости», «Коммерсант», «Российская газета», о журналах «Власть», «Эксперт»? Эта пресса, с чтения которой начинает свой рабочий день, человек себя уважающий, и стремящийся знать основные тенденции в экономике, в общественной жизни, и в политике РФ. «Нет» а – последовал ответ. Я показал один из вышеупомянутых журналов: «Прочитай». Мулла долго смотрел на одну из статей, шевелил губами, вспотел, и тяжело переведя дух, изрёк: «Я не понимаю, о чём тут пишут. Да и зачем это мне?»

* * *

Вот часть проповеди «Почему у нас проблемы?» от 01.06.2010г. Дамирджана хазрата Зайнутддинова (Казань): «Безразличное отношение большинства к проблемам социума – это сигнал бедствия. Пророк сказал: «В каком бы народе люди не совершали грехи, и среди них есть те, кто в состоянии изменить это положение, но они ничего не делают. Близко то время, когда Аллах их всех накажет (Абу Давуд, «Малахим» 17; Тирмизи «Фитан»). Ярким примером служит кораническая история об обитателях селения, живших на берегу моря, которых Аллах из-за непокорности превратил в обезьян. Среди наказанных оказались не только непосредственные участники греха, но и те, кто не останавливал преступников от их деяний».

Давайте внимательно посмотрим, друг на друга: не проступают ли в нашем облике, и в нашем поведении признаки вышеупомянутых primates?

______________________
Биберсов Камиль Аркадьевич, известный ульяновский политический и общественный деятель. В 1990-1993 – депутат ульяновского гор. и обл. советов. 1986-1990 – социолог ульяновского горисполкома. На ряде ульяновских заводов был зам. ген. директоров. В 1999-2001 – руководитель и спонсор регионального отделения социал-демократической партии М.С.Горбачева. В 1998-2002 – советник президента банка «Авангард» (Москва). В настоящее время – советник мэра Ульяновска.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. Али علي بات Бэт13.02.2012 19:44

    Талгат Таджудин как то в университет к нам приезжал. Так мне, как мусульманину, стыдно было за такую презентацию ислама. Одет он был, как обычно: зеленый короткий халат, узкие штанишки, башмаки с задранными носами, а на голове витой заостренный сверху тюрбан. Эдакий старик Хоттабыч из сказки. Причем зашел он в зал, помахивая саблей и крича "Аллах акбар". Такое впечатление, что все делается, чтобы люди пугались ислама и смотрели на него, как на что-то вычурное, несуразное и агрессивное.

    • Ильдус Сафин13.02.2012 21:06

      ну и в какой университет он так приезжал!?если ты наговариваешь на человека,из за того что бы принизить его, грех великий на душу берешь ты!

      • Али علي بات Бэт13.02.2012 22:05

        Брат, я не наговариваю, я ничего не убавил и не прибавил. Что видел, то и сказал, потому что сердце неспокойно за то, что творится с исламом в России. г.Челябинск, Челябинский Государственный Университет, ноябрь 2008

        • Ильдус Сафин13.02.2012 22:16

          я видел по всем каналам,я сам тоже из Челябинска,он наоборот сказал чтобы ни кто в ладошки не хлопал,и на все вопросы он отвечал в полне профессионально и достойно!А того что ты тут написал что с саблей он вбежал,так этого и в помине не было!

          • uralec14.02.2012 7:26

            а то что шампанское разбивал о стену мечети при ее открытии? или с саблей джихад америке объявил, и др "подвиги"
            Все наговоры?

          • Абу Рустам 14.02.2012 10:55

            Это когда он водку разбил о лестницу мечети?Про этот случай?ТАк он говорил народу вокруг него: что мол из-за этого многие проблемы, разбивая и приговаривая, что это от шайтана

          • Али علي بات Бэт14.02.2012 17:05

            Ты видел по всем каналам, а я присутствовал.

  2. reader13.02.2012 19:49

    «Недопустимо даже в отдалённом контексте упоминания Ислама ставить рядом слова "игрушка", "погремушка", и т.д. Это – харам.» – это типа фетва?
    Вот в банке работать… да и то не возьму на себя смелость…

    до конца опять не осилил…
    А чем аффтор до 90-го года занимался? Кого клеймил?

  3. reader13.02.2012 19:50

    Упаси Господи!!!!!!

    • Абу Рустам 14.02.2012 10:52

      А кто такой Господи?

  4. Hamza14.02.2012 0:11

    Ислам не может быть аполитичен. С одной стороны он обвиняет мулл что не читают политическую литературу,с другой- говорит об аполитичности. Хотя про вычурность одеяний некоторых хаттабычей правильно сказал.

  5. Абу Ханифа14.02.2012 8:25

    Биберсов Камиль видать ученый Ислама, если так легко говорит о Хараме и Халяле, либо… просто не богобоязненный человек.
    Ислам – это не то что о нем кто-то думает, а это то что АЛЛАХ – Создатель всего сущего, пожелал для нас. И мы должны этому следовать!

    Пророк (с.а.с) дал несколько определений, одно из них:
    Религия – это ИСКРЕННОСТЬ, по отношению к,
    АЛЛАХУ,
    ЕГО Пророку,
    Предводителям мусульман,
    к мусульманам

    Так вот, господин Биберсов Камиль, возьмите для начала эти слова Пророка(с.а.с) в Руководство! И не нужно настраивать джамагат против Имамов! Если Вы переживаете за Умму!

    Или вот еще одно определение:
    Ислам это:
    Свидетельство ЕДИНОБОЖИЯ,
    Пятикратная Молитва,
    Закят,
    Пост,
    Хадж,
    и считать все что в Коране сказано Халял – как Халял, а то что сказано Харам – как Харам!

    А отделять политику от жизни и говрить о светкости как об атеизме или нейтральности к грехам – это игра слов и разрешение харама, что уже порицаемо и требует исправления.
    Мусульмане – это одна партия – партия АЛЛАХА! потому как критерии Морали и Права уже нам даны и известны!
    А кто хочет "оградить" мусульман от "политики" тот "сужает" Шариат, потому как Шариат призывает исправлять ВСЕ вокруг, начиная с себя, со своей семьи и далее всего общества. А это достигается Проповедью ЕДИНОБОЖИЯ!!! А затем Уверовавшие исправят каждый вокруг себя и в обществе наступает оздоровление!!!

    А АЛЛАХ Лучше Знает!

    • sarra14.02.2012 10:29

      Ассаляму аляйкум ва рахматуЛЛах. Те Имамы, про которых вы говорите – назначенные не кяфирскими политиками для нашего управления, а правителями-мусульманами (халифом) люди. Да, их мы обязаны слушаться и повиноваться им. А подчиняться нынешним ставленникам этой убогой власти – значит, не уважать себя, навязанным псевдо-имамам (не все из них такие, но большинство) проявлять пресловутый "итигат" не обязаны. У мусульман есть истинные лидеры, правда, их с каждый днем становится все меньше, их убивают и их посадкам способствуют те самые имамы-стукачи, о которых вы написали. Про то, как нынешние марионеточные "имамы" любят присваивать себе права назначенных халифом и требовать "верности, итигата, подчинения" себе, хорошо написал когда-то Айдын Али-заде

      • Абу Ханифа14.02.2012 12:20

        Уа алейкум ассалям уа рахматуллахи уа баракатух, Сестра!!!
        Если имам не устраивает, нужно выбрать другого, Богобоязненного и Знающего!
        Имам по определению не может быть назначен кяфирами, это нонсенс!
        Но мы обязаны Поддержать Имама, Подчинится ему и Подсказать, если он нуждается в этом!
        Неспешите и непереживайте сильно, Сестра, АЛЛАХ закончит Свое дело! И эта Религия восторжествует! И когда созреет Джамагат Мусульман, тогда будет соостетствующий "зрелый" Имам, иншаАЛЛА!
        А пока имеем тех кого заслуживаем.
        Но Важно нам самим проявлять Искренность и изменить самих себя, а тогда АЛЛАХ Милостивый изменит наше положение! Это ОН обещал!

        • sarra14.02.2012 22:53

          ИншаАллах, вы правы

        • hidjrato15.02.2012 8:00

          в баймаке как-то выбрали себе имама,так потом полицаи всю мечеть оцепили.

          • Абу Ханифа15.02.2012 8:31

            Да, история повторяется.
            Вспомните положение мусульман в Мекке. Что они делали? Воевали с кяферами?
            Нет!
            Они во главе с Пророком АЛЛАХА делали Призыв!!! Ночью и днем, в беседах один на один и в собраниях и изучали Коран! Который был наставление и Путеводителем для Сердца и в делах!
            Призв к Таухиду и еще раз Призыв! Это наше дело до момента смерти! А тогда, иншаАЛЛАХ, РАЙ АЛЛАХА!!! А что нам еще нужно кроме РАЯ?

      • hidjrato15.02.2012 8:03

        нельзя сказать , что все имамы подчинятся кремлю, пока вижу только таджуддина,который на курбан агитировал единоросов,и таких как хузин,фарид салман,которые могут обвинить людей в "вахабизме", а потом жди в гости полицаев,инша Аллаh

    • sarra14.02.2012 10:31

      А во всем остальном я с вами абсолютно согласна. Кроме вопроса об имамах. Возможно, просто сказывается многовековая пропаганда навязанной системы ДУМов и пр., что именно марионеточные имамы воспринимаются как лидеры, те, за которыми надо идти. А куда они заведут, раз поставлены нынешней властью?

  6. rium-galiev15.02.2012 7:22

    В Республике Татарстан муфтият делает ставку на имамов преклонного возраста, ими легко манипулировать. А что взять с бабая, у кого образование не более среднего, он наверное кроме заученных фраз ничего не знает, зато знает 3,7,40 и годовшину усопших (хотя в исламе такого нет), чтобы вкусно сьест и собрать садака. Грамотный вагаз, в пятничный намаз, не могут прочитать. У них повседневная литература, видавшие виды книжки, неизвестных в Исламе, проповедники. Вся их проповедь, что молодежь намаз читает не так, ноги расставляют при намазе не так и др., как делали наши деды. как будто их деды пророки и сахабы. Аллах знает лучше.

  7. hidjrato15.02.2012 7:58

    ВАША СТАТЬЯ ГАВНО,КАМИЛЬ АРКАДЬЕВИЧ,..Это суть взаимоотношения религии и политики в светском обществе. И это не уход от острых вопросов. Нет. "Богу – Богово, а Кесарю – Кесарево". У каждого свой "участок работы"…. =======Вижу слова христиан, вам мозги промыли? а почитать это==== (О "чертежах жизни". Я спросил у муллы: "Ты знаешь о газетах "Ведомости", "Коммерсант", "Российская газета", о журналах "Власть", "Эксперт"? Эта пресса, с чтения которой начинает свой рабочий день, человек себя уважающий, и …======= да там же хватает исламофобских корреспондентов,сами читайте эту фигню

    • mirror15.02.2012 17:51

      культура отдельных комментаторов так и прет. такое впечатление только с гор спустились

  8. Hanif21.02.2012 19:17

    "Религия в светском государстве должна быть абсолютно аполитичной." – ну да, очень, интересно. А если вся политика страны направлена на войну с религией? На самом деле религия в государстве должна диктовать политику. А все эти речи Биберсова в угоду властям.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: