Б. Бхутто: "Ислам и демократия гармонично существуют вместе"

Беназир Бхутто
Некоторые заявляют о несовместимости ислама и демократии. Именно так утверждает Хантингтон в своей книге «Столкновение цивилизаций и передел мирового порядка»: «Причины провала установления демократии в большей части мусульманского мира во многом кроются в исламской культуре и ее враждебном отношении к западным либеральным ценностям». …Я не согласна с утверждением, что ислам враждебно настроен к демократии, а либерализм присущ лишь Западу. Немало данных эмпирических исследований показали, что это не так.



Можно утверждать, что ХХI век ознаменуется мирным ростом демократии и умеренных сил по всему миру, особенно в мусульманских государствах, и опровергнет тезисы, представленные в книге «Столкновение цивилизаций»… Демократические страны не ведут борьбу с другими демократическими странами. Демократия не спонсирует терроризм на государственном уровне…



Есть масса доказательств, что демократия – цель, присущая как Западу, так и мусульманским странам. В исследовании 2002 года известные ученые Пиппа Норрис и Рональд Инглхарт сопоставили отношение к демократическим ценностям. Их работа представляет собой «сравнительный анализ системы ценностей мусульманских и немусульманских обществ в 75 странах всего мира». Они изучили, как в мусульманских и немусульманских странах относятся к идеям демократии, независимо от типа государственного правления, чтобы выявить уровень и интенсивность поддержки демократических ценностей в мусульманском мире. Они пришли к выводу, что к демократическим ценностям стремятся повсюду. Демократические ценности поддерживаются в мусульманском мире так же, как и в западном. По моему опыту, в отношении Пакистана данное утверждение верно.



Норрис и Инглхарт обнаружили, что «за последние годы почти во всем мире наблюдается активная поддержка демократических идеалов». Демократические ценности настолько универсальны, что «вопреки теории Хантингтона, по сравнению с Западом, в мусульманском мире поддержка демократии даже немного выше». Данный вывод получен путем анализа трех показателей: работа демократии на практике, поддержка демократических идеалов, неодобрение идеи о необходимости сильного лидера государства.



По мнению Норриса и Инглхарта, ислам и Запад занимают противоположные позиции в социальной сфере, а не в политической. Западные страны, в отличие от мусульманских, демонстрируют большую приверженность к равным правам женщин и толерантность по отношению к сексуальным меньшинствам. В мусульманском обществе доминируют более традиционные представления по данным вопросам. Хотя мусульманские и западные общества отличаются друг от друга, различия менее категоричны в отношении политических вопросов: выборов, правления, парламентской демократии, – чем в культурных и социальных. Важно, что обе цивилизации в равной степени стремятся к демократическим идеалам и демократическому правлению. Исследование Норриса и Инглхарта опровергает один из наиболее спорных тезисов теории столкновения цивилизаций, что социальные и культурные различия между западным и мусульманским обществом порождают острые противоречия между ними в политической сфере. /…/



Вопреки утверждениям тех, кто нелестно отзывается о мусульманах во всем мире, ислам и демократия гармонично существуют вместе. Принципы демократического правления есть и в мусульманских учениях, и они составляют основы ислама. Демократические государства не могут выступать в роли спонсоров терроризма. Поэтому я делаю вывод /и бросаю вызов тем,кто не согласен/, что если демократия приживется и выживет в мусульманском мире, вероятность конфликтов заметно снизится. Кроме того, устранится возможность вооруженного столкновения между мусульманскими демократическими и западными демократическими государствами, а также спонсирования терроризма мусульманскими странами против Запада…



Если мировое сообщество хочет предотвратить столкновение цивилизаций, необходимо оказывать содействие развитию демократии в мусульманском мире. Рецепт установления мира – развитие демократических выборов и демократического правления в исламских странах. Мусульманским государствам необходимо помогать создавать и поддерживать демократическую инфраструктуру, закрепить процедуру демократических выборов и обеспечить получение опыта политическими партиями , путем поддержки создания, функционирования и финансирования неправительственных организаций по социальному обеспечению и правам человека, защиты независимости СМИ, проведения парламентских и конституционных реформ, создания независимого от политического влияния правосудия, и не поддерживать военную диктатуру, а укреплять вооруженные силы, признающие власть конституции.



Демократические блоки и инфраструктура помогут демократии выжить в долгосрочном периоде. Укрепление демократических институтов даст демократии шанс выстоять в любом обществе, особенно в мусульманском, где ставки высоки как нигде больше. Демократия принесет мир. Конкурентоспособные политические партии и функционирующие неправительственные организации приведут к миру. Армия под контролем гражданского правления приведет к миру. Независимые СМИ и правосудие несут мир. Даже если международное сообщество неохотно прислушивается к голосу морали, оно должно действовать в этом направлении ради своих же интересов, чтобы обеспечить мир и стабильность на планете.



Концепция экономического и культурного обмена, которая лежит в основе общественных отношений на всем Западе, базируется на убеждении, подкрепленном опытом, что чем больше мы знаем о других, тем меньше страх перед ними. Кроме того, один из классических способов развития понимания демократии – предоставление студентам из развивающихся стран возможности обучаться в западных вузах. В процессе обучения они не только получают образование, изучают технологии и науки, но и усваивают политические нормы и стандарты прав человека, к которым стремятся во всем мире. В годы своего обучения в Гарварде я усвоила урок, что политические призывы могут не только оказывать влияние на государственную политику, но и привести к отрицательным последствиям. Именно там я поняла, что народ может выбирать своих правителей, а правитель, который не может решить проблемы народа, может и должен быть смещен. /…/



В прошлом имело место восприятие различий как источника опасности и войн, в некоторых случаях оно сохраняется и до сих пор. Этнические чистки, вооруженные конфликты или так называемые религиозные столкновения – все они основаны на том, что несхожесть ведет к насилию. Вспоминаю жестокость предыдущего десятилетия, ответ на вопрос: «Зачем нужен диалог?» – прост и очевиден. Следующий вопрос: «Почему именно сейчас?». Процесс глобализации без налаженного диалога повышает вероятность и опасность гегемонии одной из сторон. Непохожесть сторон при отсутствии между ними диалога лишь подчеркнут и усилят различия. Следовательно, диалог между теми, кто видит в наличии различий угрозу, и другими, считающими их залогом развития и роста, действительно необходим.



Тарик Рамадан – мусульманин из Великобритании и внук Хасана аль-Банны, основателя Мусульманского братства. Он, человек, застрявший между двумя мирами, стремится к установлению примирения между мусульманами и Западом, хотя некоторые правоверные считают, что он продался Западу, но правительство США отказало ему в визе, так как видит в нем представителя радикального ислама. Так вот, по мнению Т. Рамадана, исламу необходимо адаптироваться к условиям современного мира: «Социальные и культурные нормы восьмого века в арабских племенах Персидского залива, многие из которых на протяжении веков были тесно связаны с исповедованием ислама, сегодня совершенно не подходят европейским мусульманам».



Далее он отстаивает гибкость интерпретаций ислама и законность их адаптации. Он бросает вызов догме, что шариат неизменен. Шариат – это не свод строгих законов, как думают некоторые, а скорее «система ценностей и принципов, путь с обозначенной целью. Рассматривать шариат как закрытую структуру – значит отступать от его исходного значения. Когда мусульмане занимали прочные позиции в мире, они охотно принимали в свою культуру новые аспекты извне, но когда не хватает уверенности в собственном положении, именно тогда ислам противопоставляется Западу».



Иштиак Ахмед, шведский политик пакистанского происхождения, добавляет экономическое обоснование к точке зрения сторонников примирения. Он понимает, что затянувшееся экономическое неравенство ведет к безнадежности, ощущению невостребованности, и следовательно, к зарождению ненависти, что в свою очередь подпитывает экстремизм и терроризм. «Столкновение происходит между теми, кто хочет удержать все материальные и духовные богатства мира на стороне Запада и подкупленной элиты мусульманского мира, и теми, кто борется за свою принадлежность ко всему человечеству».



Когда я поступила в конце 1969 г. в Гарвард, в Пакистане действовала военная диктатура. Хотя в 1970 году состоялись свободные выборы, мандат так и не был передан, когда две партии завладели обеими палатами парламента Восточного и Западного Пакистана. В Америке я видела, как власть народа вносит изменения и влияет на политику государства. Во время моей учебы в американском университете отец на родине возглавлял движение за политические права народа Пакистана. Борьба в Пакистане и реальные возможности народа Америки выражать свою волю, бороться без страха за свои убеждения оказали огромное влияние на мою жизнь.



Я оказалась меж двух миров, – миром диктатуры и миром демократии. Я могла наблюдать за властью народа в демократической системе и в противовес ей – за нехваткой политической силы в родной стране. Я видела, как люди в Америке воспринимали свои права как данность: свободу слова, свободу образования союзов и политических движений. В моей же стране людей убивали и сажали в тюрьмы за попытку отстоять свою свободу.



Разительные отличия между двумя мирами не ограничивались только диктатурой и демократией, сильно отличалось отношение к женщинам. Я оказалась в Америке в удивительное время, когда Кейт Миллетт и Джерман Грир работали над книгой о правах женщин, их выборе, карьерах. Родители учили меня, что перед Господом все равны: и мужчины, и женщины, что Пророк Мухаммад женился на успешной женщине, его род продолжился благодаря его дочери Фатиме, а в Судный день души всех верующих предстанут на суд Божий.



Но вопреки разговорам о правах женщин и их роли в исламе, я видела, что женщин не принимают на равных в Пакистане и прав у них не так много. Конечно, женщины сыграли важную роль в пакистанском движении за независимость. Моя мать состояла на службе в звании капитана в Национальной гвардии. Фатима Джинна, сестра основателя Пакистана, и миссис Лиакат Али Хан, жена первого премьер-министра страны, участвовали в движении за свободу. Права женщин в основном соблюдались в немногочисленной элите, и почти не были доступны остальному женскому населению. В Америке мы с остальными девушками после вечернего молока с печеньем собирались в спальне общежития и обсуждали, чего мы хотим добиться в жизни, помимо роли жены и матери. Мы верили, что у женщин должно быть право выбора, чего они хотят: стать домохозяйкой или делать карьеру.



В те годы взросления на Западе я начала понимать, что единственные границы возможностей женщин в обществе – это те, которые мы сами же и признаем. Я осознала, что отрицая запреты прошлого, мы можем построить новый мир не только для себя и своих дочерей, но и для мужей и сыновей. Так же, как демократия ведет к умеренности, равенство полов – к согласию в обществе. Наши учебные группы в Гарварде были переполнены студентами последних курсов и выпускников вузов со всего мира, особенно из развивающихся стран. Наши представления о жизни в Гарварде и в США вдохновили нас и коренным образом изменили дальнейшую судьбу. Возвращаясь домой в качестве преподавателей, ученых или премьер-министров мы несли представления о демократических ценностях и социальных институтах в наши страны. Так же, как демократия ведет к миру и согласию, программы обучения за рубежом способствуют достижению тех же целей.



Технологии и развитие средств связи изменили мир и оказали огромное влияние на мировую культуру. Чем больше знаний о других народах и людях, тем более комфортно себя среди них ощущаешь. Я уверена, что это так, даже если профессор Хантингтон со мной не согласен. Общение по интернету с пользователями сети со всего мира помогает установить взаимоотношения, дружбу и взаимопонимание. Возможность запросить информацию через поисковую систему Google из любой точки мира позволяет приобщаться к высоким технологиям даже удаленным сельским районам в развивающихся странах. Чем больше люди учатся, тем больше они тянутся к знаниям. Чем больше они общаются, тем меньше страх друг перед другом. Как демократия и программы обмена студентами способствуют установлению мира, так и доступ к современным технологиям и средствам связи помогает в достижении той же цели.



Все, что мы знаем о постоянных торговых связях между народами, говорит в пользу необходимости установления взаимопонимания между культурами и цивилизациями. Глобализация лучше всего сможет решить конфликт. Чем более развита торговля между странами, тем больше они рискуют потерять в случае конфликта. Чем больше у людей потребительских возможностей, т. е. возможности покупать, использовать и распределять товары, тем больше у них возникает желаний в других сферах жизни. Одной из предпосылок к установлению свободной торговли являются экономические связи между людьми. Европейское сообщество образовало единый рынок для развития торговли и снятия барьеров, создания единого европейского пространства и снижения конкуренции и трений между европейскими государствами. В декабре 1988 года в ходе саммита лидеров Южноазиатской ассоциации регионального сотрудничества /СААРК/, я предложила сместить акцент деятельности организации в сторону экономического сотрудничества. Все со мной согласились.



Во время моего первого срока на посту премьер-министра было разработано Соглашение о льготных тарифах в Южной Азии. Во время второго срока его одобрили, что создало базу для развития экономических отношений между странами СААРК. В 1998 году как лидер оппозиции я предложила создать зону свободной торговли в Южной Азии по примеру Европы. Мы понимаем, что чем больше возникнет отношений между разными странами, компаниями, университетами в Южной Азии, особенно это касается Пакистана и Индии, тем меньше шансов, что эти государства будут врагами и вступят в конфликт, учитывая наличие ядерного оружия. Как и демократия, торговые отношения способствуют сохранению мира.



Предотвращение столкновения цивилизаций, по крайней мере, в мусульманском мире, требует, чтобы мы доверились власти торговли, культурного обмена, технологий, образования и демократических ценностей ради ускорения процесса, благодаря которому мусульманское общество сможет наладить связи и установить доверительные отношения с Западом. За счет внешних отношений мы учимся быть терпимей и уважать культуру других цивилизаций. Не изоляция, а взаимодействие культур сделает мир безопасней. Благодаря экономическому, социальному и политическому развитию исламского мира, Запад и Восток смогут защитить единые и универсальные ценности, соответствующие заповедям Авраама.



Наконец, чтобы понимать природу других цивилизаций, нам необходимо распознавать все острые моменты, которые могут привести к конфликту. Речь идет не только о столкновении между цивилизациями, а скорее о противоречиях внутри нас. Самая главная борьба за души и сердца следующего поколения мусульманских лидеров и ради будущего всего мусульманского мира ведется не с Западом. Споры идут между разными интерпретациями ислама, разными взглядами на мусульманскую умму. Вопрос касается недостатка толерантности некоторых из них по отношению к другим мусульманам и религиям.



Степень терпимости станет решающим фактором для соотношения умеренных и радикальных сил, диктатуры и демократии, фанатизма и просвещенности, плюрализма и нетерпимости, равенства полов и угнетения женщин, жесткого традиционализма и меняющейся современной среды.



Другими словами, настоящее столкновение внутри ислама и за его пределами – это борьба между прошлым и будущим. Исход этой битвы не только определит направление развития отношений между исламом и Западом, но и повлияет на международную обстановку текущего столетия. Без малейшего промедления нам необходимо уже сейчас встать на путь истинного примирения и разорвать оковы нищеты, экстремизма, диктатуры и терроризма.



Из книги Б. Бхутто «Примирение. Ислам, демократия, Запад». Sabina Pak Ltd., 2008 г

Публикация В. Пруссакова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика