Битва за демократию в Малайзии и Турции

news-UcReh73Nnu
Политика является главным аспектом социальной организации общества, поскольку представляет собой деятельность, направленную на координацию интересов и устремлений граждан. Политика предполагает некое соглашение, принятие определенных правил, позволяющих гражданам принимать участие в принятии решений и управлении страной, и облегчающих мирную смену власти. Поэтому в большинстве демократических стран сегодня избранные должностные лица, потерявшие народное доверие, замещаются в процессе всеобщих выборов.

Многие мусульманские страны также перешли на демократические рельсы, однако большинству из них пока не удалось полностью избавиться от политического метода дворцовых интриг, разъедавшего старую, исторически сложившуюся систему правления. В этих странах политические элиты часто прибегают к полицейской и военной силе, а также к заговорам и аферам, чтобы добиться власти или удержать ее. Среди немногочисленных мусульманских стран, вырвавшихся вперед в процессе демократизации и добившихся прозрачности действий своих политических руководителей – Малайзия и Турция, имеющие развитую многопартийную систему и зрелое гражданское общество.



Недавние события в этих двух странах наглядно иллюстрируют трудности перехода к демократическому правлению в мусульманском обществе. Добившаяся ценой огромных усилий участия в политической жизни Турции Партия справедливости и развития (ПСР), представляющая средний класс, схлестнулась в борьбе за власть с националистическими элитами. Эти элиты привлекли судей и военных, чтобы расшатать положение пользующейся популярностью политической партии, имеющей 2/3 мест в парламенте. Непосредственный конфликт разгорелся из-за вопроса о конституционности права богобоязненных мусульманок покрывать голову платком в университетах и других учебных заведениях.



Вместо того, чтобы признать, что ношение платка является личным выбором женщины, ее правом исполнять религиозные предписания, которое должен защищать демократический принцип свободы вероисповедания, националисты обвиняют ПСР в подрыве светских традиций Турции и добиваются запрета партии и прекращения политической деятельности ее лидеров. В конце 90-х, будучи мэром Стамбула, нынешний председатель ПСР и премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган угодил в тюрьму за то, что процитировал религиозное стихотворение. Видимо, турецкие националисты считают, что такими методами им удастся запугать и одурачить народ, прикрывая псевдодемократической риторикой страстное желание удержать власть и не дать своим политическим противникам возможности контролировать государственные органы честными демократическими средствами.



Подобные процессы происходят сейчас и в Малайзии. Руководители правящей партии, находящейся у власти с момента достижения страной независимости в 1957 году, очевидно, решили удержать эту власть, втянув лидера оппозиции в сексуальный скандал. Анвара Ибрагима, под предводительством которого оппозиция одержала крупную политическую победу в марте прошлого года и которого прочат сейчас в премьер-министры страны, обвинил в содомии молодой сотрудник его аппарата.



Наджиб Тун Разак, заместитель премьер-министра и давнишний соперник Ибрагима, признался, что встречался с его обвинителем у себя в резиденции за два дня до того, как было обнародовано обвинение. Нынешнее обвинение в содомии – это перепев подобного же мотива, использованного в 1998 году той же партией чтобы лишить Анвара Ибрагима, бывшего тогда заместителем председателя партии, права претендовать на высочайшую должность.



И Реджеп Эрдоган, и Анвар Ибрагим представляют собой новую породу демократических лидеров, руководствующихся новым видением политики, уходящим корнями в исламскую мораль, которая подразумевает подотчетность политических руководителей. Оба выражают приверженность религиозной свободе и политическому и социальному плюрализму. Оба продемонстрировали готовность поступиться личным благом ради продвижения своего политического видения.



Но одних только героических поступков таких бесстрашных лидеров как Ибрагим и Эрдоган, сколь бы достойными восхищения и вдохновляющими они не были, недостаточно для того, чтобы превратить Малайзию и Турцию в действительно демократические страны. Для такого превращения необходимы новое политическое сознание и активность, лишающие исключительного контроля политические элиты. Надо, чтобы справедливое правление стало насущной заботой граждан. Необходимо появление энергичных и напористых общественных организаций, неприемлющих политические аферы и манипуляции, которые бы требовали от народных избранников ответа за их заявления и деяния.



А главное, переход к истинно демократическому правлению предполагает наличие таких граждан, которые не станут мириться с тем, что их обманывают должностные лица. В Коране ясно показано, что источник власти тиранов и диктаторов кроется в их способности одурачить людей, чтобы заручиться их поддержкой. При этом люди испорченные сами готовы быть обманутыми, признать ложные притязания в обмен на личную выгоду.



В Коране приведен рассказ о Фараоне как олицетворении надменной и деспотичной политической силы, и показано, что его способность творить беззаконие происходит из готовности людей следовать за ним, даже когда он их обманывает: «(Фараон) одурачил свой народ, и они повиновались ему, они были истинно люди, подверженные порче». При этом «фараон», механизм сохранения политического контроля, часто остается все тем же.



Усилия, прилагаемые пережитками надменных и деспотичных политических сил в Малайзии и Турции, имеют целью сохранить их политическое преимущество посредством одурачивания граждан этих стран с помощью политических игр и афер, и таким образом превращают политику страны в цирк.



Провал этих усилий будет означать конец политики как инструмента насыщения голодных до власти лидеров и начало политики как практики социальной ответственности. В таком случае эти две страны станут источником надежды и вдохновения в процессе предстоящей трансформации других мусульманских обществ.



Примется ли демократия в современных мусульманских обществах? Это станет ясно через несколько месяцев, которые будут пронизаны агонизирующим страхом для одних, и величайшей надеждой для других. Ответ на этот вопрос зависит от того, поддадутся ли малазийцы и турки на обман и угрозы, или же выкажут зрелость и храбрость, достойные свободных и принципиальных людей.



Луай Сафи, исполнительный директор ISNA Leadership Development Center (США)

Insight

Автор: Луай Сафи

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика