Чапаев снова на коне, но в тюбетейке

Тихо! Чапай думу  думает!
В поселке Сосновоборск Пензенской области прошло собрание имамов района. Участники заседания обратитились к главе районной администрации с просьбой выделить участок для строительства Дома Аллаха. Имамом будущей мечети избран Ильдар Чапаев.



Был также утвержден состав ревизионной комиссии и попечительского совета. Сбор средств на строительство культового сооружения уже начался. Со своей стороны один из муфтиев Пензенской области Ислам Дашкин пообещал поспособствовать скорейшему возведению мечети на региональном уровне, – сообщает сайт Духовного управлении мусульман Пензенской области.



В поселке городского типа, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, проживало 6 546 человек. История районного центра указывает на русскую топонимику: Сосновоборск (Литвино, Александровка, Нескучное, Шутовка, Никольский, Сурский Хутор, Новоникольская). Однако село Нескучное было основано не позднее начала 19 века на реке Алилейке дворянами Шутовым, Сабуровым и Чимбасовым, а в 1839 году майор Я.В. Сабуров основал там суконную фабрику, которую продал в 1842 году дворянину М.А. Литвинову. Национальное соотношение жителей в самом районе, по данным 2004 года, выглядело следующим образом: Русские – 42,5 процента, мордва – 28,5, татары – 28.



Сейчас в Сосновоборске проживает около двух тысяч татар, но мусульманам приходиться совершать намазы в соседних татарских селах, самым крупным из которых является старинное село Индерка ( на 2011 год – около 5000 жителей).

Мечети также расположены в селах: Альмяшевка (1996 г. – 255 жителей) и Татарский Сыромяс (1996 г. – 257 жителей).



Строительство мечети в Сосновоборске, таким образом, вызвано острой необходимостью в отправлении богослужений и мусульманских обрядов. К слову, в селе Большое Татарское Караево (Карай), которое расположено в Темниковском районе Республики Мордовия, местные жители построили новую мечеть методом народной стройки всего за год. Пожертвования вносили сами сельчане, местные уроженцы живущие в Республике и выехавшие на место жительство в другие регионы. И вот что интересно, первое время имамом в ней служил Идяят Мирзожанович Чапаев, участник Великой Отечественной войны, проработавший 43 года в местной школе учителем.



Фамилия героя народного фольклора, полководца времен гражданской войны Василия Ивановича Чапаева, который подписывался как Чепаев, происходит от глагола чапать (хватать). Родился он 28 января (9 февраля) 1887 года в деревне Будайка (сейчас территория г.Чебоксары), в семье бедняка. По мордовской версии он эрзя (чапомс – рубить (сруб)). По другой распространенной версии его национальность – чуваш (чап- пригожесть, красота), в иных источниках его относят к русским.



Кстати, среди тюркского населения России было широко распространено имя Чагатай. Так звали второго сына Чингисхана. Русские произносили его как Чегодай, Чагадай; Чаадай, Чадай (‘честный, храбрый, искренний’). От этих имен в XVI-XVII веках образовались фамилии: Чаадаев, Чагадаев, Чадаев, Чегодаев, Чеодаев. Фамилия Чапаев была распространена и среди татар.





Автор: Искандер Бахмутов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика