Что такое "макасид" шариата?

Макасид это связь между исламским правом и нынешней реальностью

Макасид это связь между исламским правом и нынешней реальностью

Теги:



0
26 Января 2011г. (20 Сафар)
Дети часто задают довольно глубокие философские вопросы, причем неясно, понимают ли они сами их смысл. Но вся прелесть детских вопросов в том, что обычно они не связаны «общими понятиями» и взрослыми представлениями о том, что «так уж устроен мир». Свой курс лекций о макасид аль-шариа я часто начинаю с рассказа о маленькой девочке, которая однажды спросила своего отца: «Пап, а почему ты тормозишь перед светофором?» «Потому что красный свет, а красный значит «стоп», – назидательным тоном ответил отец. «А почему?» – снова спросила девочка. «Чтобы полицейский нас не оштрафовал», – последовал столь же назидательный ответ. «А почему он нас оштрафует?» – продолжала допытываться дочь. «Ну, потому что ехать на красный свет опасно». «А почему?» – не успокаивалась девочка. «Так уж устроен мир», – хотел ответить дежурной фразой отец, но решил пофилософствовать немного с любимой дочуркой, и вместо этого сказал: «Потому что нельзя делать людям больно. Ты же не хочешь, чтобы тебе сделали больно?» «Нет», – ответила девочка. «Вот и другие люди тоже не хотят, чтобы им было больно. Пророк (мир ему) говорил: «Желай другим людям того, чего желаешь себе». «Но почему мы должны желать другим того, чего желаем себе?» – настаивала дочь. И подумав немного, отец ответил: «Потому что все люди равны, и если ты спросишь, почему, я отвечу, что Бог справедлив, и по Своей справедливости Он сделал нас всех равными, с равными правами – таким Он создал этот мир».



Вопрос «почему» равносилен вопросу «что такое макасид?» А «уровни почему», как их называют философы, это «уровни макасид», по терминологии исламских юристов. Рассматривая эти «уровни почему», углубляясь в изучение макасид, мы переходим от простых действий и всем понятных знаковых систем, таких как необходимость останавливаться на красный сигнал светофора, к законам и правилам, таким как правила дорожного движения, а от законов и правил – на уровень полезности и «взаимовыгодности» (например, забота о безопасности других в обмен на собственную безопасность), и наконец, с уровня взаимной выгоды и пользы на уровень всеобщих принципов и основ веры, таких как справедливость, сострадание и атрибуты Бога.



То есть макасид аль-шариа это сфера исламских знаний, отвечающая на всевозможные «почему» любых уровней, например:



▪ Почему благотворительность – выплата закята в пользу бедных – один из «столпов» Ислама?

▪ Почему мусульмане обязаны поддерживать хорошие отношения с соседями?

▪ Почему мусульмане, здороваясь, желают мира («ассаляму алейкум» по-арабски означает «мир вам»)?

▪ Почему мусульмане должны молиться несколько раз в день?

▪ Почему соблюдение поста в месяц Рамадан является одним из «столпов» Ислама?

▪ Почему мусульмане постоянно упоминают Аллаха?

▪ Почему употребление любого количества алкоголя считается в Исламе большим грехом?

▪ Почему курение, например, конопли, запрещено в Исламе точно так же, как употребление алкоголя?

▪ Почему исламский закон предусматривает смертную казнь – высшую меру наказания – за изнасилование или геноцид?



Макасид аль-шариа объясняют «мудрость, сокрытую в правилах»: например, благотворительность, хорошее отношение к соседям, приветствие людей пожеланием мира способствуют «усилению социальной сплоченности».



Еще один пример мудрости, сокрытой в правилах, это «стремление к осознанию Бога» – одно из логических обоснований необходимости регулярно молиться, поститься и обращаться с просьбами к Всевышнему.



Макасид это также те благие цели, на достижение которых направлены запрещающие или разрешающие что-то законы. Так, макасид «сохранения человеческих душ и умов» объясняют существующий в Исламе строгий запрет на алкоголь и одурманивающие вещества, а макасид «защиты чести и имущества людей» – упоминаемую в Коране «смертную казнь» в качестве (возможного) наказания за изнасилование или геноцид (интерпретация аятов 2:178 и 5:33 некоторыми исламскими юридическими школами).



Кроме того, макасид это та совокупность Божественных замыслов и нравственных принципов, на которой основана исламская юридическая система: справедливость, человеческое достоинство, свобода воли, великодушие, целомудрие, помощь ближнему и общественное взаимодействие. Таким образом, они представляют собой связь между исламским правоведением и сегодняшними представлениями о правах человека, развитии общества, о «культурности» его членов, и могут отвечать также на вопросы несколько иного типа:



▪ Какая методология лучше всего подходит для прочтения и осмысления Священного писания мусульман в свете сегодняшней реальности?

▪ Каковы исламские представления о «свободе» и «справедливости»?

▪ Какая связь между современными представлениями о правах человека и исламским правом?

▪ Какой вклад может внести исламское право в «развитие общества», нравственности и «культурности»?





Автор: Джассер Ауда

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика