Для мировой экономики наступил момент истины – эксперт

Адалет Джабиев
Относительно развития мирового финансового кризиса высказываются протеворечивые мнения. Ряд экспертов говорит о завершении рецессии, другие утверждают, что худшее еще впереди. Прокоментировать происходящее ИА IslamNews попросило известного специалиста в области исламской экономики и финансов Адалета Джабиева.



– Адалет Нуриевич, во время нашей последней беседы Вы высказали мнение о перманентном кризисе российской экономики, при этом отметив, что каждое следующее дно будет глубже предыдущего, в случае если не будут предприняты соответствующие меры. Что происходит сейчас в финансово-экономической сфере, будут ли, на Ваш взгляд, сделаны какие-то выводы?



– Очевидно, что существующая модель управления финансовой системой исчерпала себя. В России есть люди, которые хорошо понимают, что реально происходит в экономике, они не испытывают иллюзий в связи с такими показателями "успеха" как рост индексов, рост капитализации отдельно вырытой скважины с еще не добытой нефтью и т.п. Для нынешних финансовых властей страны, которые, вне сомнения, относятся к вышеупомянутой категории людей, урока нет и быть не может. Свидетельством тому являются их настойчивые попытки спасти ситуацию методами, ранее доказавшими свою несостоятельность. Это агония. Половинчатые меры здесь не помогут, нужна смена парадигмы. В целом, для мировой экономики и тех, кто ею управляет, в этом смысле наступил момент истины: либо мировая финансово-экономическая система функционирует, как функционировала до сих пор, и коллапсирует, либо она подвергается кардинальному переустройству и выживает. Надеемся, что соответствующие выводы могут быть сделаны высшим руководством и нашей страны, несущим прямую ответственность за судьбу страны в целом.



– Что подразумевается под сменой парадигмы?



– Смена парадигмы, прежде всего, предполагает признание фундаментальности и незыблемости божественного установления, что потребление конечно, а ресурсы бесконечны. Также мы должны переосмыслить роль денег в экономике: деньги не должны быть предметом купли-продажи. Необходимо с помощью законодательных и иных регулирующих механизмов устранить с денежных и финансовых рынков спекуляцию как явление, позволяющее торговать широким набором ничем не обеспеченных инструментов, будь то нефтяные контракты или всевозможные "лохотронные" финансовые продукты. Нужно также перестать способствовать формированию потребительского общества, которое тратит то, что еще не заработало.



В России необходимо для начала хотя бы отказаться от чисто монетаристских методов управления экономикой, которые с начала 90-х годов периодически приводили, с одной стороны, к возникновению параллельной экономики финансового сектора с "прекрасными" макроэкономическими показателями, а с другой – к консервации проблем, деградации, недиверсифицированности, господству монополий в реальном секторе на фоне неэффективности судебной системы и всепроникающей коррупции. При высоких ценах на энергоносители и сырье всегда присутствовала иллюзия благополучия, между тем болезни российской экономики загонялись все глубже.



– Есть ли прецеденты претворения в жизнь такой или схожей парадигмы?



– В разных странах в разное время имели место попытки реализовать экономические модели, основанные на разных парадигмах. В том числе тех, которые не способствуют возникновению общества безудержного потребления. Однако многих из их объединяет допущение, что деньги могут быть товаром, а также средством накопления. На сегодняшний день накоплен значительный опыт организации финансово-экономической деятельности, базирующейся на авраамических традициях, предопределяющих соответствующее хозяйственное поведение субъектов экономики. Такой тип деятельности доказал свою жизнеспособность и устойчивость в условиях мирового финансового кризиса, будучи в той или иной степени реализованным в ряде стран исламского мира. Думаю, он должен быть востребован и в России. Благо для этого у нас есть определенные институты и круги, разделяющие эти ценности. В частности, была очень хорошая инициатива РПЦ по разработке кодекса экономического поведения.



– Кстати, недавно на тему сотрудничества с мусульманским миром в этой сфере высказался заместитель начальника Управления международных связей Совета Федерации Андрей Бакланов. Он отметил важность наличия некоего общественно-политического форума, на котором бы обсуждались эти и другие финансово-экономические проблемы. Как Вы оцениваете это предложение?



– Предложение очень полезное, тем более, если оно исходит от такого специалиста, как Бакланов. Как известно, многие инициативы в сфере сотрудничества РФ с исламским миром, к сожалению, носят имитационный характер. Создается такое впечатление, что организации, выдвигающие и якобы реализующие такие инициативы, имеют целью занять официальную или околоофициальную нишу, чтобы те, кто реально хотели бы этим заниматься, выглядели маргиналами и самозванцами. При этом такие важные для РФ цели, как расширение географии привлекаемых инвестиций, продвижение российского брэнда на рынки исламских стран, служат не более чем декларациями. Общеизвестный факт, что в стране есть лобби, активно выступающее против присутствия в российской экономике арабского и исламского капитала. Ярчайшим свидетельством является игнорирование руководством ЦБ РФ обращения президента Исламского банка развития (ИБР), которое было оставлено без ответа. Еще одно доказательство тому – уровень сотрудничества между Россией и исламским миром, который, вопреки желанию официальных властей, остается маргинальным на протяжении долгих лет.



– Вы подняли очень важную проблему, сказав о том, что руководство ЦБ, вопреки установкам российского руководства, отвергло предложение ИБР. В чем заключалась суть этого предложения?



– ИБР предлагал широкоформатное сотрудничество в сфере инвестиций и финансов, включая возможность создания финансовых институтов, кредитных учреждений. Именно об этом многократно говорили Владимир Путин и Дмитрий Медведев в ходе разных форумов и встреч с руководством ОИК и представителями стран исламского мира. Примечательно, что, как правило, ИБР не обращается с такими предложениями к стране-не члену ИБР, однако в отношении России они сделали исключение, будучи воодушевлены серьезными усилиями российского руководства по получению статуса наблюдателя в ОИК и расширению сотрудничества с исламским миром. Сегодня экономическая составляющая такого статуса никак не используется, торгово-экономическое сотрудничество с арабскими странами ограничивается преимущественно эпизодическими сделками по продаже оружия. В целом из-за такого отношения мы потеряли много драгоценного времени и возможностей, которые оказались бы очень востребованными сегодня Россией, переживающей острый финансово-экономический кризис.





Беседовал Рустам Адиуллин



__________________________________________________

Джабиев Адалет Нуриевич – доктор технических наук, выпускник факультета международных экономических отношений Дипломатической академии МИД РФ, известный мусульманский общественно-политический деятель, основатель первого в России исламского банка "Бадр-форте банк", генеральный директор исламской ИФК "Аш-Шамс Капитал"

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Putnik 03 Июля 2009г.
Ответить

Добровольно финансовую, "монопольную" власть не отдадут. "Кому бублик ,а кому дырку от бублика" , (в нашем случая банкирам деньги, а нам все прелести последствия кризиса).

Яндекс.Метрика