Фарид Асадулин размышляет: "Нужны ли Москве новые мечети?"

Фарид Асадуллин - Москва нуждается в расширении исламской инфраструктуры

Фарид Асадуллин - Москва нуждается в расширении исламской инфраструктуры

Теги:








8
23 Августа 2011г. (23 Рамадан)
"Приближение каждого мусульманского праздника в столице – это повод для новой волны публичных дискуссий в прессе и обществе относительно того, как столичным властям разгрузить московские улицы, прилегающие к мечетям, от тысяч и тысяч выполняющих свой религиозный долг молящихся мусульман", – размышляет на тему необходимости в московском регионе новых мечетей руководитель российского представительства центра «Аль-васатыйя», член Общественной палаты РФ Фарид Асадуллин .



Член Общественной палаты задается вопросом: "Как совместить законное стремление каждого верующего отметить наступление праздника, знаменующего окончание месяца поста, с невозможностью из-за столпотворения попасть в этот день в одну из 5 московских мечетей или хотя бы оказаться во дворе храма?" Комментарий Ф. Асадуллина предоставлен пресс-службой Общественной палаты РФ.



"Современная Москва, как и любой европейский мегаполис, представляет достаточно пестрое в этническом плане образование. Прежде всего, особенно в последние годы обращает внимание рост удельного веса представителей азиатских народов. Оглядевшись вокруг, легко заметить, что мусульманский Восток сегодня стал частью столичной действительности и нашего каждодневного бытия. Розничная торговля, точки общепита, мелкий бизнес и сервис услуги, не говоря уже о московских дворах – сегодня это сфера деятельности по преимуществу выходцев из Средней Азии либо мусульманских регионов России. Из 160 национальностей, проживающих в столице, более 30 являются мусульманскими, т.е. этнически, культурно или духовно ассоциируют себя с исламской религией: от градообразующего татарского народа, корни происхождения которого восходят к моменту возникновения столицы, и до динамично развивающихся общин азербайджанцев, народов Северного Кавказа, Центрально – азиатских государств – таджиков, киргизов, узбеков и казахов, а также турок, арабов, персов, афганцев, боснийцев. По самым приблизительным подсчетам их число колеблется от 1.5 до 2 миллионов человек.



Мэр столицы Сергей Собянин во время встречи с журналистами в начале июня отметил, что в Москве существуют районы, где число русскоговорящего населения всего 25%. Речь шла о трудовых мигрантах из южных стран СНГ, которые, часто испытывая языковой барьер, нуждаются в адаптации к современным реалиям московской жизни, социальной акклиматизации к условиям нового многонационального и многоконфессионального бытия. Отметим, что Москва в этом смысле не исключение; аналогичные процессы с разной степенью остроты и интенсивности происходят, как мы видим, во всех крупных европейских столицах – Лондоне, Париже и Берлине, что заставляет новыми глазами взглянуть на проблему сужающегося жизненного пространства и, главное, этнокультурной и религиозной совместимости старых и новых резидентов. Мононациональных и моноконфессиональных городов – заповедников ни в Европе, ни в других уголках мира сегодня практически не осталось", – отмечает Фарид Асадуллин.



При этом он замечает, что Москва как столица многонационального государства в отличие от других европейских столиц сама изначально была многонациональной. Финно-угорские народы, восточные славянские племена – поляне и древляне, выходцы из Волжской Булгарии (нынешний Татарстан), а позднее греки, поляки, немцы и другие иноземцы из западноевропейских государств составляли население этого края, начиная с раннего средневековья. Например, в «Повести о начале Москвы» – произведении, датируемом концом 16 – начала 17 вв. есть ссылка на одного из первожителей столицы Степана Кучку, предположительно обрусевшего волжского булгарина, жившего одновременно с официальным основателем столицы Юрием Долгоруким.



"Непривычное для слуха «кучка» может восходить к словам тюркского корня «кучюк» – «небольшой», «маленький» либо, как и имя Кучум, «кучу» – «перемещение, переезд, кочевье». Такая версия выглядит вполне правдоподобной, если учитывать, что к этому времени между Владимиро – Суздальским княжеством, куда входила Москва, и Волжской Булгарией в силу географической близости и постоянно расширявшихся торговых связей происходили активные миграционные процессы. Следствием чего было образование смешанных браков и смешанного русско – булгарского населения. Из их числа с большой долей вероятности был Степан (Стефан) Кучка. Золотая Орда привнесла новые краски в восточный облик средневековой Москвы. Внутри Московского Кремля вплоть до начала 16 века существовал Татарский двор – официальная резиденция ордынских баскаков. В «татарской Московии» (так иногда в Европе называли Московскую Русь из-за сильных позиций татарской политической элиты – мурз и беков) социальная престижность всего ордынского, как отмечают многие историки, носила абсолютный характер. По этому поводу Н.М. Карамзин «В истории государства Российского» писал: «Москва обязана своим величием ханам». А автор «Евгения Онегина», рисуя московский быт начала 19 века, упоминает «бухарцев» – нынешних выходцев из Средней Азии. Восточные следы обнаруживаются, когда изучаешь историю Татарской слободы в Замоскворечье – возможно, самого первого московского поселения, где расположена Историческая мечеть, построенная еще в начале 19 века. Вся топонимика исторического центра столицы связана с татарскими названиями, включая и слово Кремль от татарского «корылма» – сооружение. Древнейшая московская улица Балчуг происходит от татарского «глина». Вспомним не нуждающиеся в комментариях Арбат, Остоженка, Ордынка, Таганку, Басманные, Черкизовские улицы и переулки, Кадашевская набережная и Крымский мост, село Татарово, которое сегодня стало частью Крылатского. Все это говорит о том, что татары либо постоянно жили в Москве, либо частенько сюда наведывались. Только этим можно объяснить, почему эти названия, закрепившись в исторической памяти москвичей, вошли в обиход русского языка, не вызвав при этом отторжения. Не случайно, этот период российской истории по классификации известного русского мыслителя Н.А. Бердяева получил название «татарского»", – озвучивает экспертную точку зрения общественный деятель.



За этим следует статистика: в Москве сегодня насчитывается 5 мечетей. Мечеть на Выползовом переулке рядом с Проспектом Мира носит название Соборной. Этому мусульманскому храму 107 лет. В отличие от тысяч российских мечетей, разрушенных или закрытых в советское или досоветское время, Московская соборная мечеть, которую в народе называют «татарской» либо по цвету фасада «голубой», всегда оставалась и остается для своих прихожан открытой. "Именно отсюда, начиная с середины 90-х годов прошлого века на всю страну Председателем Совета муфтиев России Равилем – хазратом Гайнутдином ведутся прямые телетрансляции крупных религиозных праздников Ураза-байрам и Курбан-байрам. Московская соборная мечеть за более, чем вековой юбилей видела многих представителей арабо-мусульманского мира – первого президента Индонезии Сукарно (1956), президента Египта Гамаля Абдель Насера (1958), здесь участвовали в богослужениях президент Республики Иран Мухаммад Хатами (2001), Премьер –министр Малайзии Махатхир Мухаммед(2002), наследный принц Королевства Саудовская Аравия Абдалла бен Абдель Азиз (2003), генеральный секретарь организации «Исламская конференция» (ОИК) Экмелетдин Ихсаноглу (2005, 2006), президент Ливана Рашид аль Харири (2007). Может быть, поэтому ее еще называют «главной мечетью России»", – говорит эксперт.



Из других мусульманских достопримечательностей столицы можно назвать Дом Асадуллаева, построенный в 1913 г. на средства бакинского нефтепромышленника Шамси Асадуллаева, где сегодня располагается Национально-культурная автономия татар Москвы. Активная деятельность 32 посольств арабо-мусульманских государств и стран СНГ, аккредитованных в столице, лишний раз подчеркивает важность ислама в жизни столицы.



"После вхождения России в ОИК в 2005 г. в качестве наблюдателя интенсивность контактов РФ с арабо-мусульманским миром заметно выросла, что объективно ставит вопрос о расширении в Москве современной исламской инфраструктуры – халяльных магазинов, центров ритуальных услуг, молельных сооружений. В качестве примера, как подобные проблемы можно решать, является Пекин, где при сопоставимом количестве мусульман действуют более 70 мечетей и достаточно разветвлённая сеть мусульманских ресторанов. Строительство новых мусульманских храмов или специально оборудованных для этих целей помещений сегодня является настоятельной необходимостью для полноценной организации духовной жизни московских мусульман с учетом их количественного роста и внимания государства к развитию связей с мусульманскими странами. Их решение требует безотлагательных продуманных и согласованных мер государственной власти и самого мусульманского сообщества. Попытки отложить их решение на «потом» – прямой путь столкнуться завтра с социальными проблемами более сложного порядка", – завершает Фарид Асадулин.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

mubarek 23 Августа 2011г.
Ответить

Мечети нужны, но это второстепенная проблема. важнее вопрос, что потом местные москвичи-немусульмане почувствуют, как будто они оказались в исламской стране, и может возникнуть резкая реклама для ислама через мечети, а потом попробуй проконтролируй столько мечетей и имамов.

impuls 23 Августа 2011г.
Ответить

Ислам это образ жизни. Если российское руководство хочет привлеч инвестиции арабских и мусульманских денег из за границы и не только в российскую экономику, то нужно создать для этого благоприятные условия в даной стране и особенно в городе Москве, для этого, для начала неплохо будет построить десятки два или три в городе Москве, мечетей для мусульман и снять тем самым с себя ярлык "Кто кашмарит российских мусульман в городе Москве". Пора уже давно нашим многим безмозглым чиновникам брать пример от европейцев(англичан, немцев и т.д.).

Сулейман 23 Августа 2011г.
Ответить

Мусульман еще больше будет так что по любому надо!!

Ахмад 23 Августа 2011г.
Ответить

Мечети нужны!

mubarek 23 Августа 2011г.
Ответить

Мечети нужны, но это второстепенная проблема. важнее вопрос, что потом местные москвичи-немусульмане почувствуют, как будто они оказались в исламской стране, и может возникнуть резкая реклама для ислама через мечети, а потом попробуй проконтролируй столько мечетей и имамов.

impuls 23 Августа 2011г.
Ответить

Ислам это образ жизни. Если российское руководство хочет привлеч инвестиции арабских и мусульманских денег из за границы и не только в российскую экономику, то нужно создать для этого благоприятные условия в даной стране и особенно в городе Москве, для этого, для начала неплохо будет построить десятки два или три в городе Москве, мечетей для мусульман и снять тем самым с себя ярлык "Кто кашмарит российских мусульман в городе Москве". Пора уже давно нашим многим безмозглым чиновникам брать пример от европейцев(англичан, немцев и т.д.).

Сулейман 23 Августа 2011г.
Ответить

Мусульман еще больше будет так что по любому надо!!

Ахмад 23 Августа 2011г.
Ответить

Мечети нужны!

Яндекс.Метрика