Информационное
агентство России
4°C
23 октября, 23:30
ФаджрВосходЗухрАсрМагрибИша
5:267:1512:1514:3717:1218:54

Ислам и Сафар были распространенными именами у мордвы – этнограф

Abdulla
Ислам и Сафар были распространенными именами у мордвы – этнограф
Шариатский суд у мордвы

Как часто меняются казалось бы привычные представления об окружающем нас мире, прошлом и настоящем тех народов, бок о бок с которыми мы живем…

Как известно, Россию населяют многие народы, относящиеся к различным языковым семьям и группам, расам и антропологическим типам. Одни из них поселились на наших необъятных просторах недавно, другие же обитали здесь издавна. К числу последних относятся финно-угорские народы, основным современным ареалом расселения которых являются Урало-Поволжье, Западная Сибирь и Северо-Запад нашей страны.

Наиболее крупным среди них является мордва. В настоящее время этот народ населяет преимущественно Республику Мордовию, Пензенскую, Нижегородскую, Ульяновскую и ряд областей Поволжья, но раньше их земли распространялись также на Тамбовскую и Рязанскую области, о чем говорят, в частности, многие названия рек в этих регионах. Несмотря на то, что этот народ не образовал собственной государственности, о нем оставили свои заметки такие авторы Востока, как Рашид-эд-дин и Джувейни; и Запада – Барберини, Рубрук и Герберштейн. Но как же они характеризовали религиозную идентичность этого народа, и какова она была на самом деле?

В любом серьезном издании относительно религии мордвы указано, что в настоящее время они являются православными, до 18 века были язычниками. И тем не менее все далеко не так однозначно.

Например, согласно археологическим исследованиям в ряде регионов среднего и Верхнего Поволжья найдены могильники, где захоронения, совершенные с неукоснительным соблюдением норм шариата, перемежаются с языческими мордовскими погребениями, а также с захоронениями, совершенными по смешанному обряду.
По мнению одного из крупнейших специалистов по золотоордынской археологии Ю.А.Зеленеева, это свидетельствует о частичной исламизации мордвы в этот период. О том же говорят и дневниковые записи итальянского Р.Барберини, писавшего в середине 16 века о мордве, как о народе «частью идолопоклонническом, частью магометанского исповедания».

Здесь следует учесть и тот факт, что большая часть мордвы к середине 16 века проживала в «беляках» – татарско-мордовских феодальных образованиях, где высший слой знати был представлен татарами, а средние и мелкие феодалы – как татарами, так и мордвой. Известный ученый М.Г.Сафаргалиев охарактеризовал беляки как пример «уникального татаро-мордовского симбиоза».

Такое длительное совместное проживание и межэтническое взаимодействие не могло не оставить след в истории, и в результате, по подсчетам видного мордовского этнографа Н.Ф.Мокшина, среди мордовских имен имеется несколько десятков явно мусульманского происхождения. Среди них ученый перечисляет такие, как Ислам, Сафар, Касим, Мамед и Мансур.

Упоминают о «мордве, упорствующей в магометанстве» и церковные источники 18 века – архивы Новокрещенской конторы. Казанский историк А.Ногуманов пишет об исламизации части служилых чувашей и мордвы, работавших на лесозаготовках вместе с татарами в 18 веке.

По-видимому, большая часть мордвы, принимавшей ислам, впоследствии отатарилась, и причиной этому явилась не целенаправленная политика по ассимиляции со стороны татарских феодалов (в ордынских документах таковая не зафиксирована, а в царское время таких и возможностей то не было). Напротив, именно запрет на смену религии, кроме перехода в православие, подкрепленный мерами уголовно-процессуального характера, вынуждал вчерашних язычников и христиан, принявших ислам, выдавать себя за татар, и усердно скрывать свои настоящие корни.

На самом деле именно вопросы межэтнического,
межконфессионального взаимодействия являются наименее изученными в отечественной истории, хотя и наиболее актуальными для современной России. Их правильное понимание не даст разгореться конфликтам, которых мы уже так много видели на родной земле за последние 20 лет.

Ахмад Макаров

В статье использованы материалы работ Н.Ф. Мокшина «Ислам в культуре мордвы» и Е. Бочкаревой, Ю.А. Зеленеева «Ислам у мордвы в золотоордынский период» из Энциклопедического словаря «Ислам в Центрально-Европейской части России».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: