Ислам и Сафар были распространенными именами у мордвы – этнограф

Шариатский суд у мордвы

Шариатский суд у мордвы

Теги:



0
07 Октября 2009г. (17 Шавваль)
Как часто меняются казалось бы привычные представления об окружающем нас мире, прошлом и настоящем тех народов, бок о бок с которыми мы живем…



Как известно, Россию населяют многие народы, относящиеся к различным языковым семьям и группам, расам и антропологическим типам. Одни из них поселились на наших необъятных просторах недавно, другие же обитали здесь издавна. К числу последних относятся финно-угорские народы, основным современным ареалом расселения которых являются Урало-Поволжье, Западная Сибирь и Северо-Запад нашей страны.



Наиболее крупным среди них является мордва. В настоящее время этот народ населяет преимущественно Республику Мордовию, Пензенскую, Нижегородскую, Ульяновскую и ряд областей Поволжья, но раньше их земли распространялись также на Тамбовскую и Рязанскую области, о чем говорят, в частности, многие названия рек в этих регионах. Несмотря на то, что этот народ не образовал собственной государственности, о нем оставили свои заметки такие авторы Востока, как Рашид-эд-дин и Джувейни; и Запада – Барберини, Рубрук и Герберштейн. Но как же они характеризовали религиозную идентичность этого народа, и какова она была на самом деле?



В любом серьезном издании относительно религии мордвы указано, что в настоящее время они являются православными, до 18 века были язычниками. И тем не менее все далеко не так однозначно.



Например, согласно археологическим исследованиям в ряде регионов среднего и Верхнего Поволжья найдены могильники, где захоронения, совершенные с неукоснительным соблюдением норм шариата, перемежаются с языческими мордовскими погребениями, а также с захоронениями, совершенными по смешанному обряду.

По мнению одного из крупнейших специалистов по золотоордынской археологии Ю.А.Зеленеева, это свидетельствует о частичной исламизации мордвы в этот период. О том же говорят и дневниковые записи итальянского Р.Барберини, писавшего в середине 16 века о мордве, как о народе «частью идолопоклонническом, частью магометанского исповедания».



Здесь следует учесть и тот факт, что большая часть мордвы к середине 16 века проживала в «беляках» – татарско-мордовских феодальных образованиях, где высший слой знати был представлен татарами, а средние и мелкие феодалы – как татарами, так и мордвой. Известный ученый М.Г.Сафаргалиев охарактеризовал беляки как пример «уникального татаро-мордовского симбиоза».



Такое длительное совместное проживание и межэтническое взаимодействие не могло не оставить след в истории, и в результате, по подсчетам видного мордовского этнографа Н.Ф.Мокшина, среди мордовских имен имеется несколько десятков явно мусульманского происхождения. Среди них ученый перечисляет такие, как Ислам, Сафар, Касим, Мамед и Мансур.



Упоминают о «мордве, упорствующей в магометанстве» и церковные источники 18 века – архивы Новокрещенской конторы. Казанский историк А.Ногуманов пишет об исламизации части служилых чувашей и мордвы, работавших на лесозаготовках вместе с татарами в 18 веке.



По-видимому, большая часть мордвы, принимавшей ислам, впоследствии отатарилась, и причиной этому явилась не целенаправленная политика по ассимиляции со стороны татарских феодалов (в ордынских документах таковая не зафиксирована, а в царское время таких и возможностей то не было). Напротив, именно запрет на смену религии, кроме перехода в православие, подкрепленный мерами уголовно-процессуального характера, вынуждал вчерашних язычников и христиан, принявших ислам, выдавать себя за татар, и усердно скрывать свои настоящие корни.



На самом деле именно вопросы межэтнического,

межконфессионального взаимодействия являются наименее изученными в отечественной истории, хотя и наиболее актуальными для современной России. Их правильное понимание не даст разгореться конфликтам, которых мы уже так много видели на родной земле за последние 20 лет.







Ахмад Макаров



В статье использованы материалы работ Н.Ф. Мокшина «Ислам в культуре мордвы» и Е. Бочкаревой, Ю.А. Зеленеева «Ислам у мордвы в золотоордынский период» из Энциклопедического словаря «Ислам в Центрально-Европейской части России».

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика