Ислам после Октябрьской революции

Заставка советского документального фильма

Заставка советского документального фильма

Теги:

1
30 Сентября 2009г. (10 Шавваль)
После победы Октябрьской социалистической революции 1917 года официальной государственной идеологией в Советской России, а впоследствии и СССР, был провозглашен коммунизм. Нормой отношения к любой религии стал атеизм, получивший за свою активную и непримиримую войну с верой определение «воинствующий».



Жертвами этой войны становились все верующие, независимо от конфессиональной принадлежности. Были закрыты подавляющее большинство храмов, мечетей, многие из них были разрушены. Борьбе с исламом уделялось повышенное внимание в виду того, что религиозность среди народов, исповедующих его, по сравнению с другими народами, была относительно высока. Так, в эпоху сталинских репрессий среди религиозных деятелей, расстрелянных и заключенных в тюрьму без суда и следствия, мусульман в процентном соотношении было больше, чем представителей других религий. После смерти Сталина борьба с религией получила продолжение, хотя религиозных деятелей перестали массово расстреливать и сажать в тюрьму.



Однако это вовсе не означает, что в СССР ислама не было. Например, в столице Туркменской ССР – Ашхабаде – не оставалось ни одной легально действующей мечети. Несмотря на это, практически все коренное население продолжало жить по нормам и традициям ислама. Аналогичная ситуация складывалась в других республиках Средней Азии, Кавказа, в меньшей степени – в регионах компактного проживания мусульман центральной России, Урала и Сибири.



Власти периодически устраивали облавы с намерением выявить тех, кто соблюдает обряды ислама. Например, устраивались медицинские осмотры детей в школах, чтобы определить, кому из мальчиков было сделано обрезание. В священный месяц Рамадан – время поста – школьникам специально давали выпить воды; отказ грозил родителям серьезными проблемами, вплоть до увольнения с работы.



Несмотря на преследования, в стране продолжали действовать неформальные центры религиозной жизни и образования, находившиеся в Средней Азии, на Кавказе, в Центральной России. Люди объединялись в неформальные группы, создавали общины, в которых шло изучение основ ислама и арабского языка. Из-за отсутствия исламской образовательной базы, которая была полностью уничтожена в советский период, у мусульман не осталось авторитетных ученых. Поэтому наиболее образованные члены общин исполняли роль преподавателей для своих единоверцев.



С началом перестройки в СССР начался процесс религиозного возрождения. В конце 80-х годов появились первые официальные курсы арабского языка и основ ислама, началось строительство мечетей и издание мусульманской литературы. После снятия запретов, действующих в отношении религии, миллионы людей устремились к своим истокам и традициям предков. В считанные годы после распада Советского Союза были построены тысячи мечетей, открыты многочисленные мусульманские курсы и учебные заведения.



Религиозный ренессанс был бы невозможен без либерализации российского законодательства, приведения его в соответствие с высокими международно-правовыми стандартами. В октябре 1990 года Верховным Советом РСФСР был принят закон "О свободе вероисповеданий", предоставлявший гражданам страны широкие религиозные свободы. Свобода совести и вероисповедания получила закрепление в Конституции 1993 года. В 1997 г. был принят новый федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях", который в большей степени отвечал сложившимся реалиям в сфере отношений государства и религиозных конфессий. Закон обеспечивает конституционный принцип вероисповедания и предоставляет широкие права всем религиозным организациям.



Несмотря на стремительный рост количества мечетей и медресе, общей проблемой для российской уммы оставалось отсутствие квалифицированных преподавателей. В начале 90-х тысячи молодых людей отправились на учебу за рубеж, главным образом в арабские страны. Однако тамошние религиозные учебные заведения в большинстве своем оказались ориентированными на сугубо духовное образование, уделяя недостаточно внимания общему развитию учащихся. Подавляющее большинство российских мусульман возвращалось на родину, не испытывая интереса к продолжению образования в этих заведениях. Понятно, что ни о каких глубоких познаниях ислама речи быть не могло. Знания многих студентов ограничивались несколькими заученными фрагментами из Корана, парой десятков хадисов Пророка и бытовым арабским языком.



Однако даже эти жалкие обрывки знаний выделяли их обладателей на общем фоне. Некоторые студенты по возвращении занялись самообразованием, исходя из собственного интеллектуального уровня и взглядов на жизнь. Со временем вокруг них стали собираться группы молодых людей, движимых огромным стремлением к исламской самоидентификации и возрождению утраченных ценностей. Зачастую в эти сообщества попадали люди с ограниченным кругозором, бывшие представители криминальных структур со своими понятиями, методами организации и управления. Все это приводило к распространению радикальных идей, появлению экстремистских группировок. Определенное влияние на эти сообщества оказывалось извне в целях давления на Россию.



Радикализации части мусульманской молодежи в определенной мере способствовало сформировавшееся в советскую эпоху отношение к исламу как исключительно к религиозному культу. Попытки ограничить ислам, априори носящий всеобъемлющий характер и охватывающий все стороны жизни человека, стенами мечети приводили к маргинализации значительной части мусульманского общества, появлению радикально настроенного мусульманского андеграунда.



Сложившейся ситуацией не преминули воспользоваться окопавшиеся в России деструктивные силы как националистического, так и прозападного толка. В ряде СМИ развернулась оголтелая антиисламская кампания. Увидели свет многочисленные псевдонаучные исследования, призванные гипертрофировать проблему радикализма, превратить ее в проблему ислама в целом. Одной из наиболее показательных работ такого плана стал «научный» доклад одного из известных российских востоковедов «Эндогенный радикализм в исламе», в котором автор представлял ислам религией, агрессивной по своей природе.



Необходимо отдать должное российскому руководству, которому хватило политической мудрости и дальновидности, чтобы, с одной стороны, обуздать антиисламскую истерию, ведущую страну к неминуемой дестабилизации и этно-конфессиональному взрыву, а с другой – жестко пресечь экстремистские и сепаратистские проявления, навести конституционный порядок на Северном Кавказе и в других проблемных регионах. Огромное содействие в этом представителям власти оказали сами мусульмане. Так, во время нападения бандформирований на Дагестан в 1999-м году мусульманское ополчение сражалось бок о бок с отрядами милиции и регулярными войсками.



За последнее десятилетие произошло серьезное развитие в сознании российской уммы. Мусульмане России стали стремиться получить хорошее образование, как религиозное, так и светское, активнее участвовать в общественно-политической, экономической и информационной жизни своей страны. Помимо мечетей стали появляться мусульманские общественные организации с участием экономистов, юристов, журналистов, представителей творческой интеллигенции, которые позволяют реализовывать не только сугубо духовные, но и культурные, социальные, экономические потребности гражданина. При общественных организациях были созданы влиятельные средства массовой информации. Недавно при Ассоциации «Собрание» открылся Центр стратегических исследований «Россия – Исламский мир». Государство начало использовать потенциал таких организаций для привлечения мусульманской молодежи к позитивному участию в жизни своей страны, противодействия экстремизму, сближению с мусульманским миром, и в других областях.



Эти тенденции говорят о нормализации ситуации в российском мусульманском сообществе, позволяют надеяться на скорое решение проблем безопасности России и ее дальнейшего развития как многонационального и поликонфессионального государства.

Автор: Виталий Мальков

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Gumer 01 Октября 2009г.
Ответить

Неудачная статья, ведь название не соответствует содержанию. Я ожидал прочесть о действительно интересной истории мусульманской общины в СССР. Ведь после Октябрьской революции было очень много событий, связанных с исламом. Автор же ограничился банальными фразами о "запрете" всего и вся, да о репрессиях - на это ушло четверть статьи. Увы, но история советского ислама куда сложнее, и хотелось бы, чтобы эта история была написана серьезным специалистом.

Яндекс.Метрика