Ислам в Чехии

Мечеть в Праге
Чехия принадлежит сегодня к числу немногих европейских стран, в которых уровень мусульманской иммиграции крайне невелик. Прежде всего это объясняется, естественно, отсутствием колонизаторской политики в прошлом, а также во многом более трудными условиями адаптации для вновь прибывших из азиатских и африканских стран, выходцы из которых составляют подавляющее большинство современных европейских мусульман. Однако имеются и исключения, в связи с чем община мусульман в современной Чехии составляет уже пятьдесят тысяч человек.

В силу указанных обстоятельств стоит также отметить ее оригинальный этнический состав.



Во-первых, в Чехии (в отличие от Западной Европы) присутствует немало славяноязычных мусульман, ведущих свое происхождение из Македонии и Хорватии, Боснии и Герцеговины, других областей бывшей Югославии, а также Болгарии и стран бывшего СССР.



Во-вторых, немалое число мусульман Чехии составляют политические беженцы – из Ирака, Афганистана, Ливана, других "горячих точек".



В-третьих, самой многочисленной группой (хотя и сравнительно небольшой) остаются выходцы из азиатских и африканских стран – те, кого привели в эту страну особенности бизнеса или для кого она просто стала затянувшейся транзитной остановкой на пути на Запад.



Наконец, наибольший исследовательский интерес представляет группа мусульман – этнических чехов, новообратившихся или рожденных в семьях чешских мусульман, поскольку ислам здесь насчитывает уже много поколений богатой истории.



Поскольку Чехия – светское государство и официальная статистика не содержит данных о вероисповедании граждан, точное число мусульман-чехов указать невозможно. Приходится полагаться на данные самих мусульманских общин, действующих компактно вокруг трех основных мечетей страны (в Праге, Теплице и Брно), а их представителям, как правило, свойственно завышать число своих единоверцев. По разным оценкам, мы имеем цифры от 10 до 20 тысяч человек – впрочем, не это принципиально важно.



Как известно, первыми словами Корана (в порядке хронологии ниспослания откровения пророку ислама – мир ему) были: "Читай! Читай во имя Господа твоего, Который сотворил... Читай, и Господь твой – щедрейший, Который научил...". Таким образом, изначально ислам как религия распространялся под лозунгом чтения и познания, как сказал сам пророк Мухаммад (мир ему): "За знанием не бойтесь идти и в далекий Китай...".



И нет ничего удивительного в том, что свои наиболее устойчивые и цивилизованные формы, давшие миру великих ученых, поэтов и богословов ислам приобрел в тех странах, куда он пришел не в ходе завоеваний, а в результате победы имеющейся у него на вооружении логики и знания. Это имело место в крупнейших на сегодняшний день мусульманских общинах – в Малайзии и Индонезии. Подобный сценарий мы наблюдаем и в Чехии.



Дело в том, что постколониальный приток иммигрантов из бывших европейских колоний, начавшийся в 60-е годы, можно рассматривать также как своего рода экономическую экспансию. За счет прироста рождаемости и гибкости законодательства, позволяющего мусульманам из колоний не только переезжать на новое место жительства самим, но и привозить с собой всех своих родственников и при этом претендовать на социальные льготы, численность мусульман Западной Европы растет в геометрической прогрессии, что вызывает вполне оправданные нарекания со стороны коренного населения.



Подобное положение дел способствует лишь укоренению в сознании европейцев пагубного представления об исламе как о религии полуграмотных и невежественных людей, не желающих воспринимать национальные обычаи и традиции своей новой родины, при этом также не приносящих никакой социальной пользы. Религия "социальных идживенцев" склонна вызывать отторжение прежде всякого желания разобраться в ее вероучении. И в этом – непоправимый вред, прежде всего, самому европейскому исламу.



В Чехии же дело обстоит совершенно иначе. Во-первых, даже выходцы из Азии и Африки имеют возможность обустройства на чешской земле исключительно при наличии реального бизнеса, тем самым создавая новые рабочие места. Даже оставаясь при этом внешне "странными" и непонятыми, чешско-азиатские мусульмане ни в коем случае не могут быть названы социально бесполезными, идживенцами.



А во-вторых, что гораздо важнее, чешский ислам начался задолго до периода деколонизации и массовой иммиграции из Азии и Африки в Западную Европу. Прежде всего, за счет интеллектуальной инициативы представителей местной интеллигенции, ярким представителем которой является профессор Шильхави (принявший ислам еще в студенческие годы – в 1937 году – и взявший себе мусульманское имя Мухаммад Али), а также другие выдающиеся чехи, составлявшие в 1930-е годы костяк местной мусульманской общины: востоковед Иржи Бичка, переводчик Корана на чешский язык Иван Гарбик, генерал Ахмад Фондржих.



Их героическими усилиями чешский ислам сумел достойно пройти тяжкие годы испытаний в пеериоды фашистской оккупации и коммунистической диктатуры.

Сегодня, когда процессы глобализации приводят к открытию не только государственных границ, но и границ зашоренного устаревшими догмами сознания, все больше представителей молодежи и социально активной интеллигенции проявляют свой интерес к исламу с позиций объективного научного знания, свободного от предрассудков. Цифра в 10 и даже 20 тысяч этнических чехов, обратившихся в ислам, не покажется удивительной на фоне того духовного вакуума, в котором оказалась страна после падения коммунистического режима.



80 процентов населения официально заявили о том, что считают себя атеистами. Церкви и костелы – самые малопосещаемые места в Чехии. В то же время, национальная традиция, основанная на предпочтении духовного материальному, вечного – преходящим принципам общества потребления, берущая начало от возрождения народного сознания в духе великого просветителя Яна Гуса и его последователей, непременно должна найти себе выход. И она находит его в самых неожиданных религиозных формах.



Ислам с его наукой и культурой, богатым духовным наследием, в то же время не чуждым авраамической традиции иудаизма и христианства, давно укоренившейся здесь, имеет полное право не быть исключением.



Более того, чем меньше отторжения со стороны окружения вызывает социальное иждивение некоторых мусульман, чем больше в среде местной мусульманской общины заметно ее интеллектуальное ядро, чем больше чешских мусульман могут не только в религиозной, но и в общественной жизни послужить примером для своих соотечественников, тем больше шансов именно у чешского ислама послужить примером своим соседям, моделью построения мирного цивилизованного сосуществования разных конфессий на базе диалога и общих цивилизационных принципов, к которому так стремится современная Европа.

Автор: Тарас (Абдулкарим) Черниенко

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика