Исламский банкинг пришел в СНГ

На Западе исламские банки - неотъемлемый атрибут городского пейзажа

На Западе исламские банки - неотъемлемый атрибут городского пейзажа

Теги:


0
11 Марта 2008г. (03 Раби аль-авваль)
Исламский банкинг пробил южные границы СНГ. Вслед за Азербайджаном, где действует пока единственный на территории Содружества независимых государств исламский банк, открыть финансовые учреждения, действующие по принципам шариата, намерены Казахстан, Киргизия и Узбекистан. В настоящее время в этих странах идет подготовка законодательства, а эксперты подсчитывают масштабы экспансии исламских финансов. В аутсайдерах – Россия, избавившаяся в 2006 году от единственного исламского банка – Бадр-Форте банка. Здесь, утверждают эксперты, возникновение таких банков в скором будущем маловероятно.

История появления исламского банкинга на территории бывшего Советского Союза, в сущности, иллюстрирует климатическую разницу в бывших союзных республиках: суровый климат в России и более благоприятный у ее южных соседей. Истинные партнерские отношения между клиентом и банком, запрет на ссудные проценты – основные принципы, принятые шариатом в банковском деле, – в нашей стране не прижились. Официальная Москва ликвидировала единственный исламский банк – Бадр-Форте банк с жесткой формулировкой: за нарушение федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"; хотя все претензии к банку носили технический характер. От резких движений не удержали ни обращения духовных лиц и представителей различных международных организаций, ни политическая выгода. "Банк формировался как некий мост между Россией и исламским миром, выстраивал тесные отношения с десятками стран. В Кувейте на очередном собрании Исламского банка развития (IDB) даже было принято принципиальное решение, что они войдут в состав акционеров, хотя Россия не являлась членом IDB. Но было принято иное решение – Карфаген должен быть разрушен", – говорит основатель Бадр-Форте банка Адалет Джабиев.



Пионер исламского банкинга на территории Азербайджана Kovser Bank тоже прокладывал дорогу по бездорожью законодательства. Центральный банк долго не утверждал изменения в его уставе, и причины этого Джабиев, консультировавший тогда создателей Kovser Bank, видит в исламофобии, "которой в Азербайджане не меньше, чем в России".



"В этих республиках, где большинство населения и руководители – мусульмане, чиновники все равно боялись, потому что им каждый день объясняли, что исламские финансы – это терроризм. К тому же многие имели проблемы с исламской идентификацией. Но когда они, наконец, поняли, что им не обязательно становиться мусульманами, что их страны – члены IDB и все равно можно получить финансовые потоки, – ситуация стала меняться", – рассказывает Джабиев.



Сегодня официальный Баку сам выступает инициатором новых проектов по принципам шариата. На прошедшем международном семинаре экономистов исполнительный директор Общества маркетинга Азербайджана Фуад Алиев сообщил, что государство активно расширяет сотрудничество с IDB для внедрения системы исламского банка. "В рамках расширения этого сотрудничества объемы финансирования IBD в Азербайджане будут расти", – сообщил Алиев.



Стартовав в Азербайджане, исламский банкинг продвигается сейчас дальше на восток – в страны Средней Азии. По утверждению казахстанских финансистов, в ближайшее время 5-7% рынка банковских услуг Казахстана займут исламские финансы. В Киргизии уже внесены изменения в законодательство, издан указ президента, согласно которому в рамках пилотного проекта традиционный киргизский банк переведен на исламские рельсы при участии IDB.



Местные экономисты прогнозируют улучшение взаимоотношений этих стран с исламским миром. В будущем IDB будет обладать выбором среди исламских банков, через которые он сможет финансировать малый бизнес и частный сектор. В Азербайджане уже учреждена совместная с IDB компания Caspian International Investment Company. Она преследует две цели – обеспечение притока инвестиций в Азербайджан и выход азербайджанских компаний на международный рынок.



Но Джабиев видит еще одно преимущество: "Если в целом экономические министерства этих стран будут учитывать в своей деятельности в управлении финансами исламские принципы, то у них меньше будет инфляции и вероятности, что экономическая система страны будет ходить по кругу от кризиса до кризиса".



Открытие исламских банков в Азербайджане, Казахстане, Киргизии и Узбекистане он связывает с ростом самосознания местного населения. "Мы исходим из того, что основная часть населения в этих государствах – мусульмане. Постоянно и динамично происходит рост самосознания, идет поиск идентичности. Соответственно, если они завтра зададутся вопросом, куда и в какой банк нести, у них будет выбор и не будет моральных противоречий", – объясняет А. Джабиев.



В России, по различным оценкам экспертов, живут около 20 миллионов мусульман. Но прогнозы относительно перспектив появления отечественного банка, основанного на шариатских принципах, неутешительны. В закон о банковской деятельности не внесено никаких изменений с тем, чтобы легитимизировать деятельность исламских банков. Не каждый владелец сможет отказаться от доходообразующих инструментов в пользу соблюдения шариатских норм. Но, по мнению основателя первого исламского банка в России, не далекое от совершенства законодательство является основным препятствием к продвижению исламского банкинга в суровые северные края, а плохая организация российских мусульман.



"Есть разговоры и попытки создания таких банков в Татарстане и Чечне. Но нужны консолидированные усилия мусульман для лоббирования и внесения изменений в законодательство. Не все могут вынести одновременно такие трудности: найти способы адаптации двух законодательств, быть готовыми к тому, что их будут обвинять в финансировании терроризма, и к тому, что каждый сержант или пожарник ежедневно будет проверять их на религиозный экстремизм", – резюмирует Джабиев.

Автор: Лилия Мухамедьярова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика