Из узников Гуантанамо к "Узникам в клетке"

Моаззам Бегг
И в условиях западной демократии можно стать диссидентом, особенно если человек исповедует Ислам и считает его реальной альтернативой западному мировоззрению. А за такие мысли его могут посадить в тюрьму. После выхода из мест заключения мусульманину остаётся один путь: встать на защиту таких же обездоленных узников совести, как и он. Речь идёт конечно же о защите правовой, моральной, а не физической.



Российский правозащитник Бахром Хамроев встретился 18 июля в Бейруте, во время Всемирной медиа-конференции, организованной международной политической Партией освобождения, с известным на Западе защитником прав политзаключенных мусульман Моаззамом Беггом.



Глядя на этого спокойного, рассудительного и очень доброжелательного человека трудно предположить, что он провёл более трёх лет в двух самых жестоких местах заключения в истории человечества – тюрьме на авиабазе Баграм в Афганистане и лагере на военной базе США Гуантанамо на Кубе, – рассказал корреспонденту IslamNews российский правозащитник.



Moaззaм Бегг родился в английском городе Бирмингеме в 1968 году, в семье мусульманина индийского происхождения. Моаззам является британским подданным, однако вопрос самоидентификации был ключевым в его юности. По его словам, он нещадно дрался на улицах с «белыми скинхедами», которые в 80-е годы «бушевали» в Англии. Родители Моаззама были смиренными людьми и выносили издёвки и усмешки молодых подонков, считавших себя «хозяевами» и называвших приезжих презрительно «паками» (от слова Пакистан), но молодые люди были уже другими и старались не давать себя в обиду.



Конечно же, по словам Моаззама, преображение произошло только благодаря Исламу. Перестав воспринимать религию лишь как традицию, доставшуюся от предков, Моаззам нашел в Исламе ответы на главные вопросы в жизни любого человека: Кто я? Откуда? Куда? И для чего живу? Ислам дает четкие и ясные ответы на эти вопросы, которые убедительны для разума, гармонируют с природой человека и даруют сердцу покой. Ислам даёт решения для всех проблем, возникающих в жизни как отдельного человека, так и общества. Обучаясь Исламу и изучая окружающую действительность Моаззам не смог быть равнодушным к бедам людей в странах, истекающих кровью от агрессии и прозябающих в бедности. Он посещает страны, подвергшиеся агрессии, а это страны мусульман Босния, Афганистан, Палестина.



Моаззам собирает братскую финансовую помощь от мусульман Британии. Он занимается преподавательской деятельностью, а также изданием и распространением литературы через основанный им исламский книжный магазин Maktabah аl-Аnsar.



В 1999 году Моаззам издал и стал продавать в своем магазине книгу Дирена Барота, который сам участвовал в борьбе кашмирских повстанцев против индийских захватчиков, о положении в Кашмире. В своей книге под названием "Армия Мадины в Кашмире" Барот обвинял западные армии в захвате мусульманских земель и призывал мусульман сражаться с ними.



Британские власти обвинили Барота в терроризме и приговорили к 40 годам тюрьмы. А в феврале 2000 года спецназ MI5 под видом полиции совершил налёт на книжный магазин Моаззама Бегга в Бирмингеме. Не предъявляя обвинений силовики потребовали, чтобы Моаззам открыл доступ к зашифрованным файлам своего компьютера. Он оказался, за что и был арестован впервые. Однако судья не нашел оснований для задержания Моаззама и он был освобождён.



В июле 2000 года Моаззам Бегг вместе с женой и тремя детьми приехал в контролируемую в то время талибами афганскую столицу Кабул. Главной целью прибытия в Афганистан было желание продолжить свою издательскую и преподавательскую деятельность. В частности, Моаззам, прекрасно владеющий наряду с родным английским также и арабским, пуштунским и другими языками хотел создать школу с раздельным обучением для мальчиков и девочек. Бегг говорит, что россказни о нежелании талибов давать образование девочкам не соответствуют действительности. Талибы препятствовали лишь деятельности западных фондов и организаций, которые имели намерение организовывать частные школы с совместным обучением мальчиков и девочек.



Когда в октябре 2001 года началась агрессия США против Афганистана, Моаззам Бегг с семьёй выехал в соседний Пакистан. Однако в январе 2002 года его схватили пакистанские спецслужбы, действовавшие с подачи американских и вероятно британских «коллег».



Моаззам оказался в Баграме. В этой тюрьме смертников он провел, не видя солнечного света, целый год. Там его пытали: связывали по рукам и ногам, били, оставляли одного в камере с мешком на голове, несмотря на то, что у него была астма, оскорбляли. Двух его сокамерников – 22-хлетнего таксиста Дилавара и муллу Хабибуллу – забили до смерти.



2 февраля 2003 Моаззама перевели в Гуантанамо, где 2 года он провел в одиночной камере. Там снова были пытки. В числе самых «популярных» была следующая: заключенному связывают руки за спиной, потом за связанные руки подвешивают к потолку и на ноги прикрепляют груз.



Моаззам Бегг без эмоций говорит о пытках. Верующий в Создателя и в Судный День может стерпеть, выдержать физические мучения. Тяжелее всего были мучения психологические, например, когда охранники умышленно оскверняли разными способами Коран на виду у заключенных.



Самым удивительным для себя Моаззам называет случай с одним из его охранников в Гуантанамо, который в начале изощрялся в издевательствах над заключенными мусульманами. Однако, чем больше стойкости и терпения с их стороны он видел, тем более он задумывался над тем, что делает. Даже в момент пыток над ними некоторые из заключенных призывали охранников к Создателю. В конце концов, американский военный принял ислам в присутствии заключенных и оставил службу.



В марте 2005 года Моаззаму Беггу и ещё троим британским подданным из числа узников Гуантанамо – Ферузу Аббаси, Мартину Мубанге и Ричарду Белмару – «повезло». Британское правительство решило вызволить их из плена. Тем более что никаких обвинений в совершении конкретных преступлений или хотя бы малейших намёков на это со стороны США не имелось.



Моаззам Бегг теперь свободен. Но свободен не благодаря демократии, правам человека и всякой чуши, а благодаря вере в Единого Создателя и сабру (стойкости через терпение), присущему лишь искренне верующим.



Почти сразу после освобождения Моаззам присоединился к деятельности неправительственной организации (НПО) Cageprisoners ("Узники в клетке"). Через какое-то время он стал лицом этой организации.



Cageprisoners была основана 2003 году во время Рамадана несколькими мусульманскими волонтерами, которые хотели вернуть уважение к тем фундаментальным правам человека, которые присутствуют во всех религиях, обществах и политических теориях.



НПО стремится положить конец насилию над личностью и демонизации целых обществ. Целью Cageprisoners является улучшение положения политзаключенных по всему миру, особенно тех из них, кто стали жертвами «войны с терроризмом».



НПО собирает и обнародует информацию о положении политзаключенных, добивается объективного недискриминационного процесса над ними, дабы судопроизводство соответствовало международно принятым стандартам. Помимо этого, Cageprisoners выступает за открытые судебные процессы, за право доступа адвоката, врачей и родственников к политзаключенным, за содержание их в человечных условиях, против пыток и пропаж без вести.



В общем и целом Cageprisoners борется против того, чтобы мусульман судили за инакомыслие.



Опыт этой организации отныне будет использован и в российских условиях. Российский и британский правозащитники Бахром Хамроев и Моаззам Бегг договорились не только об обмене информацией, но и о проведении совместных акций правозащитных организаций России и Британии, которые должны привлечь внимание мировой общественности к положению мусульманских «узников совести».

Автор: Рустам Джалилов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика