Кадыров не согласен с Путиным

news-FiO1Oe15kN
Президент Чечни Рамзан Кадыров призвал искоренить в республике "чуждое чеченскому народу течение" ислама, которое он назвал "ваххабизмом".Кадыров собрал глав администраций и представителей духовенства республики в Доме правительства и потребовал усилить работу по борьбе с "ваххабизмом", сообщает президентская пресс-служба. При этом он не пояснил, что представляет собой это "чуждое чеченскому народу течение", отметив лишь его крайнюю опасность.



"Это течение было принесено извне, – заявил Кадыров. – Его нормы не присущи нашему менталитету, оно тлетворно влияет на наше подрастающее поколение. К работе по противодействию распространению данного течения необходимо привлекать необходимых специалистов и посредством общения доносить до граждан всю правду ".



Надо признать, что подобные заявления президента Чечни звучат довольно странно, учитывая, что тема "ваххабизма" в России потеряла былую актуальность в середине 2000-х годов, когда политические и экономические интересы заставили Россию и страны Персидского залива повернуться лицом друг другу.



Выступая на пресс-конференции 31 января 2006 года, тогдашний президент России Владимир Путин заявил, что сам по себе ваххабизм не несет никакой угрозы – опасность представляют лишь извращение норм ислама.



"Ваххабизм сам по себе не несет какой-то угрозы, но извращение норм ислама, извращение ваххабизма, они, конечно, не могут трактоваться никак иначе, как призывы к терроризму. Повторю, извращения", – подчеркнул президент, намекая на деятельность незаконных вооруженных формирований на Кавказе.



В мае 2008 года в интервью французской газете "Monde" Путин выразился еще конкретнее: "Ваххабизм, причем в его изначальном виде, – это нормальное течение в исламе, ничего здесь страшного нет. Но есть экстремистские течения в рамках самого ваххабизма". СМИ широко растиражировали это высказывание российского премьера, озвученное в канун проведения в Москве научно-практической конференции "Россия и исламский мир".



Ученое сообщество России также дало свою оценку понятию "ваххабизм".



В частности, авторитетный российский исламовед Алексей Малашенко отмечает: "В арабском языке и в исламе такого понятия, как ваххабизм, нет и быть не может, поскольку называть какое-то движение, тем более религиозное направление по имени его основателя просто некорректно. Поэтому те, кого сегодня во всем мире, в том числе у нас на Северном Кавказе и даже в Поволжье (что совсем дико) принято называть ваххабитами, сами себя называют мусульманами, в крайнем случае – салафитами".



Доктор философских наук Али Вячеслав Полосин считает, что "термин "ваххабизм" богословски некорректен, это чисто журналистское клише, которым каждый может обзывать своих противников, даже сугубо личных".



"Например, один начинающий православный писатель, специализирующийся на разжигании ненависти к мусульманам в православной среде, называет "ваххабитами" всех мусульман, которые считают себя равноправными с православными, а не "младшими братьями", – пояснил Полосин.



По его словам, "термин "ваххабизм" используют и некоторые мусульмане, называя "ваххабитами" всех конкурентов и претендентов на их места". Примечательно, что в этом смысле постоянные призывы Кадырова усилить борьбу с "ваххабитами" приобретают недвусмысленный политический оттенок.



Правда все еще остаются те, кто пытается реанимировать образ врага в лице "ваххабизма" и "исламизма", однако в современных реалиях их позиция выглядет безнадежно устаревшей. Главным образом, это относится к журналистам, а также отдельным политикам и ученым-востоковедам, построившим "на борьбе с ваххабизмом" свою карьеру. Некоторые из них раздувают так называемую антиваххабитскую истерию, пытаясь в интересах Запада помешать развитию сотрудничества России со странами Ближнего Востока, и в первую очередь с Саудовской Аравией.



На этом фоне возвращение Рамзана Кадырова к теме "ваххабизма" свидетельствует о том, что у советников чеченского президента не все в порядке как со знаниями в области исламоведения, так и с чувством политической обстановки. Воскрешая запылившийся образ, они выставляют главу Чечни в крайне неблаговидных ипостасях – а) пособника продвижению американских интересов, б) недобросовестного конкурента в борьбе за власть в Чечне.

Автор: Анвар Шарипов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика