Какой быть предстоящей переписи?

Мы уже не русские, татары, булгары, кипчаки или хазары, а представители той надэтнической общности, которая вывела наших предков на иной культурный уровень

Мы уже не русские, татары, булгары, кипчаки или хазары, а представители той надэтнической общности, которая вывела наших предков на иной культурный уровень

Теги:



1
08 Октября 2010г. (29 Шавваль)
А что такое перепись? Согласно определению Википедии, «Пе́репись населе́ния – единый процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных, относящихся по состоянию на определённое время ко всем лицам в стране или чётко ограниченной её части».



Казалось бы, мероприятие, имеющее сугубо статистическое значение, никакой политики, «ничего личного». Но в нашей стране перепись всегда была мероприятием особым, имевшим статус, далеко выходящий за пределы статистики. В далеком XIII веке проведение ордынской переписи в Великом Новгороде означало включение его в налогооблагаемую базу и в состав мощного государства. А в советское время перепись 1937 года была просто отменена как показавшая «ненужные» результаты.



Как известно, современная перепись включает в себя учет множества характеристик: пол, возраст, владение языками, национальная принадлежность. И совокупность всех указанных признаков нередко приводила к интереснейшим результатам. Когда-то, в царские времена многие народы нашей страны отказывались принимать в ней участие, полагая, что в ее ходе всех их перепишут в русских и православных. Позже, уже при «победившем историческом материализме», перепись должна была ознаменовать торжество идеи строительства «новой исторической общности – советского народа». Вот уже нет Советского Союза, и советский народ давно уже перестал быть советским, а задачи кое-кто ставит те же самые…



Этнос – он ведь как человек, рождается, растет, старится, умирает. Как на смену одним поколениям приходят другие, так и народы на исторической арене сменяются другими. Одни этносы включают в себя лишь одно-два села, обладающих, тем не менее, уникальной культурой, другие же создают колоссальные империи, включающие в себя полмира. Нередко возникает коллизия, когда в рамках одного государства проживают два и более государствообразующих этноса, осуществляющих разные цивилизационные проекты. Римляне и иудеи в Римской империи, китайцы и монголы в империи Юань, татары и русские в Золотой орде, а позже и в России.



Но что же представляет из себя современный татарский народ? Прямые ли это потомки булгар, или же гуннов, или, может быть, нашими дедушками были монголы из пустыни Гоби. Да, и булгары, и гунны, и даже немножко монголы (маловато, правда, но были). А кроме них еще сарматы, древние угры (родственники венгров), восточные финны (марийцы, мордва, удмурты), гузы, кипчаки и печенеги. А кроме них, ближайшие родственники булгар – хазары, обладавшие развитой культурой задолго до образования Древнерусского государства в Восточной Европе и спокойно дожившие до ордынских времен, уже будучи мусульманами. В числе наших предков также значатся и пришедшие из глубин Азии вместе с монголами восточные тюрки – найманы, кереиты, и сокрушители великого Рима гунны, поменявшие картину мира в IV-V вв. н.э. А кроме того, известно, что в цветущие города Золотой Орды, расположенные в Нижнем Поволжье и Подонье, тысячами переселялись выходцы из Хорезма, Ирана, Закавказья и Малой Азии. Многие из них позже ушли в Среднее Поволжье и Мещеру, многие остались в Нижнем Поволжье. Ассимилировалось в общекультурной татарской (в то время это название скорее означало принадлежность к общегосударственной культуре) среде этих городов население русских, мордовских и армянских поселков, фиксируемых в этих городах. Еще легче происходила ассимиляция воинов – ногаев, башкир, туркмен, кавказских горцев, приходивших в эти города с дружинами своих феодалов. Собственно, так происходило и позже – в городских татарских общинах Казани, Астрахани, Касимова и других. Там же растворялись и чужеземные купцы – бухарцы, хивинцы, иранцы, арабы. Известно о полной ассимиляции в XVII в. среди астраханских татар целой колонии выходцев из Индии, причем сопровождавшейся принятии ими всеми ислама.



Принятие ислама нередко сопровождалось изменением и этнического самосознания. По русским летописям и археологическим данным известно о массовом бегстве в Волжскую Булгарию славянских и финских противников крещения населения русских княжеств. Предполагается, что их потомки полностью растворились среди булгар, а впоследствии и татар. Известно также, что принимавшие ислам русские, марийцы, удмурты, чуваши, мордва в царское время переписывались в татар, чтобы избежать преследований. Этот процесс не являлся чем-то исключительным, ведь этническое самосознание стало доминирующим лишь в XIX в., а до того его место занимали религия и сословная принадлежность. А так как термин «татары» для того времени можно сравнить с аналогичными, но в других пространственно-временных рамках применявшимися «осман», «римский гражданин», то понятны и причины таких явлений. В царское же время слово «татарин» означало скорее «москвитянин мусульманского вероисповедания». Потому-то в число татар включились и булгары, и кочевники-кипчаки, и выходцы из полиэтничных городов Золотой Орды, и принявшие ислам финны, обские угры (манси, ханты), славяне, и даже телеуты (белые калмаки в Сибири). Что уж говорить о переселявшихся в города башкирах и ногаях – им даже язык практически не приходилось менять. Так и сформировался современный татарский народ – в большинстве своем мы потомки булгар и кипчаков, буртасов и хазар, гуннов и сарматов, финнов и славян, но среди нас есть и выходцы из других народов. Правда, сами мы уже не булгары, не кипчаки, не ногаи и хазары. Мы – представители той надэтнической общности, которая вывела наших предков на иной культурный уровень, позволила осуществить принципиально новый цивилизационный проект, свой проект – ислам на севере Евразии.



Сейчас с новой переписью предлагается множество вариантов на смену названия «татары» – булгары, сибирские татары, ногайцы, мишари и другие. Ни один из них не способен объединить под собой и половины того народа, что собрал в себе мусульман севера Евразии. В данном случае уже становится неважным, откуда взялся этот термин – с границ ли Китая, юга Сибири или же из Поволжья. Неважно уже и то, что когда-то он обозначал принадлежность к привилегированной военно-феодальной знати. Важно то, что он закрепился, и то, что он включает в себя сегодня. Не спрашиваем же мы сейчас, что означает термин «русский» – принадлежащий «русу» или же производное от финского «руотси» – «швед». Важно то, что это термин, обозначающий сегодня принадлежность к определенной культуре и цивилизационной традиции. Так же и татары, которые давно уже не булгары или кипчаки-половцы.



Между прочим, в единый социальный организм мусульманское сообщество царской России оформилось лишь в середине XVIII в. (по иным оценкам, к концу того же века). До того определяющими были субэтнические и сословные маркеры (мурзы, служилые татары, казаки, чуваши, мещеряки, сибирцы и т.д.). Место их занял надэтнический термин (политоним) «татары», включающий в себя также башкир, ногаев, и часть казахов.



Именно под таким надэтническим названием, определяющимся как «россиянин-мусульманин тюркского или тюркизированного происхождения», сохранился татарский народ до революции. При этом при самом поверхностном рассмотрении в нем обнаруживались самые разные корни. Советская власть стремилась всех причесать под одну гребенку со стальными зубчиками и с электроприводом, невзирая на разный размер головы. Поэтому ей попросту не была нужна никакая общность людей, за исключением пресловутого «советского народа». Тем более базирующаяся и основывающая свою идентичность на исламе (впрочем, другие религии так же не приветствовались). Поэтому татар постарались ужать до минимума, что и понятно, исходя из целей.



Сегодня опять же идут попытки построения новой российской идентичности. Иной раз создается впечатление, что для этого выбран старый лозунг «православие, самодержавие, народность», за исключением второго компонента. Именно этим можно объяснить попытки отдельных деятелей «булгарского возрождения», «сибирско-татарской нации» и тому подобных проектов. Самое интересное то, что наибольшую активность инициаторы всех этих проектов проявляют именно в преддверии очередной переписи. Если бы они действительно занимались исследованием и возрождением культуры Волжской Булгарии или сибирских татар… Но вся их деятельность именно в этом направлении как раз и не приносит никаких результатов. Чем же они опасны, эти проекты, спросите вы? В самом деле, даже полный отрыв, скажем, сибирских, астраханских татар, крящен, нагайбаков в численном выражении выражал бы всего лишь не более 200-300 тысяч населения, что не представляет большой проблемы для народа в несколько миллионов человек. Но ведь именно за счет этих групп, а также многочисленного татарского населения, составляющего коренное население от Рязанской до Кемеровской и Томской областей, мы и составляем ту самую пресловутую надэтническую общность – имперскую нацию. Самую же большую опасность представляет собой т.н. «булгарский проект», раскалывающий изнутри два наиболее крупных татарских субэтноса – казанских татар и татар-мишарей. Кроме раскола внутри них, автоматически из состава татар выходят все упомянутые периферийные сибирские и нижневолжские группы. (Периферийный в цивилизационном плане – не означает ущербный, он просто находится в данный момент не в центре, нередко со временем именно периферийные этносы и группы выходят на передний план; именно так произошло с современными казанскими татарами – периферией Золотой Орды, и османами – периферией сельджуков).



Для кого опасны все эти проекты? Для татар – разумеется, слов нет. Но кроме того, они несут еще и колоссальную опасность для самой России в целом, для ее культурной идентичности. Веками татары были нацией «внутренних российских мусульман»; собственно, современный татарский народ, несмотря на то, что основа его была заложена в булгаро-хазарское и золотоордынское время, окончательные этапы своего формирования прошел именно в таком качестве. Татар можно определить как «сегмент общероссийского социума с ярко выраженной российско-мусульманской идентичностью». И если сегодня его идентичность (та самая, вышеуказанная) будет разрушена, то надеяться на интеграцию многочисленных мусульман из ближнего и дальнего зарубежья, собственных окраин в общероссийский социум, как-то не приходится.



В заключение стоит заметить, что в силу ряда объективных причин мусульманское сообщество России с каждым годом становится все больше и заметнее. Стоит крайне острая проблема нахождения места мусульман во внутрироссийском обществе. Наличие мощного слоя населения с внутрироссийско-мусульманской идентичностью определяет дискурс интеграции мусульман в России. В случае же его разрушения исчезает сама эта возможность. Последствия этого могут быть самые катастрофические.





Автор: Ахмад Макаров

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Akhtamovich 15 Октября 2010г.
Ответить

Очень правильная и глубокая статья! Причиной таких поползновений как новоявление булгар, сибирских и прочих татар является ужасающая историческая безграмотность среди простого народа и политическая элитарная близорукость. Сегодня необходимо наоборот стремиться к созданию нового суперэтноса - ТЮРК, даже не созданию - а возвращения к нему, так как именно он привел к созданию Великого Тюркского Каганата на Евразийском пространстве, Он был единственной могучей силой. Он содрогал и создавал историю! Только самоназвание ТЮРК - является истинным, исторически правильным и объединяет н...
Читать дальше

Яндекс.Метрика