Кашмир: 60 лет оккупации

news-bR0W0z3MVB
Сегодня, 21 апреля, исполняется 60 лет первой резолюции Совета Безопасности ООН по решению проблемы оккупированного Кашмира – одной из самых острых проблем для современных Индии и Пакистана. Ведь сколько существуют два этих государства, ровно столько же существует и кашмирская проблема.

В чем её суть? В Исламабаде считают, что при разделе Британской Индии на Пакистан и собственно Индию в 1947 году не была учтена позиция кашмирских мусульман. В основу раздела был положен религиозный принцип: территории с преобладанием мусульманского населения отходили Пакистану, индуистского – к Индии.



Население тогдашнего Кашмира более чем на 80% составляли мусульмане, и участь его, вроде бы, была предрешена. Но правитель княжества Джамму и Кашмир, некто махараджа Хари Сингх, будучи индуистом, отказался от проведения плебисцита и присоединил Джамму вместе с Кашмиром к Индии. Пакистан успел отвоевать для себя всего лишь Северные территории Кашмира.



За 60 лет индо-пакистанского конфликта на этой почве Исламабад и Дели не нашли путей к мирному решению вопроса. Три войны – 1947-1948, 1965 и 1971 годов – тоже не привели к урегулированию проблемы.



Единственное, чего сумели достичь стороны, так это договориться в 1972 году в Симле (Индия) "уважать Линию контроля", установленную ООНовскими наблюдателями в декабре 1971 года, а возникающие спорные проблемы разрешать путем мирных переговоров исключительно на двусторонней основе.



Такой подход подтверждался на всех последующих двусторонних переговорах на высшем уровне, но к фактическому урегулированию проблемы стороны так и не приблизились. Более того, кашмирская проблема после "симльских договоренностей" успела обрасти новыми реалиями, которые совсем не способствуют её стабилизации, а наоборот.



Резолюции СБ ООН (от 21 апреля и 13 августа 1948 и 5 января 1949 года) призывают Индию и Пакистан к выводу войск со спорных территорий и проведению на них плебисцита. Исламабад, изначально поддерживавший эту идею, до сих пор считает такой путь единственным способом решения проблемы. Дели некоторое время был согласен с таким вариантом, но затем отказался от него.



Эти позиции и политические подходы Дели и Исламабада к решению кашмирской проблемы остались такими же и на сегодня. В результате Кашмир расчленен между двумя государствами без признания ими официальной границы – по Линии контроля.



Что касается пакистанской стороны, то многое, если не все, зависит от политической элиты, находящейся у реальной власти. Так, нынешний президент Пакистана Первез Мушарраф и его команда уверены, что на сегодняшний день кашмирская проблема – в первую очередь проблема гуманитарная, заключающаяся в решении, прежде всего, социальных проблем кашмирцев, а затем уже и территориальных спорных моментов.



В свою очередь оппоненты Мушаррафа – победившая коалиция партий Беназир Бхутто и Наваза Шарифа, получивших абсолютное большинство мест в правительстве и парламенте страны – занимают традиционную позицию, ориентированную в первую очередь на проведение плебисцита. Поэтому не случайно, надо полагать, Дели так внимательно следит за всеми заявлениями нового премьера Пакистана Юсефа Резы Гилани, объявившего одной из главных задач своего правительства как можно большее ограничение полномочий Первеза Мушаррафа.



Вместе с тем, как отмечают ряд российских экспертов, настоящих прорывов в разрешении конфликтных и кризисных проблем нет, чему, несмотря на существенные внешнеполитические уступки Пакистана, способствует напористая и все больше принимающая характер давления на Исламабад позиция Индии. При этом в Дели не могут не понимать, что внешнеполитические уступки Пакистана имеют свои пределы в рамках президентства Первеза Мушаррафа.



По материалам РИА Новости и пакистанских СМИ

Автор: Петр Гончаров

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика