Кинопродюсер Салем Кутайба: "Вы находитесь в глубоком сне"

Калифорния. Исламский центр "Баб уль-ильм" ("Врата науки")

Калифорния. Исламский центр "Баб уль-ильм" ("Врата науки")

Теги:






0
29 Февраля 2008г. (21 Сафар)
Накануне выборов президента РФ мы продолжаем знакомить читателей с особенностями политической деятельности мусульман в других странах. В интервью ИА Islamnews Салем Кутайба, голливудский кинопродюссер из Калифорнии рассказывает о диктаторском характере американских исламских организаций и призывает российских мусульман обратить внимание на успешную миссионерскую деятельность американских евангелистов.

- Господин Кутайба, насколько активны мусульмане в США в сравнении с другими религиозными американскими общинами?



- Американские мусульмане достаточно активны, но они поздно подключились к этой игре. Ведь для того, чтобы начать политический процесс, необходимо некоторое время, чтобы в него включиться. Если сравнить христианское и сионистское лобби, которые наиболее характерны для Америки, они вдвоем обслуживают государственную идеологию. Из этого можно извлечь много уроков, потому что их опыт очень красноречив. Но одной мощной исламской организации, какой является CAIR (Совет по американо-исламским отношениям – прим.ред.), для этого недостаточно. Необходимо несколько организаций, которые бы работали и преследовали одну цель, но в каждой из них исповедовался бы свой подход и разные методы достижения цели.



- Есть ли опыт, когда хотя бы одна организация добилась избрания своего кандидата на каких-либо выборах?



- Единственное место, где происходило нечто подобное – это Детройт штата Мичиган, потому что там наиболее крупная мусульманская община в Америке. Но это ограничилось только рамками города.



- Много ли сейчас политических исламских организаций в США? Какова их история?



- Первая арабо-мусульманская организация, которая занималась отстаиванием прав арабов и мусульман, появилась в США В 1970-х годах. Это был антидискриминационный комитет – ADC. Главную роль сыграло студенческое движение, однако они так и не вышли на политическую арену. Поэтому голос мусульман никогда не был слышен в политике. За исключением мусульман-афроамериканцев. Политический деятель Мартин Лютер представлял интересы афроамериканцев, поэтому афроамериканцы-мусульмане тоже получили пользу. Затем появилась "Нация Ислама", которую возглавлял Иладжи Мухаммед. Он, Малькум Экс и Луис Фархан – это три ее лидера, и сейчас она стала общественно-политической организацией.



В 1990-х годах была создана первая студенческая ассоциация, которая занималась только проблемами мусульман. Один из лидеров этой ассоциации – CAIR. В прошлую избирательную кампанию в Конгресс одна организация, входящая в CAIR, даже пожертвовала 50 тысяч долларов кандидату Хиллари Клинтон. Правда, на Хиллари потом надавил соперник – мэр Нью-Йорка Рудди Джулианни, и ей пришлось вернуть эти деньги.

Я знаю лидеров CAIR, они живут в Лос-Анжелесе неподалеку от меня. Это очень интеллектуальные, умные и образованные люди. На их жизнь организовывались покушения. Лига защиты евреев составила план офиса CAIR в Лос-Анджелесе, чтобы убить Саляма Мариати. ФБР раскрыла этот план, и лидеры этой еврейской организации сели в тюрьму.



- В чем особенность американских исламских организаций?



- Особенность в том, что мусульмане приезжают из стран с диктаторским режимом, не от хорошей жизни. И приезжая в Америку, в свободное общество, они просто боятся участвовать в политических мусульманских партиях. Особенно арабы из Сирии, Ливии, Египта, Иордании. Это самое последнее, что может им прийти в голову – участвовать в политической жизни. Они боятся, что их могут отправить обратно на родину вместе с семьями. Вторая причина – это 11 сентября. Даже те, кто хотел присоединиться, предпочитают уже не связываться. Моя вера – это то, что между мной и Богом, а все остальное становится неважным. Основная же ошибка самих исламских организаций в том, что они строятся на диктаторских принципах. Им нужны люди, которые будут полностью их поддерживать, аплодировать, но не нужны те, кто будет высказывать свое мнение. Это основной фактор, который отпугивает людей, в том числе и меня от этих организаций. Они хотят, чтобы люди их слышали, но сами не хотят слышать никого.



На прошлых выборах президента СМИ писали, что мусульмане были очень активны. Эта активность спала?



- Они до сих пор намного активнее, чем до 11 сентября 2001 года. Потому что 11 сентября стало набатом для всех, чтобы проснуться.



- Каково отношение к мусульманским общинам со стороны политиков во время предвыборных кампаний?



- В 2001 году, когда избирался Джордж Буш, он организовал общую молитву, обратившись к мусульманам в том числе. Таким образом, политики хотят показать, что США – это многонациональная многокультурная страна. Они замечают какие-то религиозные организации и подключают их, чаще используют в своих интересах. В самих американских организациях мусульмане вообще в меньшинстве, их численность не превышает 1%. На прошлой неделе появилась статистика, что мусульман в США не более 12 миллионов. В Америке живет больше индусов, чем мусульман.



- В России мусульман значительно больше. Принято считать, что у нас 20 миллионов. Можете ли Вы сравнить политическую активность мусульман России и США?



- Достаточно посмотреть CNN, BBC, российское телевидение, чтобы понять это. Весь мир знает, кто претендует на Белый дом, несмотря на то, что выборы будут только в ноябре. В России осталась неделя до выборов, но в мире никто не слышал об этом. Что касается непосредственно мусульманских общин в России, то они находятся в глубоком сне. Мне казалось, что здесь мусульмане вообще не живут. Когда я приехал сюда, мне потребовался целый час, чтобы найти в интернете место, где я мог бы почитать пятничную молитву в Москве. Всего четыре мечети, и активности не наблюдается. А если смотреть на улицу, то ощущение, что здесь мусульман нет вообще. Но я бы советовал изучать опыт не американских мусульман, а евангелистов. Влияние этого движения настолько велико, что оно распространяется на протестантов. Несмотря на то, что Америка изначально протестантская страна, процент протестантов упал до 51%.



- Но Вы говорите о миссионерской деятельности, нас же интересует политическая…



- Евангелистское движение более политическое, чем религиозное. Они добились гигантского политического влияния. Их община росла быстрее других, в том числе и мусульманской. Евангелистское движение – это то, что Бог предписал делать мусульманам. По Божьему замыслу, чтобы распространять исламский призыв, человек должен преуспевать. Он не должен быть бедным, с длинной бородой, странного вида. Ислам требует, чтобы мусульмане распространяли призыв не как замкнутая изолированная группа, а как часть общества, причем преуспевающая ее часть. Ислам хочет, чтобы мусульмане были соседями христиан, иудеев, атеистов, это автоматически приведет к созданию социально-политических структур. Ислам требует, чтобы люди были лидерами в том, что они делают, не были на подхвате и на вторых ролях.



- И все-таки есть какой-то прогресс у мусульманского движения в Америке?



- В отличие от Европы, мусульмане Америки интегрированы в американскую культуру, практически ассимилировались. В США нет того, с чем столкнулись Франция и Великобритания, где сильны общины марокканские и алжирские, пакистанские и индийские, где они изолированы. В результате этого разделения страдают сами мусульмане. Они живут в самых бедных кварталах и гетто, и страдает вся страна. То есть интеграция очень важна. При этом нужно сохранять собственную культуру и традиции. На работе, когда приходит время молитвы, я иду и молюсь, а люди в это время отдыхают. Это заставляет их задавать вопросы, и таким образом они воспринимают меня и мой внутренний мир. Они не смотрят на меня как на угрозу и что-то непонятное. Но вот если бы я изолировался, я бы воспринимался ими как заговорщик и террорист.





Беседовала Лилия Мухамедьярова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика