Макасид и масалих

news-ZBj5uOZ6Ra
Термин максид (мн. число макасид) означает цель, намерение, замысел, принцип, задачу, то, что по-гречески называется «телос», по-французски «finalite», по-немецки «Zweck». Макасид исламского права это цели/намерения/замыслы/задачи/принципы, заложенные в нормах Ислама.



Некоторые теоретики исламской юриспруденции считают, что это понятие означает также «интересы людей» (масалих). Например, Абд аль-Малик аль-Джувайни (ум. в 478 г. по хиджре/1185 г. н.э.), один из первых разработчиков теории макасид в ее современном виде (о чем далее) пользовался понятиями макасид и «общественные интересы» (аль-масалих аль-амма) как взаимозаменяемыми. Абу Хамид аль-Газали (ум. в 505 г. по хиджре/1111 г. н.э.) занимался разработкой классификации макасид, отнеся их полностью к «неограниченным интересам» (аль-масалих аль-мурсаля). Фахр аль-Дин аль-Рази (ум. в 606 г. по хиджре/1209 г. н.э.) и аль-Амиди (ум. в 631 г. по хиджре/1234 г. н.э.) также придерживались терминологии аль-Газали. Наджм аль-Дин аль-Туфи (ум. в 716 г. по хиджре/1316 г. н.э.) определял масляха как «то, что способствует достижению цели Законодателя». Аль-Карафи (ум. в 1285 г. по хиджре/1868 г. н.э.) провел связь между масляха и макасид с помощью «основополагающего» (усули) правила, которое гласило: «Цель (максид) является достойной только если она ведет к достижению какого-либо блага (масляха) или помогает избежать какого-либо зла (мафсада)».



Следовательно, макасид – цели, намерения, замыслы, задачи, принципы исламского права установлены «в интересах человечества». Это, если хотите, рациональная основа теории макасид.



Автор: Джассер Ауда

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика