Информационное
агентство России
-3°C
15 декабря, 02:25
ФаджрВосходЗухрАсрМагрибИша
6:468:5212:2613:4315:5717:55

Мусульмане поговорили о финансах

art_dev
Мусульмане поговорили о финансах
Выступление на семинаре политолога Шамиля Султанова

В связи с актуальностью проблемы закята в мусульманском сообществе России, 2 июля 2008 года в Москве, в офисе Ассоциации культурно-просветительских общественных объединений «Собрание» состоялся семинар на тему «Институт закята как инструмент развития мусульманского общества» с участием религиозных и общественных деятелей, политологов, ученых, представителей ряда российских регионов.

В ходе работы семинара были прочитаны доклады о положении дел с закятом в России, после чего состоялся плодотворный диалог, обмен опытом между участниками встречи.

Основным докладчиком выступил муфтий Висам Али Бардвиль, представляющий мусульманскую общину Карелии, обладающую, пожалуй, самым богатым в России опытом в организации сбора и распределения закята.

Лидер мусульман Карелии высказал ряд принципиальных тезисов. В частности, он отметил, что закят – это право мусульманской общины, в отличие от садака, которая является правом личности. В качестве подтверждения он привел аят из Корана, возложивший обязанность по сбору закята на пророка Мухаммада как главу мусульманской общины. Впоследствии, во времена кризиса, охватившего халифат, произошло отступление от этого принципа, связанное с утратой доверия мусульманской уммы к своим лидерам. То, что каждый стал самостоятельно распоряжаться своим закятом, привело к снижению эффективности использования средств в интересах мусульманского сообщества в целом.

Сегодняшние реалии ставят перед мусульманскими общинами по всей России задачу создания единого института закята, убежден Висам Али Бардвиль. Становление такого института, по его словам, сейчас происходит в мусульманской общине Карелии, где он имеет ряд организационно-правовых особенностей.

Преподаватель МГИМО Ренат Беккин рассказал о значении закята для исламской экономики, отметив особенности функционирования института закята в зарубежных странах. Было отмечено, что там, где государство не вмешивалось в дела общин, эффективность этой системы была выше по сравнению с теми странами, где государство пыталось взять на себя функции по сбору и распределению закята.

Кандидат технических наук Рияд Бен Мустафа перечислил ряд мер, призванных содействовать становлению института закята, в частности, распространение учения о закяте, как одной из важнейших религиозных обязанностей в исламе, повышение степени доверия через создание проектов (школ, детских садов и т.д.), проведение конференций о роли закята в обществе, создание благотворительных фондов и общественных организаций, вовлечение представителей общины в исламские проекты и осуществления контроля за их реализацией и пр. Была отмечена насущная необходимость использования части средств закята для улучшения образа ислама и осуществление даавата.

Политолог Шамиль Султанов акцентировал внимание на личностном аспекте обсуждаемой проблемы, назвав закят лучшей формой богобоязненности. Поэтому в закяте, согласно учению ислама, нуждается не только и не столько получатель средств, сколько плательщик, ибо это – его обязанность перед Всевышним, средство духовного очищения и совершенствования.

Султанов отметил, что инициатива закята должна исходить снизу, в противном случае это превратится в непосредственное или опосредованное вмешательство государства в дела религиозных общин. По мнению политолога, успех в деле формирования эффективной системы закята зависит от ряда необходимых условий: создания ядра в местной общине, формулирования социальных проблем, требующих приоритетного решения, организации сбора денежных средств, вовлечения в реализацию проектов людей, создания примеров для подражания в области закята и их распространения.

Выпускник МГУ Алмаз Абдрахманов рассказал об использовании современных технологий, позволяющих быстро расчитать и выплатить закят. Он отметил, что с 2006 такой сервис предоставляется Исламским банком Малайзии. В России электронные деньги и SMS-платежи только начинают использоваться мусульманами для поддержки нуждающихся. В ближайшее время портал IslamNews запускает новую платежную систему «Халяль-деньги», пользователи которого смогут совершать платежи и выплачивать закят через интернет.

По общему мнению, система сбора и распределения закята должна быть прозрачной как для представителей мусульманской общины, так и для государства. «Иного пути, кроме прозрачности, не существует», – отметил Висам Али Бардвиль, сославшись на опыт мусульманской общины Карелии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: