Информационное
агентство России
24°C
22 июня, 22:16
ФаджрВосходЗухрАсрМагрибИша
1:513:4412:3317:0421:1923:12

Мусульмане Казани в борьбе с христианским сепаратизмом

Rinat
Мусульмане Казани в борьбе с христианским сепаратизмом
Главной движущей силой сепаратизма в масштабах всей страны была высшая русская знать

У истоков поволжского сепаратизма в России стояли не мусульмане, а христианская элита и церковная идеология. Об этом факте детально и подробно рассказал 80-летний «патриарх казанской исторической школы», профессор Казанского федерального университета Игорь Ермолаев, выступив с докладом «Казань в общественно-политической борьбе за изгнание поляков из Москвы в 1612 году».

2 ноября 2012 года в столице Татарстана прошло заседание Казанского экспертного клуба Российского института стратегических исследований (РИСИ) на тему «Смутное время в истории России и Казанский край: к 400-летию освобождения Москвы от польских оккупантов», организатором которого стал Приволжский центр региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ.

Политическая нестабильность «Смутного времени» была использована для создания в Среднем Поволжье независимого от Москвы христианского государства во главе с тогдашней русской элитой. В свою очередь элита мусульманская активно выступила против регионального сепаратизма, рассказал Игорь Ерполаев..

По словам ученого, казанские воеводы Василий Морозов и Богдан Бельский, дьяки Никанор Шульгин и Семен Дичков в самых трудных для страны условиях 1610-1612 годах повели себя, мягко говоря, неоднозначно. В тот период времени, когда страна находилась на грани политического краха, в Москве размещался польский гарнизон, весьма странной была ситуация в Казанском крае. Когда стало известно о действиях и насилиях поляков в Москве русские воины на призыв о единении и борьбе против польских захватчиков откликнулись совершенно неожиданно: православные «Казанского государства» целовали крест Лжедмитрию II (в Казани тогда еще не знали о смерти этого самозванца в декабре 1610 года).

«По-видимому, уже тогда у части феодальной верхушки казанского общества возникла идея образования отдельного государства на Средней Волге под эгидой защиты христианской идеологии, т. е. независимого от Москвы самостоятельного христианского государства, руководящую роль в политической жизни которого должна была играть группа средневолжских феодалов русского происхождения. Это была политическая авантюра небольшой группы находящейся у власти феодальной верхушки, в которой в скором времени особенно выделилась фигура дьяка Никанора Шульгина», – считает казанский профессор.

Политические авантюристы решили использовать имя Лжедмитрия II, чтобы потом отказаться и от него, и от московского польского правительства, и от патриотической части российского общества, поднявшегося на борьбу за освобождение Москвы от польской оккупации. Поэтому, по-видимому, казанские власти попытались ввести в заблуждение руководителя Первого ополчения Прокопия Ляпунова, которое в это время начало формироваться. Они обещали выслать свои отряды для сбора ратных сил, но не сделали этого, ссылаясь на финансовые трудности. Бывшие в это время в Казани торговые люди сообщали, что «казанцы» (т. е. жители города и уезда) ничего не знали о сборе ратных людей и о призывах ко всем городам объединиться для освобождения Москвы. Эти данные наводят на мысль, что патриотические призывы были скрыты правящей в Казани элитой от народных масс города и уезда. Согласиться с тем, что власти Казани не получали письма с этими призывами, нельзя, ибо известны ответы руководителей Казани на эти письма, где они выражали своё согласие объединиться с другими городами. «Так что приходится признать, что политика казанских властей в этот период времени была демагогической и предательской по отношению к народам края и России в целом», – отметил Игорь Ермолаев.

Лишь после того, как Казань посетило официальное посольство от имени ополчения, а вместе с тем приехали из полков ополчения казанцы (дети боярские Воин Левашов и Семен Пелепелицын), которые привезли грамоту, обстановка начала изменяться. Но все же и после этого более месяца еще русский гарнизон Казани выжидал, отмалчивался. Здесь шла политическая борьба, в результате которой был убит второй казанский воевода Богдан Бельский. Лишь в июне 1611 года первый казанский воевода Василий Морозов и дьяки Шульгин и Дичков сообщили о согласии участвовать в освобождении Москвы от польских оккупантов.

После ухода из Казани воеводы Морозова с ратными служилыми людьми и стрелецкими отрядами в руководстве местного управления остались только дьяки (Шульгин и Дичков). Не было регулярных правительственных военных сил (стрельцов), отсутствовала и значительная часть наиболее патриотически настроенных русских и татарских служилых людей. Ничто уже не мешало Никанору Шульгину проводить свою политическую линию.

Сохранилось письмо, с которым казанцы в конце августа – начале сентября 1611 года обращаются в Пермь о готовности продолжать борьбу за освобождение страны. Обращают на себя внимание нюансы, появившиеся в позициях казанской региональной элиты. Они призывают «стоять» не только за «Московское государство», но и за «Казанское государство».

В сентябре 1611 года начинается народное движение в Нижнем Новгороде, возглавленное земским старостой, купцом Кузьмой Мининым, а затем и князем Дмитрием Пожарским, которое привело вскоре к созданию Второго, или Всенародного, ополчения. Между тем в Казани в это время все шире развертывал свою деятельность дьяк Никанор Шульгин, стремящийся, возможно, сконцентрировать в своих руках всю власть в «Казанском государстве» и, по-видимому, даже дистанцироваться от лозунгов, под которыми шла борьба Всенародного ополчения. В это время соратником Шульгина стал стряпчий (чиновник) Иван Биркин, направленный руководителями Второго ополчения в Казань для организации ратных сил. Он вступил в сговор с Шульгиным и в дальнейшем проводил единую с ним политику.

В Нижнем Новгороде Минин и Пожарский так и не дождались прихода казанских ратных людей, на которых, по-видимому, была большая надежда. Казанцы подошли к ополчению тогда, когда оно уже было в Ярославле (в мае-июне 1612 года). Но их приход мог только разочаровать руководителей Всенародного ополчения. Иван Биркин, приведший казанцев, ссылаясь на приказ Шульгина, покинул ратные силы ополчения. С ним ушли и многие казанские ратники. Летописи пытались объяснить эту ситуацию тем, что все-таки часть казанцев осталась, в частности Лукьян Мясной, глава отряда, состоящего из татарских мурз. Отказ татарских феодалов поддержать авантюру Шульгина говорит о позиции татарской элиты и их отрицательном отношении в это время к идее обособления Среднего Поволжья от центральной России. К сожалению, о том, что как раз татары были против регионального сепаратизма во время Смутного времени, сегодня в Татарстане почему-то умалчивается.

После избрания на царство Михаила Романова (21 февраля 1613 года) лидер казанских сепаратистов Никанор Шульгин пытался оправдаться перед царём и направил ему из Свияжска челобитную. Однако его под конвоем доставили в Москву. Затем он был отправлен в ссылку в Сибирь, где вскоре умер. Судьба Биркина неизвестна. Казанский воевода Василий Морозов же упоминается среди участников Всенародного ополчения, освободивших Москву от поляков.

РИСИ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. Rinat Piterski07.11.2012 11:53

    «вся земля Казанского государства»
    ____________________________
    Подобные заявления на данном сайте, являются оскорблением в адрес тех шахидов-мусульман Казанского Ханства, которые боролись и борятся за освобождение оккупированных татарских земель от крестоносцев-варваров. Татары -мусульмане, никогда не целовали этот символ орудия убийства – православный крест.

    • Серторий16.01.2013 1:16

      А вы у жителей Казани спросили, нужны ли нам шахиды мифического ханства?
      Дозвольте вам напомнить, что мы уже давно не ханство, а часть одной великой страны, и нам, татарам, куда ближе русские братья, нежели американские марионетки саудиты или какие-нибудь турки.
      Мы с русскими прошли вместе огонь и воду, мы думаем одинаково.

      • uralec16.01.2013 7:56

        манкурт?
        Спросил у жителей Казани, наплевать им на свою историю или нет?

        • Серторий16.01.2013 9:39

          Манкурты – те, кто отринул новейшую историю, и начал вспоминать, кто его пещерного предка треснул по голове берцовой костью.

          • uralec16.01.2013 10:08

            да?
            манкурт это тот, кто готов лизаться с теми, кто переодически кидает косточку, а также не навилит своих родителей, предков и братьев по крови

          • Серторий16.01.2013 10:13

            Что за бред вы пишете. Какую косточку, каких братьев я ненавижу, что вы несёте?

          • uralec16.01.2013 10:18

            :) а вы манкурт?
            написано вроде про манкуртов.

          • Серторий16.01.2013 10:22

            Вы просто хотите меня оскорбить?
            Поясните ваши слова.

          • uralec16.01.2013 10:34

            нет,оскорблять я вас не хочу.
            но вы оскорбили щас много людей, высказав свое субективное мнение за весь народ, оскорбили память предков.
            слабо вериться, что в ваших жилах течет татарская кровь, так как этот деликатный момент – как завоевание Казани, в сердцах татар всегда откликается болью, даже спустя 450 лет.

          • Серторий16.01.2013 10:42

            Это вы говорите за весь народ, за то, что там откликается, или нет.
            Орда, иго, завоевания и поражения – дела давно минувших дней. Царей, ханов уже давно исчез даже пепел, о какой боли можно говорить. Не призывайте к ненависти людей, чьи далёкие предки по каким-то своим причинам что-то не поделили.
            Имеет значение лишь новейшая история, боль нашего народа – истребительная война 1941, и общая радость с русскими – наше совместное строительство общего дома – СССР, который разломали враги.

          • uralec16.01.2013 11:41

            дустым минем син ничек зомби суляшасен :) Деньяда бутен арбир ахямиятле. Без тарихиныбыз яратарга тиешь. а син нига шулай уянекле булдын :) ?
            Гафу ит казанче ялгыш эчен, мин уралдан татарча уртача белям ;)Упкалярма!!!
            Син казандан белки яйбят безнен тел белясен!

          • uralec16.01.2013 11:51

            ну вот видешь тебе дорога память о 41, а представь щас умник какойнить скажет:«дела давно минувших дней», «о какой боли можно говорить»
            понравиться? оскорбишься?

          • Серторий16.01.2013 12:19

            Ваши высказывания также нелепы, как злоба русского к татарину на основании сражения Ильи Муромца с Тугарином.
            Или припомним этим нехорошим славянам битву Челубея с Пересветом)))

          • uralec16.01.2013 12:23

            Можно вопрос: вам так близко к седцу снос статуи будды в Афгане, и так наплевать на «дела минувших лет», наплевать на разрушеный Булгар, Казань, на фальсификацию истории.
            Как так ?!

          • Серторий16.01.2013 12:36

            Именно так, кроме конечно фальсификации истории.

          • uralec16.01.2013 12:44

            Зинхар, :) гадел жавап татарча бир але, син бит татар тугел, син бит Всилий Алибабаевич Либерман?
            Син бит ничек хурущий молодис айда давай знаком прзнаваться будем!
            :)

          • ренатт16.01.2013 13:21

            То что Серторий татарин – липовый сразу видно было. Не пойму зачем ты с ним в бесплодные дискуссии вступал. Причем он явно врал, когда утверждал что братья-мусульмане в Египте требуют пирамиды снести, а ты с ним старался спорил :-)

          • uralec16.01.2013 14:39

            :)
            ну зацепило что-то :)

          • Туран 16.01.2013 15:15

            Нишләп татар булсын инде ул. Татар булса,үз халкын кимсетеп язмас иде.Әгәр дә халык үткәнен белми икән,аның киләчәге дә юк.Наш народ должен знать свою правдивую историю, чтобы извлечь из нее уроки и не повторять ошибки.

          • رشيد 16.01.2013 16:31

            Эк завернул! Ты-бы еще про Добрыню Никитича вспомнил, Добрана то-есть.

      • Rinat Piterski16.01.2013 15:31

        Мне на таких «братьев» как ты и на вашу «великую срану», поСер торий с высокой горы. Не навязывайся мне в братья, иди по своей сионской тропе. «С русскими вы прошли», да сейчас поверю, твоей еврейской лапше.

  2. Туран 07.11.2012 14:55

    Историю России уже много раз переписывали,каждый трактует его,как ему выгодно.Я недавно в одном сайте читала, что в Смутное время татары восстановили Казанское ханство на один год,возможно потом продажная татарская элита опять присоединила его к Московии.

  3. uralec07.11.2012 18:00

    Все это разговоры, на самом деле не было мусульман Казани, не было элиты татарской, так как всех жителей Казани вырезали поголовно, а также в последующие годы прошли карательные отряды по Идель-Уралу и вырезали всех у кого находили оружие или смелость противостоять захватчикам.

  4. xalifat10.11.2012 16:22

    Есть книга «Джихад татарского народа» автором которого является отец сегодняшнего имама Закабанной мечети Казани Саиджагфара Лутфуллина – ныне покойный Исхак хазрат Лутфуллин. Там конкретно написано кто за кого и за что и сколько.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: