Мусульмане Казани в борьбе с христианским сепаратизмом

Главной движущей силой сепаратизма в масштабах всей страны была высшая русская знать

Главной движущей силой сепаратизма в масштабах всей страны была высшая русская знать

Теги:



38
07 Ноября 2012г. (22 Зу-ль-хиджа)
У истоков поволжского сепаратизма в России стояли не мусульмане, а христианская элита и церковная идеология. Об этом факте детально и подробно рассказал 80-летний "патриарх казанской исторической школы", профессор Казанского федерального университета Игорь Ермолаев, выступив с докладом "Казань в общественно-политической борьбе за изгнание поляков из Москвы в 1612 году".



2 ноября 2012 года в столице Татарстана прошло заседание Казанского экспертного клуба Российского института стратегических исследований (РИСИ) на тему "Смутное время в истории России и Казанский край: к 400-летию освобождения Москвы от польских оккупантов", организатором которого стал Приволжский центр региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ.



Политическая нестабильность "Смутного времени" была использована для создания в Среднем Поволжье независимого от Москвы христианского государства во главе с тогдашней русской элитой. В свою очередь элита мусульманская активно выступила против регионального сепаратизма, рассказал Игорь Ерполаев..



По словам ученого, казанские воеводы Василий Морозов и Богдан Бельский, дьяки Никанор Шульгин и Семен Дичков в самых трудных для страны условиях 1610-1612 годах повели себя, мягко говоря, неоднозначно. В тот период времени, когда страна находилась на грани политического краха, в Москве размещался польский гарнизон, весьма странной была ситуация в Казанском крае. Когда стало известно о действиях и насилиях поляков в Москве русские воины на призыв о единении и борьбе против польских захватчиков откликнулись совершенно неожиданно: православные "Казанского государства" целовали крест Лжедмитрию II (в Казани тогда еще не знали о смерти этого самозванца в декабре 1610 года).



"По-видимому, уже тогда у части феодальной верхушки казанского общества возникла идея образования отдельного государства на Средней Волге под эгидой защиты христианской идеологии, т. е. независимого от Москвы самостоятельного христианского государства, руководящую роль в политической жизни которого должна была играть группа средневолжских феодалов русского происхождения. Это была политическая авантюра небольшой группы находящейся у власти феодальной верхушки, в которой в скором времени особенно выделилась фигура дьяка Никанора Шульгина", – считает казанский профессор.



Политические авантюристы решили использовать имя Лжедмитрия II, чтобы потом отказаться и от него, и от московского польского правительства, и от патриотической части российского общества, поднявшегося на борьбу за освобождение Москвы от польской оккупации. Поэтому, по-видимому, казанские власти попытались ввести в заблуждение руководителя Первого ополчения Прокопия Ляпунова, которое в это время начало формироваться. Они обещали выслать свои отряды для сбора ратных сил, но не сделали этого, ссылаясь на финансовые трудности. Бывшие в это время в Казани торговые люди сообщали, что "казанцы" (т. е. жители города и уезда) ничего не знали о сборе ратных людей и о призывах ко всем городам объединиться для освобождения Москвы. Эти данные наводят на мысль, что патриотические призывы были скрыты правящей в Казани элитой от народных масс города и уезда. Согласиться с тем, что власти Казани не получали письма с этими призывами, нельзя, ибо известны ответы руководителей Казани на эти письма, где они выражали своё согласие объединиться с другими городами. "Так что приходится признать, что политика казанских властей в этот период времени была демагогической и предательской по отношению к народам края и России в целом", – отметил Игорь Ермолаев.



Лишь после того, как Казань посетило официальное посольство от имени ополчения, а вместе с тем приехали из полков ополчения казанцы (дети боярские Воин Левашов и Семен Пелепелицын), которые привезли грамоту, обстановка начала изменяться. Но все же и после этого более месяца еще русский гарнизон Казани выжидал, отмалчивался. Здесь шла политическая борьба, в результате которой был убит второй казанский воевода Богдан Бельский. Лишь в июне 1611 года первый казанский воевода Василий Морозов и дьяки Шульгин и Дичков сообщили о согласии участвовать в освобождении Москвы от польских оккупантов.



После ухода из Казани воеводы Морозова с ратными служилыми людьми и стрелецкими отрядами в руководстве местного управления остались только дьяки (Шульгин и Дичков). Не было регулярных правительственных военных сил (стрельцов), отсутствовала и значительная часть наиболее патриотически настроенных русских и татарских служилых людей. Ничто уже не мешало Никанору Шульгину проводить свою политическую линию.



Сохранилось письмо, с которым казанцы в конце августа – начале сентября 1611 года обращаются в Пермь о готовности продолжать борьбу за освобождение страны. Обращают на себя внимание нюансы, появившиеся в позициях казанской региональной элиты. Они призывают "стоять" не только за "Московское государство", но и за "Казанское государство".



В сентябре 1611 года начинается народное движение в Нижнем Новгороде, возглавленное земским старостой, купцом Кузьмой Мининым, а затем и князем Дмитрием Пожарским, которое привело вскоре к созданию Второго, или Всенародного, ополчения. Между тем в Казани в это время все шире развертывал свою деятельность дьяк Никанор Шульгин, стремящийся, возможно, сконцентрировать в своих руках всю власть в "Казанском государстве" и, по-видимому, даже дистанцироваться от лозунгов, под которыми шла борьба Всенародного ополчения. В это время соратником Шульгина стал стряпчий (чиновник) Иван Биркин, направленный руководителями Второго ополчения в Казань для организации ратных сил. Он вступил в сговор с Шульгиным и в дальнейшем проводил единую с ним политику.



В Нижнем Новгороде Минин и Пожарский так и не дождались прихода казанских ратных людей, на которых, по-видимому, была большая надежда. Казанцы подошли к ополчению тогда, когда оно уже было в Ярославле (в мае-июне 1612 года). Но их приход мог только разочаровать руководителей Всенародного ополчения. Иван Биркин, приведший казанцев, ссылаясь на приказ Шульгина, покинул ратные силы ополчения. С ним ушли и многие казанские ратники. Летописи пытались объяснить эту ситуацию тем, что все-таки часть казанцев осталась, в частности Лукьян Мясной, глава отряда, состоящего из татарских мурз. Отказ татарских феодалов поддержать авантюру Шульгина говорит о позиции татарской элиты и их отрицательном отношении в это время к идее обособления Среднего Поволжья от центральной России. К сожалению, о том, что как раз татары были против регионального сепаратизма во время Смутного времени, сегодня в Татарстане почему-то умалчивается.



После избрания на царство Михаила Романова (21 февраля 1613 года) лидер казанских сепаратистов Никанор Шульгин пытался оправдаться перед царём и направил ему из Свияжска челобитную. Однако его под конвоем доставили в Москву. Затем он был отправлен в ссылку в Сибирь, где вскоре умер. Судьба Биркина неизвестна. Казанский воевода Василий Морозов же упоминается среди участников Всенародного ополчения, освободивших Москву от поляков.



РИСИ

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

xalifat 10 Ноября 2012г.
Ответить

Есть книга «Джихад татарского народа» автором которого является отец сегодняшнего имама Закабанной мечети Казани Саиджагфара Лутфуллина - ныне покойный Исхак хазрат Лутфуллин. Там конкретно написано кто за кого и за что и сколько.

uralec 07 Ноября 2012г.
Ответить

Все это разговоры, на самом деле не было мусульман Казани, не было элиты татарской, так как всех жителей Казани вырезали поголовно, а также в последующие годы прошли карательные отряды по Идель-Уралу и вырезали всех у кого находили оружие или смелость противостоять захватчикам.

Туран 07 Ноября 2012г.
Ответить

Историю России уже много раз переписывали,каждый трактует его,как ему выгодно.Я недавно в одном сайте читала, что в Смутное время татары восстановили Казанское ханство на один год,возможно потом продажная татарская элита опять присоединила его к Московии.

Rinat Piterski 07 Ноября 2012г.
Ответить

«вся земля Казанского государства» ____________________________ Подобные заявления на данном сайте, являются оскорблением в адрес тех шахидов-мусульман Казанского Ханства, которые боролись и борятся за освобождение оккупированных татарских земель от крестоносцев-варваров. Татары -мусульмане, никогда не целовали этот символ орудия убийства - православный крест.

xalifat 10 Ноября 2012г.
Ответить

Есть книга «Джихад татарского народа» автором которого является отец сегодняшнего имама Закабанной мечети Казани Саиджагфара Лутфуллина - ныне покойный Исхак хазрат Лутфуллин. Там конкретно написано кто за кого и за что и сколько.

Туран 07 Ноября 2012г.
Ответить

Историю России уже много раз переписывали,каждый трактует его,как ему выгодно.Я недавно в одном сайте читала, что в Смутное время татары восстановили Казанское ханство на один год,возможно потом продажная татарская элита опять присоединила его к Московии.

Rinat Piterski 07 Ноября 2012г.
Ответить

«вся земля Казанского государства» ____________________________ Подобные заявления на данном сайте, являются оскорблением в адрес тех шахидов-мусульман Казанского Ханства, которые боролись и борятся за освобождение оккупированных татарских земель от крестоносцев-варваров. Татары -мусульмане, никогда не целовали этот символ орудия убийства - православный крест.

Яндекс.Метрика