Намаз на снегу. Пятничные пытки российских мусульман

news-fYvnWBTET7
«Совершайте суджуд на спине своего брата!» – заявил Умар ибн аль-Хаттаб, призывая молящихся на улице заполнять мечеть, насколько это возможно. Конечно, данное послание, основанное на предписании Пророка (мир ему и благословение), касалось мусульман, предпочитающих совершать пятничную молитву на улице, нежели в мечети. Однако размышления о тех условиях, в которых приходится совершать пятничные молитвы во многих российских мечетях, на фоне этого хадиса предстают несколько печальными.

Бег с препятствиями



Лучший день недели, по поводу которого в Сунне Посланника Аллаха (мир ему и благословение) содержится несметное количество хадисов, подчеркивающих его величие и значимость перед Аллахом, порой превращается для российских мусульман в настоящую пытку.



Несмотря на то, что мы живем в немусульманской стране, живущей по неисламским законам, обязательности пятничной молитвы для нас никто не отменял. Слова Всевышнего Аллаха «о вы, которые уверовали, когда призывают на пятничную молитву, то спешите к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Это лучше для вас, если вы знаете!» (Коран, 62: 9) останутся для каждого мусульманина прямым приказом вне зависимости от того, в какой стране он живет. А также вне зависимости от того, является ли пятница выходным днем или нет, далеко ли добираться до мечети в его городе или нет.



Тем более, нам не пристало жаловаться на перечисленные причины, которые делают для нас посещение и совершение пятничной молитвы тяжким испытанием. Конечно, отсутствие должного количества мечетей в российских городах, их малые размеры, их удаленность от наших офисов и рабочих мест, неудачи мусульман в попытках протолкнуть на государственном уровне объявление пятницы выходным днем – не самые легкие проблемы.



Однако для того мы и появились в этом мире, чтобы, подвергаясь испытаниям, через тяготы и трудности доказывать Всевышнему свою готовность преодолеть любые препятствия на пути совершения обязательных для нас предписаний.



Перечисленные выше проблемы являются вполне решаемыми в условиях современной России. Они вполне по плечам мусульманам. Если данные проблемы во многих городах еще не решены, то основной причиной этого является именно недостаточность наших усилий на этом пути.



А пока сотни тысяч российских мусульман по причине своей слабой организованности, недостаточного усердия, знания своих конституционных прав и умения отстаивать их перед лицом непробиваемых чиновников и «духовенства» вынуждены каждую пятницу проявлять зачастую чудеса героизма и изворотливости.



Сворачивать впохыхах все срочные дела на работе, придумывать сотни отговорок, прикрыть от глаз начальника свой уход с работы, как некую развед-диверсионную операцию, чтобы хоть на час вырваться в мечеть – это еще полбеды. По дороге в мечеть мусульманина ожидают переполненные снующими людьми улицы; отравляющие воздух пробки; безысходные лабиринты торговых лотков, ютящиеся в узких улочках на подступах к мечети; десятки нищих, требующих у каждого проходящего милостыню такими методами, какими в ранних 90-х у нас было принято выбивать свои деньги из просрочившего должника.



Однако все эти проблемы нам помогает преодолевать понимание того, что они исходят от людей неверующих, или не понимающих значения и предписаний пятничного дня, или вообще не обладающих знаниями.



Пытки холодом



Однако самым удивительным для мусульман является другая серия испытаний, которая поджидает их уже в самой мечети. Сотни мусульман, вынужденных в ожидании молитвы располагаться прямо на земле, подстелив собственный, принесенный под мышкой коврик или купленную в ближайшем киоске газету, – можно, конечно, трактовать как красивый символ преданности верующих своей религии и стойкости в соблюдении предписаний Всевышнего.



Однако питерские дожди, московские снега и сургутские морозы становятся не для стороннего наблюдателя, а для конкретного мусульманина, вынужденного мокнуть и мерзнуть под открытым небом, весьма тяжким испытанием. Конечно, мусульмане, идущие на подобные пытки, делают это в надежде на милость Всевышнего, обещавшего возвысить их степень в Раю, от страха, что Аллах запечатает их сердца в случае непосещения пятничных молитв, под впечатлением готовности Посланника Аллаха (мир ему и благословение) сжечь дома тех, кто не приходил по пятницам в мечети.



И можно было бы сообщить этим мерзнущим братьям о том, что, несмотря на значение пятницы и пятничной молитвы, Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение) сделали дождь, грязь и сильный холод причинами, по которым мусульманину разрешается не посещать мечеть по пятницам. Сообщается, что Ибн Аббас сказал муэдзину в дождливый день: «После того, как ты скажешь «Свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха», то не говори «Приходите на молитву», а говори «Молитесь в своих домах». Люди возразили против этого, и он ответил им: «Тот, кто был лучше меня [т.е. Посланник Аллаха (мир ему и благословение)] поступал таким образом. Пятница является обязательной, но мне не нравится, когда вам приходится ходить по грязи и слякоти».



А Абу Малих сообщал, что его отец застал пятницу вместе с Пророком (мир ему и благословение). В этот день шел дождь. Люди были обеспокоены за свою обувь, и тогда Посланник (мир ему и благословение) велел, чтобы они молились в местах, где они остановились. Это передали Абу Дауд и Ибн Маджа.



Но все дело в том, что все эти пятничные страдания мусульман можно с легкостью если не устранить полностью, так хотя бы значительно облегчить. Между тем, здесь, как раз и кроется самое удивительное – мучения пришедшие в мечеть мусульмане вынуждены претерпевать не со стороны неверующих или незнающих, а порой со стороны вроде бы обладающих исламским образованием нерадивых имамов.



Мучительные хутбы



Основной причиной, по которой мусульманам приходится часами мерзнуть на улице, засыпать в переполненных мечетях, начинать от скуки переговоры друг с другом, то и дело тоскливо поглядывать на часы, является очень неудобная организация процедуры самого пятничного намаза. Имамы практически во многих регионах России вынуждены, а иногда и просто преднамеренно предпочитают читать пятничные проповеди как минимум на трех языках – арабском, русском и родном. Подобное смешение языков, зачастую с невероятно плохим арабским, а кое-где и русским произношением, не только создает полную кашу в головах слушающих, но и чрезмерно затягивает время пятничной службы.



Интересно, что все значимые объявления, например, касающиеся выборов, или призыв внести пожертвание на какие-либо цели муфтията, делаются на понятном всем русском языке. Самим имамам очевидно, что большинство людей, приходящих в мечеть, не понимает того языка, на котором они говорят, но при этом представители "официального духовенства" с упорством, заслуживающем лучшего применения, продолжают из пятницы в пятницу продолжать затягивать свои хутбы.



Создается почти абсурдная ситуация. Имам проповедует от силы для 5-10% прихожан, в то время как остальные его не понимают и сидят, в том числе под дождем и в мороз, не зная чем себя занять, по часу-полтора.



Чрезмерное затягивание самой хутбы создает впечатление, что наши имамы целую неделю накапливают невероятные запасы текстов, чтобы затем нудным чтением с листа мучить ими дрожащих от холода или засыпающих от скуки мусульман. Подобная привычка говорит и об удивительной неграмотности поступающих подобным образом имамов.



Это в то время, как сегодня любой мусульманин может ознакомиться с мнениями Посланника Аллаха (мир ему и благословение), его сподвижников и крупнейших ученых о том, как они понимали мудрость и порядок проведения джума.



Аммар ибн Йасир сообщил, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Продлевание молитвы и сокращение хутбы является признаком понимания религии. Так, продлевайте молитву и сокращайте хутбу» (Ахмад, Муслим). Сокращение хутбы и продлевание молитвы указывает на понимание сути исламской религии, поскольку имам, готовящий короткие хутбы, способен понимать и выразить многое в нескольких словах.



Джабир ибн Самура сообщил: «Молитва Пророка была в умеренную длину, такой же была и его хутба». Хадис передан практически всеми передатчиками, кроме Бухари и Абу Даудом. Абдуллах ибн Абу Ауф сообщил: «Молитва Посланника Аллаха (мир ему и благословение) была длинной, а его хутба была короткой» (ан-Насаи).



Относительно нудности и предельной скучности хутб, которые читаются многими отечественными имами, можно привести хадис Джабира, в котором он сообщил: «Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) читал хутбу, его глаза стали красными, его голос повысился, и его гнев усилился, как будто он предупреждал врага» (Муслим, Ибн Маджа).



Имам ан-Навави говорил: «Предпочтительно, чтобы хутба была на красноречивом и надлежащем арабском языке, и это должна быть организованная речь, которую люди смогут понять. Она не должна быть поверхностной речью и при этом не должна содержать непристойный язык, так как это аннулирует его цель. Его слова должны быть выбраны тщательно, чтобы сделать их привлекательными и многозначащими».



На фоне всех перечисленных выше проблем представляется вполне справедливым в соответствии с Сунной Посланника Аллаха (мир ему и благословение), предписывавшего делать наставления друг другу в делах религии, убедительно и однозначно донести до наших имамов тяготы, на которые они обрекают верующих. Наставление своего брата мусульманина должно обязательно дополниться предложением ему своей помощи в решении проблемы.



В данном случае подобное участие всей общины мусульман в решении проблемы страдающих от неудобной организации пятничной службы может проявиться в согласовании более краткой продолжительности хутбы, разведением по времени самой хутбы и предваряющей ее лекции (ва´аза).



Последнюю желательно проводить за час-два до намаза. На нее могут прийти все желающие, те, кто располагает временем, и спокойно послушать. Так с успехом делается во многих мусульманских странах.



К мерам решения проблемы можно добавить еще предварительную подготовку мест для молящихся, объединение усилий в расширении и увеличении количества мечетей, а также в отстаивании прав российских мусульман на выходной день в пятницу или хотя бы внесения в Трудовой кодекс положения, дающего возможность беспрепятственно посещать мечеть раз в неделю.



Ислам.Ру

Автор: Салих Ибрахим

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика