Об Исламе на языке жестов

Люди с нарушениями слуха, тоже хотят знать больше о своей религии.

Люди с нарушениями слуха, тоже хотят знать больше о своей религии.

Теги:




0
28 Декабря 2010г. (21 Мухаррам)
В Священном Коране и Сунне не остались незамеченными люди с нарушениями слуха. Слух – это дар Создателя Своему творению, как напоминание о Величии и Могуществе. Сквозь болезни и горести открываются двери разума, расширяется горизонт сознания. Иногда Аллах отнимает у человека ногу, но взамен дарует многое в будущей жизни.



Отнимая зрение или слух, Он показывает человеку его беспомощность и бессилие. Обращая же к Себе его сердце, развивая его душу, Аллах дарует многое взамен отнятого малого. Таким образом, проявляется милость Божья. Можно даже сказать, что, лишившись слуха, человек избавлен от того, чтобы слышать запретное. Как сказал один из неслышащих персонажей героине кинофильма «Страна глухих»: «Ты слышишь миллионы ненужных звуков. Если бы я все это слышал, я бы сошел с ума».



Всевышний Аллах в Коране напоминает (смысл): «Он – Тот, Кто сотворил для вас слух, зрение и сердца. Но как мала ваша благодарность!» (сура «Верующие», аят 78).



Всевышний взрастил человека, одарил его видимыми и невидимыми способностями, слухом и зрением, а также разными частями тела. Он придал им совершенную форму и наделил возможностью служить для определенных целей.



Известно, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Совершая земной поклон после чтения Корана ночью, Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) обычно говорил: «Лицом своим припадаю к земле пред Тем, Кто создал его, придал ему форму и наделил его слухом и зрением посредством силы и мощи» (Ат-Тирмизи).



Согласно вероучению Ислама, мусульмане должны помнить о благе, дарованном Всевышним, о котором, как правило, человек не задумывается в суете будничных дней. Наравне с этим необходимо знать и о том, что среди слышащих людей есть те, кто не обладают способностью слышать в физическом смысле и поэтому общаются с помощью специальных жестов и знаков.



В сурдологии – науке, занимающейся изучением проблем людей с нарушениями слуха, существует версия, что дактильный алфавит, посредством которого общаются неслышащие, появился в древности.



Изображение пальцевых букв встречается в латинской Библии X в. Известно, что ручными знаками общались монахи и монахини, которые давали обет молчания.



В Коране встречаются аяты, указывающие на то, что в еще более ранние времена люди изъяснялись знаками. Приказ Аллаха общаться с помощью жестов получал пророк Закария (аляйхи-с-салям): «Он [Закария] сказал: «Господи! Покажи мне знамение». Он (Аллах) сказал: «Твое знамение будет в том, что ты будешь три дня разговаривать с людьми только знаками. Много поминай своего Господа и славь Его перед закатом и утром» (сура «Аль Имран», аят 41).



Однажды, когда пророк Закарийя (аляйхи-с-салям) молился, к нему явились ангелы и возвестили о рождении сына – пророка Яхьи (аляйхи-с-салям). Закарийя (аляйхи-с-салям) попросил Аллаха показать ему знамение, чтобы еще больше возрадоваться благой вести. Тогда, в качестве знамения, Аллах велел ему три дня общаться с людьми только жестами и возвеличивать Его в начале и в конце дня. Позже повеление хранить молчание и общаться знаками получила Марьям: «Ешь, пей и радуйся! Если же увидишь кого-либо из людей, то скажи: «Я дала Милостивому обет хранить молчание и не стану сегодня разговаривать с людьми» (сура «Марьям», аят 26).



Это слова, которые ангел сказал Марьям после появления Исы (аляйхи-с-салям) на свет чудесным образом. Однако она еще не знала, что будут говорить люди, и поэтому ангел повелел ей при встрече с ними знаками дать понять, что она дала обет хранить молчание. Обет молчания в то время был одним из обрядов поклонения, и соплеменники Марьям знали об этом. Таким образом, из аятов Корана видно, что в Священном Писании упоминаются люди, изъясняющиеся знаками (жестами). Среди изречений Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) также можно встретить упоминания о глухих людях, хотя следует отметить, что на русский язык переведено не так много хадисов по рассматриваемой тематике. Из сунны Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) известно, что помощь людям с физическими нарушениями является вратами блага и милости от Всевышнего, а также обязанностью мусульман. Человеку с нарушениями в физическом развитии можно оказать внимание, помочь в передвижении, донести информацию, объяснить религию Ислам.



Это люди, которые весьма нуждаются и которым очень не хватает информации из внешнего, нашего с вами мира. Потому что они, как показывает положение в социуме, выключены из общего джамаата. Постоянная забота об инвалидах – признак духовного здоровья и благополучия общества, причем забота об их душах важна не меньше, чем забота материальная. До неслышащего, невидящего, немощного необходимо донести смысл Единобожия, знания основ религии, молитвы, чтения Корана. Если видящий и слышащий обладает такими знаниями, то передать их другому является его обязанностью. Аллах не оставит без внимания ни одно деяние человека. Однажды Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал Али (да будет доволен им Аллах): «И, клянусь Аллахом, поистине, если Аллах через тебя выведет на прямой путь хотя бы одного человека, это будет для тебя лучше обладания красными верблюдами!» (Аль-Бухари, Муслим).



О том, что люди с нарушениями слуха, так же, как и слышащие, входят в число тех, кто обязан выполнять все обязательства, предписанные Исламом, отмечает большинство ученых.



…Радуюсь каждому шагу на пути к знаниям…



Послушаем, что говорят сами неслышащие люди из разных стран о необходимости и желании получать исламские знания доступными для них способами. «Раньше я чувствовал себя очень неуютно из-за скудных знаний об Исламе. Мне не хотелось, чтобы мои слышащие родственники знали, что я не могу изучать религию. Когда же я получил достаточное количество информации, мне стало настолько хорошо и свободно, что я смог доказать им, что способен на это. И я чувствовал себя по-настоящему счастливым! Родители должны пересмотреть свой подход к общению со своими глухими детьми, потому что это важно для их понимания Ислама. Неслышащему ребенку очень и очень трудно понять религию через устную речь» (Англия).



«Родители рассказывали мне немного об Исламе. Они водили меня в мечеть, но я не понимал, что там происходит. Родители в основном рассказывали о том, что правильно и неправильно, разрешено и запрещено. Но при этом я не умею молиться, не знаю слов намаза, Корана, истории Ислама. Я чувствую, что способен многое узнать об Исламе» (США).



«Мы очень нуждаемся в мечетях, которые могли бы предоставлять услуги сурдопереводчика или религиозно образованных людей, которые владеют языком жестов и могут преподавать неслышащим людям Ислам» (Иран). «Неслышащие люди нуждаются в общении на языке жестов, потому что это их ключ к пониманию окружающего мира. Мой друг постоянно зовет меня в церковь. Мне было любопытно, и однажды я сходил туда. Я был очень удивлен тем, что священник, слышащий человек, хорошо владеет жестовым языком. Меня огорчает, что среди слышащих мусульман нет людей, которые знают язык жестов. Не понимаю, почему мусульмане не обучают глухих людей. Я считаю, что мусульмане-проповедники без нарушения слуха должны выучить жестовый язык. Если бы они знали наш язык, тогда бы неслышащие люди смогли с удовольствием посещать мечеть и по пятницам, и каждый день» (Сомали). В 2009г. вышла в свет книга Ю. Замалетдиновой «Люди с нарушениями слуха и зрения в Исламе», которая по мнению и сурдо специалистов, и духовных лиц, сможет восполнить имеющийся тематический пробел в усскоязычной библиотеке и ответить на вопрос о статусе неслышащих и невидящих в Исламе.



Сделать всё, что в наших силах!



В России, без сомнения, центром поддержки людей с нарушениями развития является Казань.



Активная централизованная работа в этом направлении ведется с конца девяностых годов XX века и развивается до сих пор. Первопроходцем выступила казанская мечеть «Сулейман». Благодаря усилиям не только имама мечети, добровольных помощников и энтузиастов, но и властей Татарстана, люди с нарушениями слуха имеют возможность получать здесь исламское образование, недостающее общение в кругу единоверцев, проводить совместный досуг. Хочется верить, что в будущем подобная помощь станет доступной для всех неслышащих людей, желающих больше узнать об Исламе, и они смогут получать квалифицированное религиозное образование во всем мире и любом городе Российской Федерации. В Священном Коране и Сунне не остались незамеченными люди с нарушениями слуха. Среди сподвижников и великих деятелей Ислама, как в прошлом, так и настоящем были и есть люди с нарушениями развития. В этом – таинство жизненного испытания, как для самих этих людей, так и для общества. Такие люди могут появиться в любой мусульманской семье, такие дети рождаются в условиях плохой экологии, слух теряют в результате различных боевых действий. Глухие принимают Ислам, становятся правоверными мусульманами. С нашей стороны, людей слышащих, главное – это дать им знания в поклонении, помочь исполнить жизненное предназначение. Известно, что очень многие инвалиды становятся ближе к Создателю. Всевышний не оставил их без внимания. Иначе не могло и быть!



Автор: Ю. З. Замалетдинова кандидат психологических наук



Журнал «Ислам» №24 (01) 2010



www.ourislam.ru

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика