Информационное
агентство России
10°C
21 сентября, 05:02
ФаджрВосходЗухрАсрМагрибИша
4:196:1112:2315:3818:3320:17

Обнаружен раритетный снимок имама Шамиля

muh
Обнаружен раритетный снимок имама Шамиля
Фондовое собрание государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы» пополнилось бесценной реликвией

Пензенским лермонтоведам удалось получить очень редкий раритет – портрет легендарного предводителя северокавказских народов Шамиля, созданный художником Зоттой и литографом Падринелли в Милане в 1840 году.

Имаму Чечни и Дагестана, князю Черкесскому Шамилю исполнилось тогда 43 года. Лермонтов, находившийся в это время на Кавказе, писал: «Завтра я еду в действующий отряд, на левый фланг, в Чечню, брать пророка Шамиля».

Литография размером 39,7х24,5 см. любопытна тем, что погружает зрителя в эпоху первой половины XIX века, помогая достовернее представить окружение великого русского поэта, по крупицам воссоздать атмосферу того беспокойного времени.

На портрете чеченский предводитель изображен в полном расцвете сил, с гордо поднятой головой в национальном костюме и шапке, с эполетами и серебряными газырями. И что самое интересное – без бороды. Более широко известны поздние изображения предводителя кавказских горцев ( преимущественно фотографии) на которых он изображен умудренным жизненным опытом человеком.

Самый же первый дагеротипный портрет Шамиля ( с применением золота и серебра), ставший реальным изображением знаменитого имама, сделал на Чирюрте фотограф-энтузиаст, генерал-адъютант и участник Кавказской войны, граф Иван Григорьевич Ностиц (1824 -1905). Он происходил из русской ветви чешско-силезского рода Ностицев, которая вела родство от предков Римской империи. В 1849 году потомкам Ностицев было дозволено пользоваться графским титулом королевства Саксонского.

Любопытны воспоминания уроженки Франции мадам Дрансе, воспитательницы детей грузинского князя Дадида Чавчавадзе (1817- 1884), которая оставила потомкам словесный портрет Шамиля: – Он высокого роста, черты лица его спокойны, не лишены приятности и энергии. Шамиль похож на льва, находящегося в спокойном положении. Русая и длинная борода его много придает величественности его осанке. Глаза его серы и продолговаты, но он держит их полуоткрытыми, на восточный манер. Губы у него алы, зубы очень красивы, руки малы и белы, походка тверда, но не медленна; все в нем обнаруживает человека, облеченного высокой властью.

«Просвещенный варвар» показался ей человеком гораздо моложе своих 57 лет. – Одаренный от природы высоким умом, – писала она, – Шамиль может быть назван не только великим полководцем, но и великим законодателем. Он проводит большую часть дня в своем кабинете, заваленном книгами и пергаментами. Имам часто разъезжает по аулам, проповедуя своим народам Коран и воодушевляя их любовью к независимости.

Другой прижизненный фотопортрет Шамиля был сделан в Петербурге. При посещении фотографических ателье Александровского и Деньера на Невском проспекте его сопровождал генерал-лейтенант, драгоман ( переводчик восточных языков) Министерства иностранных дел, выпускник факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета Дмитрий Николаевич Богуславский (1826–1893), завершивший в 1871 году первый русский перевод текста Корана с арабского языка во время дипломатической службы в Стамбуле.

С Богуславским у Шамиля сложились самые доверительные отношения.В 1859 году ему было поручено сопровождать имама в Москву и Петербург, а затем до Калуги. Кстати, в ателье Деньера фотографировался и первый имам Чечни Гази-Магомед. Присланные в красивых рамках фотографии поразили на Кавказе всех мюридов сходством с оригиналами, а Шамиль выразил желание послать один портрет своим женам.

В тиражировании изображений Шамиля больше всех преуспел известный российский фотограф, уроженец Варшавы Бернард Гольдберг, сделавший на продаже его портретов большое состояние. К концу ХIX – начала XX веков представители династии «Гольдберг и «К» обосновались в Петербурге, Москве, Калуге, Туле, Ярославле, Саратове.

Но великие княгини царствующей династии Романовых пожелали увидеть и портреты женщин шамилевского дома. В Калугу, которую определили местом жительства «ссыльного» Шамиля, из Петербурга пришла депеша с просьбой представить ко двору фотографические портреты горянок. Но когда калужские дамы явились к Шамилю с такой просьбой он им решительно отказал.

Одной из причин для отказа послужила фотография его жены Шуайнат, сделанная в Моздоке, где она гостила у родных по пути в Калугу. Там ее сфотографировали без хиджаба, в европейском вечернем платье. Увидев этот портрет Шамиль в гневе воскликнул: – Лучше бы я увидел ее голову, снятую с плеч!

Тем не менее, учитывая то обстоятельство, что пожелание исходило от великих княгинь, тамошний губернатор Арцимович несколько раз уговаривал Шамиля дать свое согласие, и ,наконец, его добился. Но при этом имам выставил единственное условие, чтобы фотосессию проводила женщина-фотограф. Он при этом пребывал в полной уверенности, полагая, что таких не существует в природе.

Каково же было его изумление, когда в дом Шамиля, в сопровождении знатных калужанок, явилась жена Гольдберга, к тому же владевшая аппаратом не хуже своего супруга. Созданные ей портреты вышли на славу и пользовались огромным успехом в Петербурге.

При жизни Шамиля не менее популярны были художественные портреты имама и его ближайшего окружения, но не все из них вызывали его одобрение. Так в Петербурге он отверг дар одного из художников, изобразившего, по его мнению, смерть имама Гази-Магомеда под Гимрами. Шамиль вернул ему портрет со словами: – Нет, это не Гази-Магомед!

Нескрываемый восторг вызвала у Шамиля Императорская публичная библиотека в собрании которой имелось много древних манускриптов, среди которых были Кораны и другие книги на арабском языке. Директор библиотеки даже подарил ему роскошную рукопись Корана XVIII века, чем тронул Шамиля до глубины души.

Там же имаму представили иностранные издания повествующие о его героических подвигах, содержавшие и портреты, на которых Шамиль изображался в самых фантастических образах. Литография созданная Падринелли по портрету художника Зотто, по всей видимости, из той же серии. Во всяком случае в богатейшей подборке портретов Шамиля, представленной на сайте советско-российского писателя, драматурга и сценариста Шапи́ Магомедовича Кази́ева, такого раритета нет.

Не упоминаются фамилии Зотто и Падринелли и в реестре русских художников XVIII–XXI веков, который насчитывает 36746 живописцев, графиков, плакатистов, театральных художников, батичистов, иллюстраторов и мультипликаторов.

Неоценимую лепту в создание образа легендарного имама также внес придворный художник венгерского происхождения Михай Зичи ( 1827- 1906 ) Он оставил после себя серию рисунков, посвященных Шамилю, его встречам с царствующей семьей, ряд кавказских сцен романтического характера, иллюстрации к поэме Лермонтова «Демон».

Справка

Шамиль (1797-1871) – имам Дагестана и Чечни, князь Черкесский, с 1839-1859 гг. организатор обороны Чечни против России. Родился 26 июня 1797 года в селении Гимры, ныне Унцукульский район Западного Дагестана.

В 1834 году признан имамом Северо-Кавказского имамата, объединявшего горцев Западного Дагестана, Чечни, а затем Черкесии. Энергично вел борьбу против Российской империи. 25 августа 1859 года вместе с 400 сподвижниками был осажден в Гунибе, а на следующий день сдался в плен на почетных для него условиях.

После приема в Петербурге императором ему была отведена для жительства Калуга. В августе 1866 года в парадном зале Калужского губернского дворянского собрания вместе с сыновьями Гази-Магомедом и Магомедом-Шапи принес присягу на верноподданство России. В 1869 году указом Александра II был возведен в потомственное дворянство. В 1868 году, зная о том, что Шамиль уже немолод и калужский климат не лучшим образом сказывается на его здоровье, император разрешил ему переехать в Киев, а затем совершить паломничество в Мекку и Медину, где он скончался в феврале1871 года. Похоронен в Медине на кладбище Аль-Бакия (Саудовская Аравия).

В материалах использованы ссылки из произведения лауреата отечественных и международных литературных премий и конкурсов Шапи́ Магомедовича Кази́ева – «Имам Шамиль» (серия ЖЗЛ ), Москва, Издательство «Молодая гвардия», 2001 год. Переиздано в 2003, 2006, 2010 годах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. Muhammad Amin21.01.2013 22:01

    Обнаружен раритетный снимок имама Шамиля.
    ________________________________________
    Вы сами хоть верите в этот снимок?)))

    • Rinat Piterski21.01.2013 22:07

      И одежда у него какая то странная, почти как у Дон Кихота. Помоему это и есть Дон. Только после стрижки длинных усов

    • Abu Karim30.01.2013 6:45

      Фотка для использования в книгах в которых имама Шамиля считают татарином… ну или азербайджанцем.

  2. SamirAga21.01.2013 23:26

    Я не верю, что это имам Шамиль. Он придерживался Шариата. А следовательно у него была борода. И насколько я знаю, имам Шамиль был в Тарикате. А без Шариата не бывает Тариката.
    Да помилует его Аллаh.

    • Sham22.01.2013 0:25

      Так здесь он совсем маленький только с усами! А так нормальная статья.

      • ренатт22.01.2013 5:50

        Куда ни глянешь все очень сомнительно. Что это за дурацкая шапка? на Кавказе таких не носили. И что это за форма? Какие то эполеты, петлицы, царская что ли? У кавказских моджахедов такой не было. А орденом его кто наградил? Кстати и про титул «князя Черкесского» первый раз слышу. А бороду ему кто сбрил? Он ведь всю жизнь с бородой ходил и усы коротко стриг. И вообще лицом совсем не похож на фотографии настоящего имама Шамиля.
        Похоже кто то прикололся и картинку какого то терского или кубанского казака за Шамиля выдает.

  3. Халид 22.01.2013 9:29

    Какой же это имам Шамиль. Это скорее похож на самого лермонтова, переодетого. Имам Шамиль вообще не так выглядит. Что за нападки на имама. Как всегда сайт в погоне за рейтингами пишет и публикует что попало. И имам не приносил присяги царю.

    • MD26.01.2013 16:42

      Да, это Лермонтов!!

  4. Халид 22.01.2013 9:30

    И вообще это лицо не дагестанского происхождения.

    • OPAHG22.01.2013 11:16

      ..Вы видели,она сделала это,она закрыла папку быстро.Хотя я её на
      конуне просил не делать этого.Но самое страшное как она сделала
      это.Она спустила спусковой крючок и растреляла меня в упор..Я
      специально навёл на неё камеру,и взял её крупным планом,что бы
      она могла не делать этого..Но она не оценила,он убила меня.Но я
      не намерен сдавться,папка,-это война..Я докажу ей,что я сильней..

  5. Avar22.01.2013 20:30

    Это что за портрет, с ума что ли сошли, или это какая то провакация, какой же это Имам Шамиль, вы что там творите, что позволяет себе автор этой статьи, любой человек с Кавказа знает что это не Имам Шамиль. В статье также много лжи. Требуем убрать эту лживую фотографию якобы Имама,и эту статью!!!

  6. Muhammad Amin26.01.2013 4:06

    Пора бы убрать эту картину,ведь ясно что ложь или хозяевам этого форума без разницы?

  7. abd26.01.2013 13:04

    Может кто-нибудь мне объяснит,- почему Шамиль ушел с пути газавата и сдался в плен своему врагу? Мне кажется он предал идеям газавата.

    • Халид 29.01.2013 17:45

      Никуда он не уходил и никого не предавал.

      • abd29.01.2013 20:59

        Халид, у Шамиля была возможность выйти из окружения и продолжить борьбу, как это сделал Байсангур. На тот момент они были вместе, Байсангур прорвал окружение и ушел а Шамиль сдался. Таков итог того боя. Байсангур через два года был пленен и казнен в Кизляре, а Шамиль получил от своего врага все возможные земные блага и жил без всяких проблем. По моему Шамиль должен был поступить как поступил Байсангур Беноевский, выйти из окружения и продолжить борьбу а не сдаваться на милость врагу. Насколько я знаю на пути газавата не может быть добровольной сдачи в плен. Это и наводит на мысль, что Шамиль предал идею газавата в обмен на дальнейшую беспроблемную жизнь. А теперь Халид сможешь ли как нибудь обосновать тобой сказаное. Я хочу понять поступок Шамиля.

        • Халид 30.01.2013 9:43

          Как ты смеешь так думать о великом имаме. ПО себе не суди людей

        • Халид 30.01.2013 9:45

          Будь он таким предателем, Аллах не дал бы ему такую честь быть похороненным на кладбище Баки. Во вторых прочти историю имама Шамиля из достоверных источников из книги альКарахи, личного писаря имама Шамиля. Хотя бы вот эту ссылку прочти об имаме Шамиле. Оставь свои глупые рассуждения при себе и не оскорбляй великого и любимого нашего имама. http://www.arhiv.ndelo.ru/ one_stat.php?id=6697

          • abd30.01.2013 17:06

            Хвала АЛЛАХУ, велик только ОН один а остальное все Его создания и не могут считаться и называться великими. Аллхамдулиллах, хвала Дарующему, который даровал мне способность думать,мыслить, чтобы я на основе своих размышлений выбрал полезное для себя, родных, и уммату, каковым является Ислам, оставив все,что противоречит ему. Аллах говорит нам,- «Входите в совещание друг с другом».Я здесь намеревался получить знания от братьев и сестер ,касающихся этого исторического момента.Я хотел, чтобы мои сомнения были опровегнуты разумными доводами и фактами т.е.что бы получилась дискуссия на основе разума и знаний. Я не считаю изъяснения в сослагательном наклонении убедительными доводами. К сожалению Халид я не смог по твоей ссылке попасть на указанный сайт. Халид приведи мне доводы опровергающие добровольное сдача в плен Шамиля.

          • Халид 31.01.2013 9:27

            Тогда не нужно сразу обвинять его в предательстве,а надо спрашивать. Когда говорится слово великий, то имеется ввиду великий как подобает человеку а не как Всевышнему. Все мы знаем что лишь Аллах Велик. А человек велик так как ему это подобает. Ссылка рабочая. Просто целиком ее вставлять не позволяет сайт, поэтому там есть лишние пробелы убери их и ссылка будет работать.
            Способность размышлять не означает что везде надо своим мышлением выбирать где правда а где ложь. Иногда приходится читать и узнать истину.

          • Asad ul-harb31.01.2013 12:13

            ассаляму аляйкум, брат, мы по идее и каплю того, что сделал имам шамиль не сделали, чтоб его судить. изучая его историю, столько раз видели как он жертвовал собой и не боялся смерти, и не правильно будет говорить, что он побоялся смерти в старости. наоборот кто не хочет умереть на пути Аллаха, тем более в таком возрасте. Просто его многие передали. Когда он сдавался, он поставил условие русским, что на кавказе должен быть шариат. ое поверил этим лжецам, надеясь сохранить хоть что нибудь из того, за что он проливал кровь. Это было его решение. я тоже с тобой согласен, что не правильное. Но решение было обдуманное. как в шахматах – рискнуть с возможностью потерять все, либо уступить сохранив остальное.

      • karina31.01.2013 12:45

        даже слова подбирать не хочу. Самый настоящий П Р Е Д А Т Е Л Ь. И всем это давно известно

      • karina31.01.2013 12:45

        даже слова подбирать не хочу. Самый настоящий П Р Е Д А Т Е Л Ь. И всем это давно известно

        • Халид 31.01.2013 13:04

          ИншаАллагь ответишь за слова

        • Халид 31.01.2013 13:05

          и лучше бы молчала вообще по настоящему

  8. Al diveri28.01.2013 21:54

    Nastoyashi kniaz. Navernoe portret bil napisan kogda on yge slugil russkomy tsaru

  9. Халид 29.01.2013 17:46

    Свет на портрет пролил сайт газеты Новое дело. Эти художники не могли видеть имама и нарисовали по своим соображениям. http://ndelo.ru/ istorija-otechestva/ 581-imam-shamil.html

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: