Информационное
агентство России
0°C
12 декабря, 03:52
ФаджрВосходЗухрАсрМагрибИша
6:448:4912:2413:4315:5717:55

Община или гетто?

[b]Заявление Нафигуллы Аширова о возможности создания мусульманских анклавов в принципе правомерно[/b]

art_dev
Община или гетто?
Фонтан "Дружба народов" как напоминание об эпохе интернационализма

Снова героем дня стал глава Духовного управления мусульман Азиатской части России Нафигулла Аширов. Многим представляется, что активные выступления этого деятеля в СМИ – самоцель и определенный вид саморекламы. Между тем, за всем этим видится стремление, пусть и несколько прямолинейно, высказаться о наболевших проблемах, о которых другие мусульманские деятели либо молчат, либо высказываются уж очень кругло-дипломатично. А проблемы действительно наболевшие. И даже, можно сказать, серьезные, что и показал случай с избитой только за то, что она носит хиджаб, студенткой московского исламского университета Юлдуз Хакназаровой. Аширов посетил ее в больнице, а, затем высказался за создание в Москве отдельных домов или даже кварталов для мусульман. Это, по мнению муфтия, может быть пусть и крайней мерой, которая, однако, сможет при этом обеспечить защиту мусульман, в том числе и физическую. Идею Аширова уже раскритиковал председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, а именующий себя исламоведом небезызвестный Роман Силантьев продолжает дуть в любимую дудку на сайтах информагентств, чревовещая: "Если Гайнутдин не избавится от Аширова, тогда Аширов избавится от Гайнутдина", тем самым демонстрируя полное непонимание или незнание системы отношений в исламском сообществе России.

Аширов впоследствии, как он часто это делает, разъяснил свои слова, заявив, что он не предлагал в категорической форме создание "мусульманских гетто", а всего лишь таким образом несколько эмоционально указал на остроту ситуации, требующую немедленных решений.

Вообще-то представляется, что Нафигулла-хазрат в этих своих рассуждениях во многом прав, причем прав в вещах принципиальных.

Итак, субъективная сторона вопроса. Два "российских богатыря", продемонстрировавшие подобным нападением на беззащитную девушку только за то, что та была одета в традиционном для мусульман стиле (даже с учетом поправки на "поддатость" нападавших), серьезный перегрев исламофобских настроений в данное время в данном месте, то есть в российской столице – Москве. Эти настроения, причем на эмоциональном уровне распространившиеся, главным образом, среди подростков и молодежи, и не только среди них, явно соединились с национальной неприязнью к выходцам с востока, а проявления этих эмоций – процесс, по определению, слабо поддающийся контролю. И это само по себе остро и актуально ставит вопрос о самоорганизации мусульман в целях самозащиты.

А теперь об объективной стороне вопроса. Современное российское общество в своем отношении к религии – общество, скорее, западного типа, в котором предполагается, что религиозные убеждения и практики личности не выходят за пределы его частной и интимной (не в плотском понимании этого слова) жизни. В такой среде вполне могут существовать любые религии – христианство, иудаизм, буддизм и прочие. Но только не ислам. Последний представляет собой исповедание, практика которого реализуется не только в частной, но также и в общественной сфере. Полнота религиозной жизни подразумевает также и устройство социума на совершенно определенных законах и принципах. То есть общинность – неотъемлемая часть мусульманского бытия. Тем более, очень проблематичен вопрос, как этот самый мусульманский социум может существовать в окружении, многие принципы которого ему чужды, а зачастую и враждебны.

Могут задать вопрос: представители мусульманских народов проживают в Москве не первое десятилетие и даже столетие, но почему ранее таких острых проблем не возникало? Действительно, в семидесятилетнем плавильном котле из коммунистического интернационализма и государственного атеизма сплавилось, причем очень причудливо, многое. Ныне многим российским татарам (а также представителям других мусульманских народов) безразлично все, что касается религиозных вопросов. Но одновременно имеется и другая тенденция. Помимо крушения официального атеизма, следует упомянуть массовую современную миграцию в Россию и Москву. А главным источником этой миграции являются российские кавказские республики, а также "мусульманские" страны бывшего СССР ( кстати, избитая девушка – уроженка Узбекистана), где ислам, несмотря на все препоны, продолжал оставаться живой составляющей национального бытия. И у этих людей, выросших в специфической традиции, существует элементарная потребность в адаптации (да и просто в выживании) в абсолютно новой для них среде. Вот почему "национальные" кварталы, причем не только мусульманские, известны в истории многих городов. Вот почему воспетый многими нью-йоркский район Брайтон-Бич "давно уже Одесса, он как Дерибасовская стал". А многочисленные по всему миру китайские кварталы? Вот и сегодня строительство китайского квартала планируется в Петербурге.

Проблема в другом – как при всей объективности предпосылок для создания подобных "анклавов" не допустить их превращения в гетто, отгороженное от окружающего мира глухой стеной, прежде всего культурных коммуникаций? Строительство мусульманских домов и кварталов в нынешних московских реалиях – вещь, с трудом представимая. А вот самоорганизация мусульман, живущих в территориальной близости друг от друга, необходима. Речь идет о создании собственных культурно-образовательных, социальных и иных структур, а при необходимости и формирований по охране порядка. Именно такие структуры, а не обязательно отдельные "мусульманские" дома или подъезды (хотя в отдельных районах Москвы таковые уже имеются) должны стать основой для мусульманской общинной жизни, причем они должны создаваться более по вероисповедно–культурному, нежели этническому признаку. Кстати, сегодня активность мусульман сосредоточена в двух направлениях – собственно богослужебном и образовательном, в то время как у христиан и иудеев деятельность куда более разнообразна.

В таком городе, как Москва, невозможно вариться только в собственном соку, нужно выходить в мир. Но без соответствующего одеяния даже просто последовательной в своей вере мусульманке нельзя выйти – это кораническое установление. Поэтому воленс-ноленс решение вопроса безопасности мусульманок – в компетенции и возможностях исключительно правоохранительных органов, чье ведомство, кстати, возглавляет мусульманин Рашид Нургалиев. Но в данном случае милиция активно утверждает, что Юлдуз Хакназарова "сама себя на рельсы упала", потеряв сознание. Как она при этом поднялась сама обратно на перрон и даже вышла из метро – загадка. Ей также настойчиво рекомендуют не настаивать на версии избиения.

Увы! Но российские реалии таковы, что пока наша милиция так нас бережет, все благие проектные пожелания по совершенствованию мусульманской жизни таковыми и останутся.

Валерий Емельянов,
"Портал-Credo.Ru"

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: