Разборки и ислам

В массовой драке погибла трехлетняя девочка. Фото: PHOTOXPRESS

В массовой драке погибла трехлетняя девочка. Фото: PHOTOXPRESS

Теги:







12
19 Августа 2011г. (19 Рамадан)
Убийство и внутримусульманское противостояние



Произошедшая 9 августа трагедия в Унцукульском районе Дагестана продолжает оставаться одной из горячих тем для региона. Напомним, что развивающиеся с молниеносной скоростью события после массовой драки жителей сел Гимры и Унцукуль привели к немотивированной смерти трехлетней девочки и ее отца.



Скрупулезная хроника развернувшегося подробно отслеживается некоторыми электронными СМИ. Однако не менее актуальные моменты проявляются при ознакомлении с дискуссиями на форумах и комментариями к статьям по данной (и схожей) тематике на некоторых сайтах. Так, довольно приличный процент комментаторов и форумчан пытаются придать трагедии оттенок внутриисламского противостояния.



С одной стороны, проведение кровавой акции возлагается на суфистов (почему не суфиев?). Вот только несколько цитат: "мудрецы из полицейских и суфийских банд"; "вооруженные суфийские бандиты, устроившие кровавую бойню"; "неужели суфии до того обозлены, что таких маленьких детей с женщинами не жалеют?"; здесь же – призывы "отомстить суфиям – унцукульцам". При этом приводятся примеры (исторические прецеденты) негативного к ним отношения, в частности, отрывки из "Хроники" ученого-арабиста Иманмухаммада Гигатлинского (наиба имама Шамиля), дошедшей в сокращенном варианте, благодаря Рото Мухаммаду Гигатлинскому – сейиду кумухского корня, родственнику накшбандийского шейха Джамалудина Казикумухского. Цитируется, например, отрывок "Хроники", описывающий, как ставший "лагерем на унцукульской территории" Шамиль отправил ученых к унцукульцам с просьбой "прийти к имаму и вступить в подчинение ему". Вследствие отказа последних Шамиль направил "воинов на Унцукуль и имеющуюся там крепость" для вступления в бой, "ибо они более достойны, чтобы их кровь проливали мусульмане, чем неверные тушинцы". Вслед за чем местность оказалась засыпанной "дождем пуль и ядер"(1).



Парадокс в том, что сегодня унцукульцы представляются однозначными суфиями, а, согласно известному дагестанскому ученому, завотделом восточных рукописей ИИАЭ ДНЦ РАН Шамилю Шихалиеву, "было бы неверным ставить под сомнение" то, что уроженцы Гимры(!) Гази Мухаммад (основатель и распространитель учения мюридизма на Восточном Кавказе) и Шамиль "были накшбандийскими шейхами, также как и вовсе отрицать роль суфизма в Кавказской войне"(2).



С другой стороны, нынешних гимринцев часто представляют "ваххабитами". Здесь также можно оперировать цитатами, например: "Вахабитам одна радость от смертей. Чем больше проблем в нашей стране, тем это на руку этой нечисти". Однако, как мы видели, с исторической точки зрения с Гимринским "ваххабитским почерком" не все так однозначно явно. Но и это ладно. Важнейшая тонкость состоит в высвечивании за фасадом конфессиональной принадлежности противоборствующих сил политико-экономического фактора.



Клише на фоне финансовых потоков



В свое время, "роковым теологическим вопросом для гимринских ваххабитов" известный журналист и писатель Юлия Латынина определила раздел "отката при строительстве гимринского тоннеля", подразумевая, по всей видимости, тоннель Гимры-Чирката, соединяющий приморский Дагестан с горными районами республики. Тогда "Ибрагим Гаджидадаев застрелил Газимагомеда Гимринского" (Магомедова – прим. авт.). Также Ю.Латынина отмечала поступление денежных сумм "в ваххабитский общак" в период строительства в Унцукульском районе Ирганайской ГЭС (от подрядчиков и в качестве "компенсации за затопленные земли")(3).



В данном контексте весьма симптоматично распространение год назад информации о возможных связях ставшего к тому времени новым "амиром Дагестана" И.Гаджидадаева с кандидатом на пост президента республики Сайгидгусейном Магомедовым (родственник убитого Г.Гимринского). Интереснейший нюанс тут в том, что последний являлся начальником Управления федерального казначейства по Дагестану, выделявшего бюджетные деньги, в т.ч. и на строительство тоннеля.



Ирганайская ГЭС же на сегодня функционирует. Но то взрывные устройства там обнаруживаются, то местное население блокирует подходы к комплексу, требуя открыть автодвижение через тоннель Гимры-Чирката...



Даже эти мини-факты отчетливо свидетельствуют, что далеко не фактор межмусульманских противоречий составляет основу противостояния в регионе, а исключительно политический фон, приправленный экономической доминантой. Обращают на это внимание те же комментаторы и форумчане. Так, говорится о творимом беспределе "по указанию очень известных лиц в Дагестане". В данном векторе перманентные массовые драки и непрекращающаяся отстрелы определяются следствием сложившейся системы. Причины проявлений этого рода, пишет известный дагестанский адвокат Расул Кадиев, "лежат в разных плоскостях: политика, земля, личные отношения", но один из базисов происходящего – в огромных нарушениях в государственной системе, утратившей "доверие и право вершить справедливый суд"(4).



К слову, данный почерк характерен и для других районов (подразумевается обострение обстановки вследствие высвечивания конкурентной подоплеки в политико-экономической сфере). Например, в конце июля 2011 г. сотни жителей Ахтынского района перекрыли автодорогу Магарамкент – Рутул, требуя задержать убившего в ходе массовой драки одного и ранившего пятерых человек. Параллельно же озвучивался призыв к отставке главы района Сафидина Мурсалова. Т.е. в реалии фигурировало (пусть внешне опосредованно) противостояние между про- и контрмурсаловской группировками, обострившееся после осенних выборов 2010 г., за месяц до которых в отношении последнего было возбуждено уголовное дело по статье "Получение взятки в крупном размере" (основанием послужило заявление главы одного из местных предприятий о получении организацией заказа на исполнение определенного вида работ за 20% отката).



Так что на поверхности все те же финансы, кредиты, откаты...



Исламский фон удобоварим?



Но тогда по какой причине все эти столкновения за денежные потоки камуфлируются исламскими тонами? Вот спрашивается, разве этническое или конфессиональное происхождение участников последней кровавой драмы играло главенствующую роль в происшедшем? Скорее, их корни просто-напросто оказываются горячим материалом для решения определенной задачи. Следовательно, искусственное высвечивание исламской составляющей в акции является просчитанным ходом заинтересованных сил.



Согласимся, действительно, практически любое проявление противоборства можно списать на столкновение вследствие "разного" восприятия Ислама. Если же на эту картину аккуратно ложится кланово-местнический (этнический) фактор, столкновение вполне отчетливо принимает черты "внутреннего" происхождения. Внешний же ракурс (назовем так политико-экономические нюансы) остается за кадром. Тем самым, не будучи представленной в бойне даже в минимальной степени, исламская канва проявляется основной "силой раздора", а реальная причина остается невидимой.



Неслучайно, в некоторых комментариях к статьям озвучиваются довольно интересные вопросы, в частности, высказывается сомнение на унцукульское происхождение убийц. В целом, здесь нет ничего нонсенсного, т.к. коренные жители с детства знают, к чему может привести смерть чьего-то родственника от пули соседа, например.



Вместе с тем, демонстрация исламского фона главной причиной кровавых разборок позволяет находящимся вне зоны видимости силам приступить к реализации собственных задач в новых формах, вплоть до привлечения силовых структур к ликвидации или интернированию конкурентов под предлогом разрушения "исламского бандподполья". В данном случае особого прикрытия и не нужно, благо все уже смирились с "исламистским" происхождением любого взрыва, теракта или убийство. К слову, для Унцукульского района начало нынешнего года ознаменовалось проведением здесь дагестанским ОМОНом, усиленным морской пехотой и спецназом ГРУ, операций по поимке, как говорилось, боевиков. Что и кто подразумевались под данным понятием, естественно, не раскрывалось.



Именно по этим (и производным от них) причинам, как некоторое время назад отмечал автор, очень сложно идет "религиозное" примирение в Дагестане. Мало этого, отсутствие в российской прессе образа республики в качестве ареала, стремящегося ко внутрикофессиональному миру, свидетельствует о выгодности ситуации данного рода не только в регионе(5).



Ну а что касается среднестатистического мусульманина, к сожалению, все мы нередко становимся проводниками вышеотмеченной линии. Причем не молчаливыми, а самыми что ни на есть громкоговорящими со своим повсеместным (прилюдным) охаиванием (в реале и виртуале) той или иной мусульманской ветви. Мало того, что таким подходом мы ничем не отличаемся от представляющих любой теракт во всемирном масштабе доказательством "кровожадности" Ислама, так еще более разделяем умму.



Давайте будем откровенны: в случаях представления внешним миром терактов проявлением "исламского фундаментализма" мы в один голос пытаемся докричаться, что преступник не имеет национальности или религиозной принадлежности, однако оказываемся неслышимы. Но как к нам могут прислушаться, если аналогичные акции "на своем поле" мы пытаемся "навесить" то на одну, то на другую ветви мусульманства?



Еще в прошлом году тот же Р.Кадиев предлагал подойти к "гражданскому" межветвенному диалогу, используя опыт дагестанских колоний, где "заключенные договаривались не спорить на религиозные темы", приступив в последующем "к объединенному совершению пятничного намаза". Т.е. первым пунктом виделось наложение "табу на религиозные споры о "чистом" исламе"(6). Предлагаются и другие варианты "урегулирования" внутримусульманской "разницы". Вопрос, однако, значительно шире. Унцукульская трагедия подвела к такой ситуации, когда каждый из нас со всей ответственностью должен подойти к осознанию гибельности пути на внутреннее размежевание. Чем быстрее мы захотим (именно так!) все проблемные нюансы разрешать мирным путем, тем больше у нас шансов окончательно не стать зомби-образными управляемыми фигурами в чьих-то нечистоплотных руках.





1. "Хроника" Иманмухаммада Гигатлинского

http://sites.google.com/site/naibyshamil/23

2. Шамиль Шихалиев. Суфии и власть на Северо-Восточном Кавказе

http://www.islamrf.ru/news/culture/history/4970/

3. Юлия Латынина. Россия теряет Кавказ

http://www.ej.ru/?a=note&id=9156

4. Из комментариев к статье "В Унцукульском районе Дагестана проходят похороны погибших"

http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/190512/

5. См. подробнее: Теймур Атаев. Создание атмосферы внутриконфессионального согласия и доверия – первый шаг к миру в обществе; Трудный путь Дагестана к внутриполитической стабильности

http://www.islamsng.com/rus/pastfuture/1804

http://islamsng.com/rus/opinion/2272

6. Цит. по: Руслан Таркиев. Ваххабизм и официальный ислам

http://www.bbc.co.uk/blogs/russian/northcaucasus/2010/04/

Автор: Теймур Атаев

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

alihan 24 Августа 2011г.
Ответить

Очень слабый ислам здесь.....преимущественно "этнический". Люди не знают элементарных шариатских ценностей. Основная масса отношений строится на недоверии, подозрениях, призрительности....А это, как известно, ничего не имеет общего с религией Аллаха азза уа джалля!

Cezarium 23 Августа 2011г.
Ответить

ничей это не план посеять между нам рознь...мы сами его сеем с такими политиками и ценностями, когда урвать и ухватить что нельзя, считается признаком особой сообразительности и ума...у нас гнилой менталитет...и пока он будет, все мусульмане будут несчастливы...конечно, кроме чиновников дагестанских и чеченских, которые жируют несмотря ни на какие кризисы...и покупают звезд в местные футбольные клубы, когда население борется с тем, чтобы как-то свести концы с концами...

Таухид 22 Августа 2011г.
Ответить

Возможно даже посеять рознь между народом дагестана еще чей нибудь гнилой план....

нил 20 Августа 2011г.
Ответить

Согласен брат с тем что ты говоришь ,но вот зная что мы управляемы кяфиром почему не избавляемся от этих оков ,пророк (с.а.с.) так ли делал сидел и ждал нет он работал на пути Аллаха что бы его религия была превыше всего.

alisher-U 20 Августа 2011г.
Ответить

Автор прав в том, что мы сегодня действительно не разбираемся в том, что происходит в нашей умме. Каждую новость мусульмане принимают как есть, не разбираясь над тем, "а что же за этим стоит?", поэтому мы стали куклами в руках кукловода. Печально..

alihan 24 Августа 2011г.
Ответить

Очень слабый ислам здесь.....преимущественно "этнический". Люди не знают элементарных шариатских ценностей. Основная масса отношений строится на недоверии, подозрениях, призрительности....А это, как известно, ничего не имеет общего с религией Аллаха азза уа джалля!

Таухид 22 Августа 2011г.
Ответить

Возможно даже посеять рознь между народом дагестана еще чей нибудь гнилой план....

нил 20 Августа 2011г.
Ответить

Согласен брат с тем что ты говоришь ,но вот зная что мы управляемы кяфиром почему не избавляемся от этих оков ,пророк (с.а.с.) так ли делал сидел и ждал нет он работал на пути Аллаха что бы его религия была превыше всего.

Яндекс.Метрика