Споры о суррогатном материнстве и ислам

Суррогатное материнство - явление довольно новое и неоднозначное, только религия дает четкий ответ "нет"

Суррогатное материнство - явление довольно новое и неоднозначное, только религия дает четкий ответ "нет"

Теги:




2
15 Августа 2011г. (15 Рамадан)
"Не та мать, что родила, а та, что воспитала" – гласит одна народная мудрость. "Но ведь с родословной не поспоришь? – говорит другая. Кажется, человечество решило взять "первую" на вооружение. Люди придумали новую форму – суррогатное материнство. Странное словосочетание. Иногда суррогатное материнство является почти единственным выходом для семей, которые по медицинским показателям не могут иметь детей. Но другой вопрос, как к этому вопросу относится общество и религия.



Затронуть тему, которая мне раньше казалась «далекой», заставил диалог двух женщин в транспорте, который я услышала во время поездки в Дагестан:



- А ты знаешь, что наша соседка Заира вынашивает ребеночка для других людей?



- Да, слышала…



Дальше шло обсуждение, насколько совместимо с моралью и дагестанской ментальностью существование суррогатного материнства. Одна из женщин склонялась к тому, что это является аморальным способом зарабатывания денег, более того – «продажей ребенка». Другая настаивала на том, что упомянутая Заира делает «доброе дело» для несчастных людей: «А что, лучше, когда детей сдают в детдом?» Вмешавшийся в разговор третий человек вообще пристыдил женщин, назвав все вышеперечисленное грехом. Кто же прав? Давайте взглянем на эту тему с разных сторон.



«Ищу суррогатную мать…»



Многие пары, которым нужна суррогатная мать, обращаются к интернету. Задав в поисковике фразы типа «ищу суррогатную мать» или «требуется сурмама», можно получить целый список сайтов, на которых широко представлены предложения соответствующих услуг. Те, кто предлагает свои услуги, условно делятся на три группы.



Первая группа – самая многочисленная – это женщины, которые вполне осознанно хотят, оказав бездетной паре подобную услугу, решить свои финансовые проблемы. Они обычно подходят к делу вполне ответственно.



Вторая группа – в основном те, которые краем уха слышали, что за ребенка дают бешеные деньги. Поэтому они заламывают нереальные цены: от $30 тыс. и выше.



Третья группа – самая опасная – это мошенницы различных сортов. Например, девушка одновременно договаривается с несколькими парами, берет деньги на обследование, проживание и питание ( сумма может достигать $600-800) и благополучно скрывается.



Россия является одной из немногих стран, где суррогатное материнство разрешено законом. В Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан (ст. 35 «Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона») говорится: «Каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона».



Согласие на имплантацию дается в письменной форме. После родов сурмама должна в течение 72 часов отказаться от крохи. Потом генетическим родителям выдается свидетельство о рождении, где в графе «родители» вписаны их имена.



Обычно родители на всякий случай заключают с сурмамами договор. Но если в эти трое суток женщина, родившая ребенка, не захочет отдавать малютку, суд будет на ее стороне. После выписки свидетельства о рождении закон защищает права родителей.



После рождения ребенка и подписания необходимых документов суррогатная мать и генетические родители чаще всего расстаются навсегда.



Много лет мечтала о ребенке



Как оказалось, данная история не единична. Обычно люди, как желающие воспользоваться услугами мам напрокат, так и те, кто предлагает себя в этом качестве, не идут ни на какой контакт с прессой, однако корреспонденту IslamNews удалось познакомиться с молодой женщиной, которая долго ищет ту, кто подарит ей счастье материнства.



Наида (имя изменено) много лет мечтала о ребенке. У нее были проблемы в области гинекологии, но она не сдавалась. Лекарства, уколы, анализы. После очередного курса лечения – ожидание чуда, потом знакомая фраза гинеколога: «Вы не отчаивайтесь». Но все повторялось вновь и вновь. Потом Наиду прооперировали, и шансов родить малыша у нее не осталось...



По данным статистики, в нашей стране 20% супружеских пар бесплодны. Это примерно 6 миллионов семей! Кого-то, конечно, можно вылечить. Но есть такие медицинские проблемы, когда никакое лечение уже не поможет. В этом случае есть два варианта. Усыновить детдомовского ребенка. Или... все-таки родить своего, но с помощью суррогатной мамы.



Наида выбрала второй путь. В Дагестане поиски женщины, которая могла бы стать суррогатной матерью, «это не подходящий для нашего общества вариант. Этот вопрос касается и области морали, религии, – думал супруг Наиды. – Лучше взять ребенка у родственников и вырастить».



Найдет ли супружеская пара суррогатную мать или привернет к более традиционному способу обзавестись ребенком – вопрос до сих пор остается открытым.



Споры в обществе и религия



Медицинский аспект решен полностью – врачи давно проводят подобные операции. Однако чаще люди, решившиеся на подобный шаг, не прибегают к услугам медиков, пользуясь обычным методом зачатия ребенка.



Казалось бы, все легко и просто, но вот моральные и этические проблемы часто непреодолимы. Как не крути – все равно это грех. Так же как и клонирование, суррогатное материнство провоцирует споры в обществе, где большинство явно не на стороне подобного способа обзавестись ребенком.



Что же говорит о суррогатном материнстве ислам? Исламский подход к дозволенности всех искусственных методов завести ребенка выражается в одном принципе: все они являются дозволенными лишь в том случае, когда дело касается только мужа и жены. И при этом абсолютно не дозволено использовать третью сторону.



«В исламе половые отношения разрешены строго в рамках брака. Все, что выходит за рамки супружеских отношений, рассматривается как прелюбодеяние. Получается, что участие третьей стороны в этом процессе именно и есть нарушение одного из главных принципов чистоты брачных уз.



Исламская религия основывается на принципе важности сохранения генеалогии. Таким образом, присутствие третьей стороны в семейной формуле запутывает генеалогию. Происхождение ребенка должно быть точно установлено, сохранено и защищено», – отмечает имам одной из мечетей Махачкалы Расул Магомедов.



Многие современные религиозные деятели и ученые считают, что использование третей стороны в зачатии ребенка является грехом, даже при условии того, что оплодотворение происходило без прямого контакта двух людей. «И в том, и другом случае – отцом будущего ребенка является мужчина, не состоящий в браке с суррогатной матерью. А это грех, – объясняет Расул Магомедов. – Остается посоветовать людям, решившимся на столь непродуманный шаг, остановится и одуматься. Есть иные способы обзавестись ребенком, но если в вашем случае медицина бессильна – ислам разрешает опекунство».



Таким образом, ислам (IN: кстати, подобного мнения придерживается и православная церковь) считает суррогатное материнство противоестественным и морально недопустимым даже в тех случаях, когда оно осуществляется на некоммерческой основе. Еще один аспект, который затрагивает религия, выступая против этой методики оплодотворения – это то, что она предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. Также суррогатное материнство травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой добровольно попираются, так и будущего ребенка. Дитя, появившееся на свет таким образом, впоследствии может испытывать кризис самосознания.

Автор: Амина Магомедова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

alisher-U 16 Августа 2011г.
Ответить

Это все результаты проклятого капитализма. Цель жизни выгода. И ради этой цели все средства "хороши". Представляете этот вопрос, если будет идти такими темпами, в обществе будет нормой, и никого не будет шокировать. Допустим, семейка гомиков подходит к девушке и говорит "роди нам ребенка", и она с радостью согласится, ведь тем самым она сможет неплохо заработать и поправить свое благосостояние. Вседозволенность - это омерзительно, упадок человеческой сущности. И сегодня многие считают, что Ислам это фанатизм. Шариат-это возврат к средневековью. Посмотрите на людей сегодня,...
Читать дальше

Cezarium 15 Августа 2011г.
Ответить

если брать немедицинское, но обычное зачатие ребенка с целью вынашивания, то ребенок не будет принадлежать матери, которая хочет якобы иметь детей...для неё это все равно будет чужой ребенок, хоть и зачатый её мужем...а вот медицинское вмешательство, где искусственным путем оплодотворяют женщину чужими клетками и она носит ребенка кажется более приемлимым способом с позиции морали...

Яндекс.Метрика