Станет ли Россия лидером «всечеловечной цивилизации»?

news-V8fJifr1M2
В своей статье, опубликованной во «Времени новостей», профессор Юрий Магаршак пишет о патриархе Кирилле, экономическом кризисе и российском национальном возрождении. Можно не соглашаться с чрезвычайно высокой миссией, возлагаемой им на нового главу РПЦ, которого он видит ни меньше, ни больше как потенциального общероссийского лидера, но, несомненно, что некоторые наблюдения и замечания автора абсолютно верны, и здесь есть над чем поразмышлять каждому:

Лик патриарха /Кирилла/ излучает свет и доброжелательство. Это находится в резком контрасте с выражениями лиц руководителей государства, какими мы видим их по телевизору с рождения и по сей день. С советских времен патриотизм в России стал ассоциироваться с гневом. В отношении инородцев и иноверцев, представителей западных государств и Запада в целом. Десятилетия поиска врагов народа внутри страны и вне ее запали глубоко в души. Насупленные брови являются естественной частью мимики «патриотов» /включая и тех, кто занимает высшие государственные посты/, словно СССР в душах все еще не распался…



Если лидеры светской власти в РФ будут обращаться к народу с такой же доброжелательностью, как новый глава РПЦ, страна очень быстро станет иной. Если лейтмотивом отношения гражданина Третьего Рима к другим странам, в том числе опередившим Россию по обеспечению уровня жизни своего населения, к иноверцам, инородцам и вообще к тем, кто на тебя не похож, будет доброжелательным, если лицо патриота России будет не гневным, а добрым, это окажет колоссальное влияние и на жизнь внутри страны, и на отношение к ней во всем мире…



Российская империя оказалась практически не затронутой эпохами Возрождения и Просвещения…



Одним из краеугольных камней европейского возрождения являлось учение Фомы Аквинского, в части, касающейся образования, совпадающее с более ранним учением Аверроэса, способствовавшего расцвету мусульманской культуры несколькими веками ранее. Согласно этим учениям «наряду с догматической истиной – в случае христианства с истиной библейской и истиной церковного учения – законной считается истина согласно разуму, которую можно преподавать, даже если она противоречит церковному учению» /Жан де Гофф, «Рождение Европы»/ – точка зрения, воплощенная в практику с молчаливого благословения римских пап и мало-помалу вновь сделавшая Европу континентом, лидирующим в цивилизации.



Ничего подобного ни в царской России, ни в советской не происходило. Давать народу всесторонние знания, делающие его независимым от интересов правительства, власть имущие в России всегда боялись: невежество населения, управляемость и готовность изменить что угодно на что угодно казались им залогом устойчивости. Тогда как на самом деле именно эти свойства народа, пестуемые власть имущими, явились главной причиной наших бед.



Если Россия хочет стать одним из лидеров цивилизации ХХ1 века, такое положение может и должно быть изменено. Роль патриарха в гуманитарном образовании общества, не только религиозном, но также и светском, отнюдь не второстепенна. При этом интересы церкви должны находиться в гармонии с интересами цивилизации и экономики – процесс исключительно деликатный, требующий мудрости, дальновидности, всечеловечности и понимания гармонии мира.



…Сегодня, когда все человечество погружено в кризис, из которого непонятно куда выходить, а трудности, стоящие перед Россией, выходят далеко за рамки экономики и падения производства, у патриарха Кирилла есть шанс стать – в сотрудничестве со светским руководством страны – протагонистом российского взлета. Человеком, которому история определит место не менее значимое, чем Лютеру, приход которого ознаменовал начало Нового времени, и римским гуманистическим папам, без поддержки которых итальянское Возрождение, положившее конец Средневековью, никогда бы не наступило.



В свете этой высокой миссии, заглядывая немного вперед, уместно задаться вопросом, к кому обращается патриарх: к православным или ко всем жителям многонациональной и многоконфессиональной России. Мне не понаслышке известно, что телевизионные выступления /проповеди/ Кирилла слушают и мусульмане, и униаты, и баптисты, и иудеи, и буддисты, и протестанты. Это ни в коей мере не означает, что эти люди сменят религию. Это означает, что общечеловеческое начало, которое доминирует в выступлениях нового главы православной церкви, находит отклик в самых разных сердцах. Если новоизбранный патриарх будет обращаться к православным россиянам и только к ним, это его право и долг. Однако представим себе на минуту, что патриарх с телеэкранов /которые есть в каждом доме и посему демократичнее любых, даже самых демократических выборов/ обращается ко всем людям независимо от их вероисповедания или отсутствия такового. Прямое телеобщение с народом, невозможное никогда ранее, «вхождение» одновременно во все дома будут способствовать среди прочего не только приведению общественной морали в большее соответствие божественным установлениям /во всех мировых религиях в главных чертах совпадающим/, но и разрешению этнических конфликтов, межконфессиональных трений. Тем самым не только предохраняя страну от наступления второй стадии распада, начавшегося с распадом СССР. И способствовать новому взлету России.



Возьму на себя смелость высказать некоторые представляющиеся бесспорными соображения. Человеческое познание, включая и познание Бога, ограниченно и проективно. Представьте себе, что вы видите человека один раз в фас, другой – в профиль, третий – в три четверти… Вы видите человека по-разному, но человек этот один и тот же. Вот так и с познанием Создателя, и со службой Ему. Естественное право каждого верующего верить в то, что служение Господу в его конфессии самое правильное. В то же время он должен отчетливо осознавать, что человеческие возможности ограничены, включая и ритуалы, ни один из которых не является идеальным и абсолютным. Глава Библии о Вавилонской башне, в которой строители наказаны не столько за гордыню, сколько за желание установить единый для всего мира язык, прямо указывает на то, что Господь является Богом разнообразия. Из сказанного становится еще более очевидным, что если патриарх РПЦ возьмет на себя не только конфессиональную, но и общечеловеческую функцию, это может иметь громадное значение для России и цивилизации в целом.



Не менее важным, чем контакт с «рядовыми армии граждан», является установление духовной связи с наиболее образованным классом, с интеллигенцией и людьми дела, с учеными и инженерами, бизнесменами и менеджерами, студентами и профессорами, без активного участия которых взлет страны невозможен. И чтобы связь эта осуществлялась не только на религиозной, но и на общегуманитарной основе – как это имело место в Европе…



Страна, называющая себя третьим Римом и наследницей второго Рима /Византии/, тем самым позиционирует себя как наследница греческой цивилизации, родины науки и театра, философии и демократии. К сожалению, наследование Россией эллинизма, цитаделью которого более тысячи лет являлся Константинополь, фрагментарно и ограниченно. К сожалению, и при царях-батюшках, и при большевиках, и в постсоветские времена ощущение России не только религиозной, но и культурной наследницей второго Рима декларировалось исключительно на словах. Это положение можно и необходимо исправить, после чего влияние России в Европе и мире немедленно возрастет, ее притягательность неизмеримо усилится. Роль патриарха в этом процессе может быть ключевой.



Несмотря на то, что в России никогда не было свободы слова, в ней всегда существовала свобода мысли, большая, чем в Северной Америке и Европе. Как выразился пораженный этой нашей особенностью один английский профессор, «я люблю бывать в России, потому что здесь сразу же говорят о самом главном». А это не просто дорогого стоит – это колоссальная ниша в цивилизации: и в культуре, и в технологиях. Если высокая миссия патриарха – способствовать российскому возрождению через гармонизацию духовной и интеллектуальной жизни – удастся, если в нее будут вовлечены руководители государства, номенклатура и бизнесмены, интеллигенция и студенчество, созидатели в любой области человеческой деятельности, это позволит России не просто подняться с колен /на которые, сказать по правде, наш народ никто никогда не поставил/, а по-настоящему взлететь. И в своем духовно-экономическом взлете стать лидером не западной, не восточной, а всечеловечной цивилизации, которой в ХХ1 веке цельности, духовности и всечеловечности как раз не хватает. Для такого взлета России на заре третьего тысячелетия не нужны миллиарды долларов, а только доброжелательство, ясность, мудрость, вера и свет.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика