Информационное
агентство России
28°C
23 июня, 21:01
ФаджрВосходЗухрАсрМагрибИша
1:513:4412:3317:0421:1923:12

Страх перед Талибаном привел к превращению территории бывшего СССР в транзитную зону НАТО

То, что советскому человеку могло присниться разве что в страшном сне, стало реальностью наших дней

Rinat
Страх перед Талибаном привел к превращению территории бывшего СССР в транзитную зону НАТО

Демонстрируя осознание стратегической необходимости безотлагательной борьбы с набирающим силу «Талибаном», Северная сеть поставок (ССП) адаптируется к транзиту вооружения и оборудования, предназначенного для войск США и НАТО, ведущих боевые действия в Афганистане, пишет в среду CA-NEWS.

ССП сначала была открыта как канал для поставок невоенного груза, включая гуманитарную помощь и строительные материалы. Поскольку стратегическая ситуация для США и НАТО в Афганистане становится более сложной, масштаб деятельности ССП расширяется.

США заключили сделки по «военному транзиту» с Узбекистаном и Казахстаном, сказал 13 октября «EurasiaNet» представитель американского посольства в Астане Том Тэннер. Министерство обороны Кыргызстана и посольство США в Бишкеке ранее подтвердили, что Транзитный центр «Манас» содействует отправке военных грузов, следующих в Афганистан.

Разрешение на использование «Манаса» в этих целях было предоставлено в рамках условий нового соглашения, заключенного Вашингтоном и Бишкеком 23 июня, и отдельных переговоров по этому вопросу не было, сообщило посольство США.

«Наше соглашение с кыргызами по поводу транзита военных грузов подобно тому, которое мы имеем с Россией. В рамках соглашения о Транзитном центре в Кыргызстане осуществляются поставки по автомобильным и железным дорогам, отдельного соглашения по этому поводу не нужно», – сказала представитель американского посольства 10 октября.

Представитель Министерства обороны Кыргызстана добавил: «Пока что у нас есть договоренность по транзиту военных грузов с США. Соглашение включает не только поставку военных грузов, но и транзит гуманитарных и медицинских товаров».

Правительство Кыргызстана должно одобрить новые соглашения по использованию Транзитного центра «Манас» с членами НАТО Францией и Испанией – двумя странами, которые получили уведомления о «выселении» в феврале. Американские войска должны были освободить базу в середине августа; французские и испанские сотрудники должны были уехать 13 октября.

Представитель Министерства обороны Кыргызстана сказал «EurasiaNet», что предполагаемые соглашения с Францией и Испанией – «лишь планы». Проекты соглашения в данный момент находятся на рассмотрении Министерства иностранных дел. Но Кыргызстан почти наверняка позволит членам НАТО использовать инфраструктуру страны как для военных, так и не для военных поставок, сказал «EurasiaNet» европейский дипломатический источник. «Над этим идет работа», – сказал он.

Россия также позволила Франции, Испании и Германии осуществлять военные поставки через свою территорию по железной дороге и по воздуху. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и его французский коллега Николя Саркози 6 октября подписали соглашение об открытии казахстанских воздушных и земных коридоров для транзита французских войск и вооружения в Афганистан.

Американское военное оборудование может быть отправлено по территории России по воздуху или земле, и в октябре был осуществлен один пробный полет. «Этот полет – результат соглашения между США и Российской Федерацией о транзите военных грузов через российское воздушное пространство, заключенного во время саммита в Москве в июле», – говорится в заявлении Государственного департамента от 8 октября.

В феврале Таджикистан и Вашингтон подписали соглашение по транзиту невоенных грузов по автомобильным и железным дорогам. Но пока, похоже, нет намерений по поставке вооружения, амуниций или военного оборудования в Афганистан через Таджикистан. Местные наблюдатели предполагают, что шаткая ситуация в сфере безопасности в некоторых частях Таджикистана представляет собой большой риск для отправки военных грузов.

Разрешит ли Туркменистан перевозить военные грузы через свою территорию, остается неизвестным. Известно лишь то, что Ашгабат разрешает транзит больших объемов авиационного топлива, предоставляя возможность воздушным операциям в Афганистане «идти в ногу» с недавним усилением боевой активности.

Первоначальное соглашение между НАТО и Россией относительно транзита невоенных грузов по железной дороге указывает на то, что Серхетабат – пересечение железнодорожных путей в туркменской провинции Мари, также известное как Кушка – может стать южным приграничным переходом для США и НАТО, и что военные планировщики хотели бы диверсифицировать ССП в дальнейшем.

Согласно копии «Одностороннего письма по транзиту через российскую территорию», полученного «EurasiaNet», этот документ, который был подписан 19 марта 2008 года специальным уполномоченным по налаживанию конфликтов по Кавказу и Центральной Азии Робертом Симмонсом, гласит, что транзит поставок в Афганистан через Туркменистан «возможен», если туркменские железные дороги уведомят российские железные дороги о сроках и условиях.

Из восьми других прямых железнодорожных маршрутов в Афганистан, одобренных российскими железными дорогами, каждый из них проходит через Казахстан и заканчивается в Термезе, Узбекистане.

12 октября в Ташкенте помощник государственного секретаря США по делам стран Южной и Центральной Азии Роберт Блэйк встретился с президентом Узбекистана Исламом Каримовым для обсуждения «широкого спектра вопросов, представляющих взаимный интерес, в области политики, безопасности, экономики и по человеческому измерению», – говорится в заявлении американского посольства в Ташкенте.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: