Страсбургский суд принял на рассмотрение жалобу от жителя Дагестана. Сумма иска - 3 млн евро

news-GYDWYG61ps
16 июня 2008 года в адрес адвоката из Дагестана Адильгерея Омарова поступило уведомительное письмо из Страсбурга, что его жалоба о взыскании с российского бюджета 3 млн евро в пользу подзащитного Гасана Байсултанова принята на рассмотрение европейским судом по защите прав человека.

Адвокат рассказал корреспонденту "Кавказского узла" обстоятельства появления жалобы.



3 ноября 2006 года в городе Хасавюрте на улице Щорса 83 проходила очередная спецоперация, в результате которой хозяин дома Гасан Байсултанов с тяжелыми ранениями в области сердца оказался в местной больнице, а его жена, находившаяся на четвертом месяце беременности, скончалась на месте от полученных многочисленных огнестрельных ранений.



По версии представителей силовых структур, Байсултанов входил в группу боевиков "хасавюртовского направления", которой командовал его якобы хороший друг Асхаб Бидаев, объявленный во всероссийский розыск за посягательства на жизнь сотрудников милиции.



Они также заявили, что 3 ноября 2006 года в доме Гасана Байсултанова находился сам Бидаев со сторонниками. Дом был окружен, на предложение сдаться жена Гасана Байсултанова Саният Магомедова, по словам милиционеров, с криком "Аллагьу акбар!" стала вести прицельный огонь по стражам порядка, двое из которых получили легкие ранения. В качестве ответной меры милиционерам пришлось пустить в ход свое оружие.



В свою очередь, родственники, соседи и многочисленные свидетели спецоперации утверждали, что Гасан Байсултанов и Саният Магомедова не имели никакого отношения к боевикам, в тот день стражи порядка их просто расстреляли.



Отец пострадавшего Маматхан Байсултанов рассказал, как велось следствие: его сына, который находился в состоянии болевого шока, допрашивали без адвоката прямо в реанимационном отделении. Подобные же допросы практиковались и в последующем. В марте 2007 года Верховный суд Дагестана рассмотрел уголовное дело в отношении Гасана Байсултанова. Государственный обвинитель требовал признать его виновным по статьям 208 ("Участие в незаконном вооруженном формировании), 317 ("Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа") и 222, часть 1 ("Незаконное приобретение и хранение огнестрельного оружия"). В качестве главной доказательной базы фигурировали показания соседа и знакомого Гасана Байсултанова – Наримана Гусейнова, и автомат "АКМ", из которого якобы отстреливался Гасан Байсултанов.



Суд счел обоснованными только доказательства по части приобретения и хранения оружия, Гасана Байсултанова приговорили к полутора годам лишения свободы в колонии-поселении.



Еще тогда отец и адвокат обвиняемого считали, что суд не принял во внимание существенные доводы защиты, так как судебно-баллистическая экспертиза показала, что из предъявленного суду автомата выстрелы никогда не производились, а Гусейнов более 10 лет находится на диспансерном учете у психиатра с диагнозом: "расстройства личности со стойкой компенсацией личностных реакций".



Та же судебно-баллистическая экспертиза помогла выявить и личность милиционера, который расстрелял семью Байсултановых. Маматхан Байсултанов сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что, несмотря на неоднократные обращения в следственные органы, уголовное дело по данному факту до сих пор не возбуждено. Маматхан Байсултанов также сообщил, что его сына милиционеры не оставляют в покое и сегодня. В частности, Гасан Байсултанов был задержан неделю назад в Унцукульском районе, где он работает. В течение нескольких часов его допрашивали в РОВД поселка Шамилькала. Отпустили Гасана Байсултанова только тогда, когда за ним пришел отец.



По словам адвоката, хотя стражи порядка старательно скрывали факт произошедшего в июне 2006 года преступления, трагедия получила широкую огласку. Упоминалась она и на всероссийской научно-практической конференции на тему "Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму", которая прошла в Махачкале 6 июня 2007 года, где пресс-секретарь Верховного суда Дагестана Герман Костров отметил в своем выступлении, что "обвинительный приговор суда далеко не всегда фиксирует безоговорочный успех призванных противодействовать терроризму сил".



В качестве наглядной иллюстрации и был приведен случай расстрела семьи Байсултановых и последующие оперативно-следственные мероприятия. Местные эксперты небезосновательно считают, что выступление Кострова на конференции отразило давнее противостояние между правоохранительной и судебной системой Дагестана.



Дело в том, что руководство МВД республики неоднократно и публично заявляло, что все усилия по борьбе с терроризмом оказываются тщетными из-за того, что суды выносят оправдательные или мягкие приговоры задержанным, которых стражи порядка считают сопричастными к боевикам.



В свою очередь, представители судебных инстанций заявляли, что дагестанские и российские милиционеры злоупотребляют служебным положением, получая признательные показания незаконными методами.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика