Святые места: Территория раздора

Святые места не должны становиться причиной конфликта, они должны объединять людей разных вероисповеданий

Святые места не должны становиться причиной конфликта, они должны объединять людей разных вероисповеданий

Теги:




0
22 Сентября 2008г. (21 Рамадан)
Когда армия хочет сломить дух побежденного врага, вряд ли можно найти что-то более эффективное, чем осквернение его святынь. А когда демагог или военный диктатор хочет, чтобы мирный народ взял в руки оружие, лучший способ заставить его это сделать – сказать, что необходимо отстоять святые места.

И в наше время конфликты из-за святых мест – от Индии и Иерусалима до Балкан – похоже, почти так же распространены, как и в Средневековье. Во время Боснийской войны было разрушено или повреждено более 3000 культовых зданий, в том числе католические и православные храмы и множество мечетей. В Косове, по словам сербов, которых здесь меньшинство, этнические албанцы-националисты уничтожили большое количество православных храмов и монастырей, пишет газета The Economist.



Но святые места, в том числе даже те, которые считают своими представители нескольких конфессий, не всегда становятся причиной конфликтов. Есть немало примеров, когда общая святыня объединяла людей разных вероисповеданий, имеющих различные верования, связанные с этим святым местом, но которые, несмотря на это, ладят друг с другом.



В этом контексте в Норвегии этим летом был обнародован план создания "кодекса поведения" в святых местах, который могут принять правительства всех стран. Этот кодекс позволил бы защитить право одного или большего числа религиозных общин молиться в святом месте. Как и право верующих молиться там, должно уважаться и право туристов посещать эти места. Должно защищаться право отдельных граждан и групп демонстрировать свою веру возле своих святынь. "Мы хотим превратить эти места в места молитвы и примирения", – говорит бывший премьер-министр Норвегии Кьелл Магне Бондевик, который, кроме того, является лютеранским пастором и в настоящее время возглавляет некоммерческий Центр мира и прав человека в Осло.



Среди участников проекта – мусульмане, евреи и христиане со "Святой земли", наряду с верующими со всего Балканского полуострова. На то, чтобы проработать детали этого кодекса, может потребоваться год – но это всего лишь миг по сравнению со столетиями войн из-за святых мест.



РБК

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика