Тарик Рамадан: Европейские мусульмане могут многое почерпнуть у России

Тарик Рамадан во время визита в Москву

Тарик Рамадан во время визита в Москву

Теги:



0
30 Июня 2008г. (25 Джумада ас-сани)
Интервью корреспондента "IN" Шамиля Ильясова с известным исламским ученым и мыслителем, профессором Оксфордского университета Тариком Рамаданом.

- Как Вы оцениваете положение, в котором находятся сейчас мусульмане Европы? Каковы, на Ваш взгляд, их перспективы?



- Есть две стороны медали. Если сравнить то, что есть сейчас, с тем, что было 2-3 поколения назад, отталкиваясь только от цифр и фактов, то картина покажется довольно позитивной, так как мусульмане теперь проживают во многих странах, и они становятся гражданами этих стран. Они одновременно – и мусульмане и европейцы, точно так же как и вы являетесь одновременно и мусульманами и россиянами. Это с одной стороны.



С другой, сегодня бытует мнение, что мусульмане – не совсем европейцы. Думаю, такая картина еще будет наблюдаться пару поколений. Нелегко принять тот факт, что в Европе живут мусульмане. Нужно выйти за эти рамки, создать пространство взаимного доверия.



- Насколько европейские мусульмане могут быть мусульманами в полном смысле этого слова? Есть ли что-то, чем они могут пожертвовать, и что нужно непременно сохранить?



- По моему мнению, если говорить о соблюдении, то мусульманам в этом плане ничто не мешает. Что касается основ, то, действуя в рамках законов своей страны, они могут оставаться соблюдающими мусульманами.



Что касается второстепенных вопросов, то здесь они должны больше руководствоваться законами своей страны. Они должны больше узнать о государственной системе и найти свое место. Никто не просит их, и они не должны становиться в меньшей степени мусульманами, чтобы стать европейцами. Они должны идти своей дорогой, это и значит "быть мусульманином". В то же время, это и способ быть европейцем. Это путь вперед, и мусульмане теперь понимают это.



- Как Вы считаете, выдержит ли европейский ислам давление со стороны исламофобских кругов, что можно видеть на примере карикатурного скандала, запрета на хиджаб в школах? Не видите ли Вы в этом угрозу?



- Уверен, что проблема не в выживании. Если мы говорим об исламском присутствии в Европе, то проблемы, которые должны решать мусульмане в ближайшем будущем, связаны не с выживанием, а с исламским вкладом в Европу. Все упирается в распространение знаний об исламе, в активную позицию самих мусульман по выстраиванию отношений с другими конфессиями.



Вопрос о ношении платка интересен по одной причине – это видимый знак мусульманского присутствия. Поэтому некоторые правые группировки атакуют эту видимую сторону, будь то платок или минареты в Швейцарии. Но, я думаю, мы должны продолжать борьбу. Мы должны показать, что мы – часть общества. Несмотря на то, что некоторые хотят убрать видимые символы ислама, мы говорим: "мы здесь и мы – часть Европы".



Что касается халяльной инфраструктуры, то законодательство не препятствует мусульманам в получении халяльного питания и тому подобного. Мы не должны переоценивать такого рода проблемы, которые являются символическими. Они просто выявляют недоверие и страхи со стороны европейцев. Наша задача – показать, что мы не являемся угрозой для Европы.



- Что Вы думаете о мусульманах России? Как Вы оценивает их положение? Чего больше между мусульманами Европы и России – общего или различий?



- Думаю, больше общего. Проблема в том, что между нами не налажены связи, мы недостаточно общаемся. Западная Европа – это еще не вся Европа. Необходимо развивать связи с Россией и Восточной Европой. На нас лежит ответственность, как на европейских мусульманах, установить эти связи и показать, насколько мы европейцы. Эти связи только начинают складываться.



К сожалению, мы недостаточно знаем о мусульманах России. В области теологии и законодательства у российских мусульман есть определенные достижения. Нам нужно отстраниться от внутриполитической борьбы и обратить больше внимания на российскую мусульманскую мысль, потому что европейские мусульмане могут многое почерпнуть у России. Думаю, это очень важно.



- Что касается интеллектуальной жизни, не считаете ли Вы, что европейские мусульмане находятся сейчас в этом отношении на переднем крае? Учитывая их прогресс, не стоит ли им поделиться опытом с остальным миром?



- Не думаю, что европейские мусульмане находятся на передовых позициях, однако они привносят нечто новое. Впервые [в истории] мысль исходит не только с Ближнего Востока и из арабского мира, но и с Запада. Наш опыт, как мусульман на Западе, будет оказывать влияние на мусульман в странах, где они составляют большинство. Это уже реальность. Это имеет место сейчас, и это будет в будущем. Однако, есть достаточно много интеллектуалов и ученых среди мусульман в таких странах, как Египет, Индонезия, Малайзия, где мусульмане составляют большинство. То есть этот процесс взаимный.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика