Татарская Атлантида

Пензенский муфтий с мужским активом мечети села Засечное

Пензенский муфтий с мужским активом мечети села Засечное

Теги:





0
05 Марта 2012г. (11 Раби ас-сани)
Гибель мифических атлантов напоминает о том, что нельзя ставить на одну грань человеческую гордыню и волю Божью.



Глава ЕДУМ Пензенской области Абдуррауф Забиров провел джума-намаз в селе Засечное, известном как место расселения жителей восьми сел и деревень, попавших в конце 70- годов прошлого века в зону затопления при строительстве Сурского гидроузла.



Муфтий прибыл по приглашению местной общины, отслужил там пятничную молитву, пообщался с активом и старейшинами, вручил им подарочные комплекты исламской литературы.



История знает немало примеров, когда водная пучина поглощала большие города, малые деревни, даже огромные пространства заселенные древнейшими цивилизациями. Исчезали они по разным причинам: по воле Всевышнего, в силу стихийных форс-мажорных обстоятельств, чаще в результате преобразований природы руками человека.



Самое широкое распространение в исторической науке получил миф о гибели легендарного архипелага – Атланти́да, опустившегося на морское дно, вместе со своими жителями – атлантами, в результате землетрясения и наводнения.



Согласно диалогам «Тимей» и «Критий», написанных древнегреческим философом Платоном около 350 года до н. э: «Когда боги делили землю, богу морей Посейдону достался огромный остров к западу от Геркулесовых столбов (Гибралтарский пролив). Там он встретил и полюбил земную женщину. От них произошел народ атлантов.



Для его защиты Посейдон окружил остров валами и рвами. Со временем Атлантида стала богатой и сильной державой. Считалось, что она была островом, превышающим площади Малой Азии и Ливии, вместе взятые. Там были построены величественные дворцы и храмы, роскошные сады, каналы и порты. Однако атланты со временем стали слишком заносчивыми и жестокими. За это боги наслали на остров землетрясение, и он погрузился в океан.



Очень поучительна история независимого Нубийского царства, возникшего в I-ом тысячелетии до нашей эры в окрестностях горы Гебель-Баркал, в полутора километрах от Нила. Нубия, Куш и Мероэ, как загадочные царства, существовавшие в античные времена на территории Судана, постоянно были окружены пристальным вниманием ученых. В 1964 году, с началом основного строительства крупнейшего в мире Асуанского гидроэнергетического комплекса, окружавшая их тысячелетиями тайна была погребена под пучиной вод.



Ценнейшие памятники археологии мирового значения, находившиеся под эгидой ЮНЕСКО, оказались на грани исчезновения. Лишь некоторые из них удалось спасти: переместить в более безопасные места или передать странам, которые помогали в их спасении.



В советскую эпоху масштабы затоплений были поменьше, но при строительстве всех крупных и менее значительных гидросооружений, практически неизменно исчезали с лица земли населенные пункты издревле обжитые людьми.



Самая печальная страница советской истории – погибший старинный русский город – Молога, упомянутый впервые в летописях 1149 года, но, возможно, возникший и раньше. При строительстве Рыбинского водохранилища в середине 40 – х годов ХХ века вместе с ним ушли под воду около 700 сёл и деревень, 140 церквей и три монастыря.



О том, как исчезали с лица русской земли подобные деревушки и села, достаточно подробно и ярко описал в своем романе "Прощание с Матерой" советский писатель Валентин Распутин.



Та же судьба постигла восемь населенных пунктов: Алферьевка, Борок, Казеевка, Камайка, Ленинка, Смычка, Старая Яксарка. Усть – Уза, оказавшихся в зоне строительства Сурского водохранилища (объём водного зеркала 560 миллионов кубических метров) в Пензенской области.



В 1978 году, с началом строительства гидроузла, жителей деревень попавших в зону затопления: русских, мордву и татар, переселили в село Засечное. По рассказам аксакалов здесь обосновались около 200 татарских семей, в основном из старинного села Усть-Уза. Люди покидали земли предков со слезами на глазах.



Переехав в Засечное, правоверные сразу организовали религиозную общину. Собирались на пятничные намазы в квартирах прихожан, там же проводили меджлисы, отмечали мусульманские праздники. В 1981 году переселенцам выделили земли под погосты. У мусульман появилось отдельное кладбище. С 1993 по 1994 годы методом народной стройки была возведена мечеть. На пятничные намазы в ней собирается 25 – 30 человек, а на праздники она заполняется полностью, – рассказал IslamNews имам – мухтасиб Пензенского района Анвяр Яфаров.





Мусульманскую общину Засечного я знаю очень хорошо. Это село сегодня является единственным в пределах Пензы, где мусульмане могут хоронить усопших родственников по законам шариата. В 1993 – 1994 годах, когда там велось строительство мечети, я преподавал местным жителям основы Корана и проводил намазы. Очень большую поддержку мне оказали семьи Яфаровых и Юскаевых. Там у меня было 68 учеников, в том числе мой сегодняшний заместитель, имам-мухтасиб Пензенского района Анвяр – хазрат Яфаров и его сестра Ания – поделился своими Абдуррауф Забиров



Жил я тогда в селе Алеево – это 200 км. от Пензы. Каждую субботу вставал в 5 часов утра, чтобы успеть на первый автобус до Кузнецка. Там пересаживался на электричку до Пензы, добирался на автобусе до района «Гидрострой», а оттуда уже до Засечного. Утром с первой электричкой вновь возвращался в Алеево. Так доносилось до потомков пензенских мусульман, разделивших участь мифических атлантов, слово Аллаха и его посланника Мухаммада, мир ему, – напомнил духовный лидер пензенской уммы.





Справка



Засечное (Дмитриевское) – старинное русское село. Расположено в 4 километрах к юго-востоку от областного центра, на левом берегу реки Суры. Основано во второй половине XVII века, фактически одновременно со строительством крепости Пензы, как слобода засечных сторожей при озере Ёва.



В то же время в Присурье и Примокшанье, согласно историческим летописям, начиная со второй половины XVI столетия, усилился приток мордовского населения из районов, примыкающих к Темникову, Арзамасу, Алатырю.

Этим движением были охвачены и русские люди: станичники, бортники, сторожа, бежавшие от тяжелого гнета помещиков, крестьяне из центральных уездов России; сюда же выдвинулась некоторая часть татар, осевших ранее в районах, прилегающих к Темникову.



В 1697–1698 годах служилых людей Ёвинской слободы перевели в Азов и Сердобинскую слободу (сейчас город Сердобск Пензенской области), оставленные ими земли были отказаны стольнику Ивану Федоровичу Борятинскому.



Существует легенда, что имеющаяся в Засечном «Божья гора» получила свое название из-за трагического события, произошедшего в старину. По рассказам старожилов на этом месте стояла церковь, которая вместе со служителями и прихожанами ушла под землю. Местные жители уверяют, что по сей день можно услышать колокольный звон, если прислонить ухо к земле, на которой стояла церковь.



На сегодняшний день Засечное имеет большие градостроительные и демографические перспективы. В населенном пункте проживает 5,5 тыс. жителей, из них около 1300 татар, активно развивается частный сектор, много татар переезжает из других деревень. В перспективе, после сдачи новых строящихся жилых комплексов «Лукоморье» и «Лукоморье – 2», там появиться современный город- спутник с населением более 15 тысяч человек.



Автор: Искандер Бахмутов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика