Турецкие лицеи: право или политика?

Урок химии в татарско-турецком лицее-интернате №7 г.Казани. Фото: Росбалт

Урок химии в татарско-турецком лицее-интернате №7 г.Казани. Фото: Росбалт

Теги:



0
07 Июня 2008г. (02 Джумада ас-сани)
В ближайшее время определится дальнейшая судьба семи работающих в Татарстане татарско-турецких лицеев (три из них действуют в Казани, по одному – в Альметьевске, Бугульме, Набережных Челнах и Нижнекамске). В зависимости от этого станет понятно, является ли недавно показанный по российскому телевидению документальный фильм «План «Кавказ», прямо обвиняющий Анкару в оказании в середине девяностых помощи чеченским сепаратистам, «пропагандистской случайностью» или знаменует собой новый поворот в развитии российско-турецких отношений.

Работники-нелегалы, не знающие русского



Татарско-турецкие лицеи (ТТЛ) открылись пятнадцать лет назад на основе двустороннего соглашения между Татарстаном и Турцией. Лицеи-интернаты быстро стали одними из наиболее престижных учебных заведений республики. Школьники заканчивают одиннадцатый класс с отличным знанием русского, татарского, английского и турецкого. Учителя из Турции преподают на английском физику, химию, математику, биологию, на турецком – информатику. Обучение, что в наши дни большая редкость – бесплатное: чтобы попасть в лицей, деньги родителей не помогут, необходимо пройти жесткий конкурсный отбор. Еще одно отличие от «обычной» школы – большинство преподавателей здесь мужчины.



В июле прошлого года прозвенел первый тревожный «звоночек». Как разъяснил на прошедшем в конце мая заседании Государственного совета РТ прокурор республики Кафиль Амиров, министерство образования и науки РФ провело в лицеях проверку, выявив ряд нарушений действующего законодательства. Поскольку в дальнейшем они не были устранены, учебные заведения приехала проверять комиссия Генеральной прокуратуры РФ. У татарско-турецких лицеев возникли серьезные проблемы.



Марат Лотфуллин, вплоть до недавнего времени работавший заместителем начальника управления образования Казани, подробно рассказал «Росбалту» о сути предъявленных прокуратурой претензий. Во-первых, у лицеев отсутствуют разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы, в связи с чем они оштрафованы на 250 тысяч рублей за каждого иностранца. Однако это – новая, недавняя трактовка федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ». В течение нескольких лет получение квот на привлечение иностранной рабочей силы для преподавателей не требовалось. Несмотря на готовность руководства лицеев выполнить изменившиеся требования, с 31 мая «проштрафившимся» туркам аннулируют российские визы, и они должны будут покинуть Россию.



Во-вторых, турецких преподавателей обвиняют в том, что их дипломы о высшем образовании не прошли нострификацию (установление эквивалентности) в России. На самом деле у них имеются официальные письма управления международного образования и сотрудничества минобразования и науки РФ, подтверждающие соответствие их дипломов российским стандартам, но теперь их почему-то стало недостаточно.



В-третьих, прокуратура убеждена, что физику, химию, биологию и другие предметы нельзя преподавать на английском. В то же время федеральный закон «Об образовании» дает гражданам РФ «право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования». «Языковой вопрос» разрешается учредителем образовательного учреждения и (или) его уставом. В России действуют десятки школ с преподаванием на английском, французском, немецком и других языках народов мира. Что касается освоения лицеистами учебных программ, то показателем этого являются их многочисленные победы на предметных олимпиадах разного уровня и практически стопроцентная «поступаемость» в вузы.



Кроме того, прокурорские работники полагают, что преподаватели из Турции недостаточно владеют русским языком, а лицеи используют в образовательном процессе учебники на английском, не входящие в федеральный перечень. Родители и руководство лицеев отвергают эти претензии, утверждая, что и с языком у турецких учителей все в порядке, и предметы преподаются по стандартным российским учебникам.



Главное требование – уволить турок



Впрочем, все, что касается нового прочтения старых законов, лицеи готовы исправить, но им, похоже, не хотят давать такую возможность. «Мы не имеем права трактовать закон, а прокуратура – имеет, – констатирует Марат Лотфуллин. – И если она говорит, что теперь нужно делать так, мы, конечно, принимаем это к сведению. Но прокуратура не принимает наши уверения в том, что в будущем (ведь на это требуется время) мы готовы все изменить, и настаивает на увольнении турецких преподавателей». Только в Казани под санкции попадают 25 турков, всего же по Татарстану их около пятидесяти.



Директор открывшегося в Казани в 1994 году лицея-интерната №2 Радик Накипов считает претензии прокуратуры необоснованными. «Мы не видим состава правонарушения в наших действиях, – заметил он «Росбалту». – Вплоть до предъявления обвинения никто не ставил нас в известность об изменениях законодательства. На наше письмо в Управление Федеральной миграционной службы по РТ от 14 декабря 2007 года с просьбой разъяснить спорные статьи закона о «О правовом положении…» просто не ответили».



Городская прокуратура пообещала, что визы турецких преподавателей будут продлены до окончания учебного процесса – выпускных экзаменов, но затем им все равно придется покинуть Россию. «Нам предлагают уволить их и набрать татарстанских преподавателей, не знающих английского языка», – разъясняет прокурорский вариант решения проблемы лицеев Радик Накипов. Предложения, естественно, поступили в устной форме. В его лицее, где учатся 256 школьников, порядка 30% которых – русские («никаких национальных ограничений при поступлении и учебе нет»), санкции коснутся семерых учителей (всего их 32).



Религиозная пропаганда: фактов нет



Очевидно, что все проблемы татарско-турецких лицеев связаны именно с турецкими гражданами. Представляется, что основная причина «наката» на эти учебные заведения – вовсе не внезапно обнаруженные нарушения миграционных законов (где же прокуратура была раньше?), а идущая в ТТЛ, по убеждению прокуратуры, религиозная пропаганда. «Преподаватели – граждане Турецкой Республики – проводят вне школ религиозные беседы, заставляют учеников смотреть фильмы религиозного содержания, а потом их пересказывать», – заявил на заседании Госсовета РТ Кафиль Амиров.



«Констатирую, что в нашем лицее такого нет, – опроверг эти сведения Радик Накипов. – Я полностью контролирую все, что происходит. Никакой религиозной пропаганды у нас не велось и не ведется, просмотров религиозных фильмов не происходит ни во внеурочное время, ни тем более в рамках учебного процесса. Жалоб от родителей и детей по этому вопросу не было». Кстати, отметил директор лицея, в актах прокурорской проверки подобных обвинений не предъявлялось, «но я их слышал».



Бывшие ученики ТТЛ также отрицают предположения о навязывании в лицеях какой бы то ни было религиозности. «Что касается слухов о том, что, якобы, в татарско-турецких лицеях заставляют читать намаз, так это полный бред и чушь, – сказал «Росбалту» выпускник прошлого года альметьевского лицея, просивший не указывать его имени в печати. – За всю историю лицеев таких инцидентов не было. Воспитатели и преподаватели не имеют права оказывать хоть какое-то влияние на конфессиональной почве. Я сам прожил в интернате 3,5 года и ничего подобного не заметил».



По словам молодого человека, ему приходилось разговаривать с теми, кто уверен, что в лицеях ведется религиозная пропаганда. Их мнение, отмечает он, основывалось на том, что «турки, мол, мусульмане, а, следовательно, все возможно». «Во-первых, не все турки – мусульмане, – говорит он. – Во-вторых, они в другом государстве, где свои законы и обычаи, в-третьих, зачем им это делать? Да, согласен, что сейчас в мире очень много различных подпольных организаций и сект. Но я там жил и учился, и могу дать стопроцентную гарантию, что такого не было и нет».



В глазах российских правоохранительных органов деятельность ТТЛ давно и прочно связана с недавно запрещенной в России мусульманской сектой «Нурджулар» и ее идейным вдохновителем Фейтхуллой Гюленом, последние годы проживающим в США. Однако силовики ни разу не предъявили тому убедительных доказательств. «Я не знаю, контролирует ли «Нурджулар» лицеи и существует ли такая организация вообще, – прокомментировал эту тему альметьевский собеседник «Росбалта». – Я простой человек, точнее, все мы такие – просто «пешки» в политических играх стран. Печально, что сюда снова впутывают ислам, снова его загрязняют».



Председатель комитета Госсовета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев также знаком с этими слухами. «Может быть, в каком-то из лицеев нашли какие-то книги нурсистов, – предположил он. – Наверное, их и сейчас можно отыскать во многих библиотеках. Лишь бы они не пропагандировали, не обучали по ним – но таких фактов нет». Возможно, указал депутат Госсовета, «мы не все знаем: ФСБ должна знать больше нас. Но я с такими фактами не сталкивался».



Пантюркизм: «ни в коем случае»



Как отмечается на сайте набережночелнинского лицея, «татарско-турецкие лицеи оказывают содействие в информировании широкой турецкой общественности о жизни России и Республики Татарстан в средствах массовой информации», благодаря чему «с каждым годом увеличивается интерес к России и Татарстану со стороны деловых кругов Турции». «Татарско-турецкий лицей своей деятельностью стремится повысить качество образования молодых людей в будущем, – отмечается на сайте. – Очевидно, такие люди составят «золотой интеллектуальный запас» для Республики Татарстан и России». Возможно, из-за декларации подобных задач у российских силовых структур и возникает убеждение, что в лицеях готовится «пятая колонна Турции». Однако как это происходит, остается загадкой.



Радик Накипов категорически отверг предположения о пропаганде турецкими учителями в его лицее идей пантюркизма – «ни в коем случае». «Как можно через математику, физику или биологию вести протурецкую или еще какую-нибудь пропаганду?», – удивляется и Марат Лотфуллин. «О превосходстве Турции нам не преподавали, потому что это не эстетично, – рассказывает недавний выпускник альметьевского лицея. – Да и в нашем классе все были патриотами – мы любим Россию, мы всегда считали, считаем и будем считать ее передовой державой мира. По сравнению с Россией у Турции нет никаких разработок и исследований в научной сфере. Ее университеты не пользуются у нас популярностью, что бы там ни говорили, будто учеников лицеев привлекает поступление в вузы бывшей Османской империи».



Конечно, некоторые выпускники и в самом деле поступают туда, отмечает молодой человек (сам, кстати, закончивший первый курс автоматизации, управления и ИТ КГТУ), однако «Турция отстает от России, и объяснять нам, что они превосходят нас, было бы просто глупо: в тот же миг такие слова были бы осмеяны, ученики лежали бы от смеха под партами». Кроме того, подчеркнул он, «Турция является марионеткой США, а последние уже надоели всем, и это мягко сказано. Мы не уважаем (тоже мягко сказано) тех, кто продался, перешел на сторону, где «слаще».



Лицеисты, их родители, администрация ТТЛ, представители органов образования в один голос отрицают и религиозную, и «пантюркистскую» составляющие работы лицеев. Правоохранительные органы, в свою очередь, не приводят конкретных фактов. Конечно, при желании к таковым можно отнести, например, задумку одного бывшего лицеиста создать закрытую социальную сеть для выпускников татарско-турецких лицеев по образцу и подобию широкого известного сайта «Вконтакте». «Проектик задумывался для того, чтобы народ не мучался искать своих, и не стеснялся общаться», – раскрывает свои планы этот молодой человек, интересовавшийся вопросами техподдержки сети на одном из компьютерных форумов.



«Мы не понимаем, что за этим кроется»



Трудно избавиться от ощущения, что причина пристального прокурорского внимания к татарско-турецким лицеям лежит в плоскости политики, а не права. «Я не могу однозначно ответить на этот вопрос, но какая-то политическая окраска видна, – считает директор Накипов. – Мы не понимаем, что за всем этим кроется». Марат Лотфуллин также не исключает политические мотивы, иронизируя: «Если несколько учителей представляют угрозу национальной безопасности – что же это за страна такая!». «Один Бог знает, в чем причина происходящего, – говорит Разиль Валеев. – Конечно, есть и фактические нарушения, главным из которых является неполучение квот на привлечение иностранных работников. Однако дать оценку, является ли вопрос лицеев политическим, я смогу только тогда, когда буду знать, чем все это кончится. Президент, общественность, родители могут высказывать свое мнение, остальное – дело прокуратуры».



«Конечно же, причина политическая, в этом и сомневаться не стоит, – считает бывший лицеист из Альметьевска, призывая задуматься над мотивами турецких основателей ТТЛ. – Ну, зачем учителям ехать в другую страну и обучать там детей, если у самих на родине с образованием не очень хорошо? И таких лицеев в мире много. Естественно, здесь есть какая-то цель, это все кем-то контролируется». Турки заработали уважение делами, отметил он, поскольку выпускают образованных и высоконравственных абитуриентов. «Многие просто ослеплены благими делами турков и поэтому горой встали за лицеи, – резюмирует молодой человек. – Их можно понять. Я сам очень уважительно отношусь к своим бывшим преподавателям и воспитателям, но просто так в этом мире ничего не делается, особенно такие дела. И не зря из Москвы в Татарстан приезжали комиссии, в том числе и из ФСБ. Им-то намного больше известно об этих лицеях, чем нам. Просто так они в РТ ездить не будут».



Чем закончится эта история, покажет время. «Прокуратура России не ставит целью закрытие татаро-турецких лицеев, – указал на Госсовете Кафиль Амиров. – По такому принципу мы проверяли и другие вузы, и там нормально отнеслись к устранению недостатков». Понятно, впрочем, что, если турецкие преподаватели будут уволены, как того требует прокуратура, качество преподавания в ТТЛ неизбежно упадет и они, скорее всего, сдадут занятые позиции.



Сейчас лицеисты в восторге и от полученного образования, и от своих преподавателей. «Лучше некоторых учителей-турков в наших городах днем с огнем не сыскать, – говорит выпускник нижнекамского лицея. – Они достаточно сильные учителя и очень привязаны к ученикам. В ущерб своим семьям они тратили на нас свое время, а бывало, что и личные деньги путем организации постоянных пикников, чаепитий, тесно с нами общались и во всем помогали, как только обратимся. Это нас всех и сплотило. Сколько я знаю людей из числа выпускников данных лицеев – никто, ни один человек не жалел о том, что поступил туда и проучился пять лет». Подобную систему обучения следует вводить по всей территории России, а не «прижимать», полагает этот парень. «Я получил хорошее образование, усвоил моральные ценности и научился жить в обществе», – с гордостью рассказывает выпускник альметьевского ТТЛ, с грустью отмечая, что других конкурентоспособных школ в его городе просто нет.



«Все «ттловцы», с которыми довелось водить знакомство, оставляют только самое хорошее впечатление, – отмечает один из тех, кому не раз приходилось общаться с лицеистами. – На самом деле татарско-турецкие лицеи – лучшие среднеобразовательные учреждения региона. Федеральный центр явно завинчивает гайки. Непонятно, как они хотят выводить образование на мировой уровень, если последовательно закрывают учебные заведения как раз такого уровня». «Логика кремлевских умников вполне понятна: исключить влияние Турции на молодежь Татарстана, – прямо пишет анонимный сетевой сторонник независимости РТ. – Кремль открыто плюет в лицо татарам, Шаймиеву. Одного они не понимают: чем сильнее давление Москвы на татар, тем ближе для них будет Турция с её гуманитарной миссией». Обоснованность подобных прогнозов станет ясна в ближайшие годы.



Росбалт

Автор: Яна Амелина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика