Турция и судьба доклада Голдстоуна

Тайип Эрдоган
Всегда есть что-то завораживающее в противостоянии Голиафа и Давида. Большинство из нас предпочитают победителей проигравшим, и почти все оказываются ошеломленными, когда неудачник вдруг поднимается и побеждает.



Новый поворот в драме по докладу Голдстоуна произошел именно сейчас. Голиаф – на его месте Израиль и США в своей обычной роли «дяди Тома» для Биби Натаньяху – высокомерно заявил, что вполне предсказуемое вето США в Совбезе ООН похоронит доклад. Что практически и произошло.



Но Давид – в виде нынешнего премьера Турции Эрдогана – не купился на это. Его смелая позиция дала возможность так широко осветить доклад Голдстоуна общественности, что даже проеврейский мейнстрим США не может более игнорировать этот документ. Она также помогла открыть своеобразный политический кран – так что кровавые израильские преследования палестинцев стали очевидными всему миру и, в особенности, американской публике.



Причина этого, естественно, коренится в кровопролитии, которое устроил Израиль за несколько недель до вступления Обамы в должность, а также осуждении действий сионистского образование не Совбезом ООН (Америка помешала этому), а в докладе, подготовленном комиссией Совета ООН по правам человека, во главе которой встал уважаемый южноафриканский судья Ричард Голдстоун.



Еще до публикации доклада Эрдоган предельно жестко покритиковал Израиль из-за произошедшего в Газе. Он демонстративно покинул конференцию в Давосе после резкого обмена репликами с Пересом в январе 2009 г.



Далее, с того самого времени, премьер Турции продолжил критику действий Израиля в Газе, исключив сионистское образование из недавних натовских военных учений, обвинив его в использовании фосфорных бомб против мирного населения и в убийстве невинных детей Газы.



Позиция Турции достаточно сильна. Как на одно из государств-членов НАТО и как светское мусульманское государство, у которого есть дипломатические связи с Израилем, на Турцию не так легко навесить ярлык антисемитизма. Позиция Эрдогана пользуется поддержкой народа и военной элиты страны. Эрдоган не стесняется называть США и Израиль истинными именами – и этим резко отличается от остального мира, в особенности от большинства арабских стран, лидеры которых, беспокоясь о собственных интересах, закрывают глаза и уши на происходящее перед ними.



Конечно, Вашингтон предпочел бы, чтобы доклад Голдстоуна был просто похоронен в Совете ООН по правам человека. Теперь же Америка уверяет, что в докладе существует «существенный перекос», поскольку на практике не удалось полностью оправдать Израиль. Послу США при ООН г-жи Райс теперь, наверное, становится очень дурно, когда приходится заучивать такие фразы, глядя на свое отражение в зеркале...



Однако три высокопоставленных лица в ООН не пожелали откладывать дискуссии по докладу комиссии Голдстоуна (и, имплицитно, по палестино-израильскому вопросу). Это были генеральный секретарь ООН, президент Генеральной Ассамблеи ООН и председатель Совета Безопасности ООН. Это была необычная комбинация, и вряд ли в ближайшем будущем она возникнет снова. Возможно, подобный союз будет содействовать скорейшему выполнению рекомендаций доклада комиссии Голдстоуна.



Как большинство преступников, которые вдруг поняли, что наказание неизбежно, израильское правительство стало перемежать угрозы с криками и гневными высказываниями, все еще надеясь, что старый добрый дядя Сэм, слепо обожающий, очень сильный и совсем не привлекательный, в последний момент вмешается и спасет. И можете быть уверены, что AIPAC и сотоварищи сделают все, что в их силах, и даже больше, чтобы так и произошло.



Но остальной мир должен осознать две вещи. Во-первых, то, что израильские «угрозы» отказаться от мирных переговоров с палестинцами – это пустая болтовня, которая ровным счетом ничего не значит. Ничего не значит, поскольку злополучная палестинская администрация, с которой ведет мирный процесс Израиль, не представляет мнение большинства палестинцев. Брехня, потому что мир по сионизму – это подчинение его воле. Израиль не собирается возвращать украденные земли или эвакуировать поселения, или позволить палестинским беженцам вернуться на Родину.



Во-вторых, не существует настоящих причин для того, чтобы доклад Голдстоуна утопили в Совете по правам человека или в Совете Безопасности. Эрдоган продемонстрировал твердое намерение Турции, которая председательствует в этом месяце в Совбезе, обсудить в любом случае этот документ. В любом случае это станет еще одним шагом вперед, хотя, после жестких дискуссий, США, Британия и Франция, скорей всего, воспользуются своим правом вето.



С этого момента председатель Совета Безопасности вместе с Президентом Генеральной Ассамблеи и Генеральным Секретарем ООН должны сделать все, что в их силах и в их сфере влияния и ответственности, чтобы доклад Голдстоуна был вынесен на обсуждение Генеральной Ассамблеи, согласно резолюции ГА ООН 377 А от 3 ноября 1950 г. («Единство в пользу мира»), позволяющей ей в случае невозможности Советом Безопасности выполнить свои обязанности, из-за отсутствия согласия между его постоянными членами, давать соответствующие рекомендации странам-членам ООН по поводу необходимых мер для восстановления международного мира и безопасности, включая и рекомендации по применению вооруженных сил.



Этот артефакт холодной войны был создан для того, чтобы обойти вето СССР. Его плохо сегодня помнят, но он абсолютно применим для нынешней ситуации на Ближнем Востоке. Особенность этой нормы ООН в том, что она дает Генеральной Ассамблее полномочия, обеспечивающие проведение в жизнь законов или осуществление контролирующих функций в сфере компетенции Совета Безопасности ООН, и в данном случае право вето не применяется.



Это уникальная возможность. Форсируйте ее. Готовьте ее. Делайте все для нее. Побеждайте.



Алан Собровский, профессор Мичиганского университета



Опубликовано на сайте "Палестин-инфо"

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика