Универсальный покрой мирового хиджаба - мнение эксперта

Портрет крестьянки. 1910-е, картина Ивана Куликова

Портрет крестьянки. 1910-е, картина Ивана Куликова

Теги:



0
15 Февраля 2009г. (19 Сафар)
Символика в нашей жизни играет огромную, а подчас и доминирующую роль. Тем более это касается жизни духовной. Религиозная жизнь любого верующего (особенно в восприятии окружающих) вся состоит из символов. Это и понятно: внутренняя составляющая веры – то есть взаимоотношения человека с Богом, – остается известна лишь самому человеку. Потому и определяем мы принадлежность к конфессии то по кресту на груди, то по четкам (тасбе) в руках, то по пейсам под широкополой шляпой.

Мы можем сожалеть или радоваться (в зависимости от того, по какую сторону «баррикады» находимся) по поводу нынешней мировой реакции на глобализацию. Последние семнадцать лет эта реакция уже реально вылилась в предсказанное Самуэлем Хантингтоном столкновение цивилизаций, во всяком случае, двух из них – католическо-протестантской («западной») и мусульманской. Запад в лице США и их союзников по НАТО все глубже и безальтернативнее втягивается в прямое военное столкновение с мусульманским миром. Вот уже и умудренная опытом собственных колониальных войн Великобритания влезла вслед за «младшим братом» в Афганистан и Ирак, а теперь и не менее умудренная таким же опытом Франция, долгие годы, следуя заветам генерала де Голля, умевшая отстаивать свою «особенность» в рамках военно-политического блока, вынуждена перебрасывать свои «Миражи» из Таджикистана в пылающий Кандагар. Пока для нужд воздушной разведки, но если афганский дехканин запустит в «Мираж» кетменем, то тогда…



В этих условиях использование цивилизационных и религиозных символов все более приобретает значение маркеров «свой-чужой». В первую очередь, это заметно в одежде – ее мы носим ежедневно и на виду у окружающих.



А теперь речь пойдет об истерии «золотого миллиарда» по поводу хиджаба – традиционной женской одежды мусульманок в большинстве стран Востока.



Полезно вспомнить, что традиционная одежда любого народа, как элемент национальной культуры, формировалась (помимо природных условий, материального достатка и особенностей хозяйственной деятельности) под воздействием той или иной религии. Из этого следует, что там, где влияние религии на национальную культуру сильнее, предписания для «покроя» одежды строже. Особенно хорошо заметно данное явление в женской одежде.



Сравните, например, насколько по-разному выглядит мусульманка из оазиса в Руб-эль Хали и ее сестра по вере из башкирского села. Разница примерно такая же, как между киевлянкой и ее сестрой по конфессии из коптской деревни в Египте.



Однако не трудно заметить, что традиционная одежда мусульманки из Саудовской Аравии и христианки из Египта будет поразительно похожа. И дело здесь не в географической близости стран и не в сходстве ближневосточного климата, а …в заповедях той и другой авраамических религий. Для «чистоты эксперимента» можем взять в качестве примера одеяние сицилийской крестьянки-католички и одежду почтенной матери семейства из деревни староверов в Сибири. Любой из этих костюмов будет похож на другой, прежде всего, своей закрытостью, которая имеет своей причиной соблюдение двух заповедей, озвученных в книге «Исхода» в Библии: «не прелюбодействуй» и «не желай жены ближнего твоего» («Исход» 28, 14, 17). Аналогичные указания мы находим в Коране, сура 4 «Женщины».



Национальная одежда любой добропорядочной женщины-христианки вплоть до начала «Большого девятнадцатого века», то есть эпохи Великой французской революции, мало чем отличалась от хиджаба ближневосточной мусульманки. Христианская религия так же строго, как и ислам, «закрывала» женщину от нескромных взглядов сильной половины человечества (тех ее представителей, которые не являются родными и близкими женщины). Русская крестьянка всего шестьдесят-семьдесят лет назад была «упакована» в длинные рубахи, сарафаны и головной платок ничуть не хуже современной иранки.



«Раздевание» женщин «золотого миллиарда» происходило вместе с секуляризацией общества, отделением церкви от государства, и достигло своего апофеоза примерно в 1960-е годы, в ходе «сексуальной революции». Всеобщие сетования на падение нравов, слышимые сегодня со всех сторон, делу помочь не могут, по сути, если в обществе не помнят (или не хотят помнить) о принципах, на которых строилась «мода» в одежде среди народов, исповедовавших иудаизм, христианство или ислам. Примеры матерей, обеспокоенных безопасностью и благополучием дочерей в связи с определенной длиной юбок, которую можно считать «приличной», легко перечеркиваются вопросом переполненного гормонами чада: «Да почему?!» Ответить матери нечего.



Поведение мусульман, все интенсивнее использующих последние полвека свои религиозные и национальные маркеры, воспринимается «золотым миллиардом» как вызов их (самому лучшему и единственно правильному!) образу жизни: «не же-ла-ем жить… по-другому!!!». Реакция добропорядочных бюргеров из «Бременских музыкантов» на эти заявления разбойников была точно такой же, как у Запада – отправили на них в лес дворцовую стражу с пушкой. Чем это кончилось – известно из мультфильма.



Можно только поприветствовать взвешенные и разумные шаги государственных властей России и Киргизии, уже внесших поправки в национальное законодательство и разрешивших женщинам фотографироваться на паспорт в хиджабе. Любой физиогномист вам скажет, что именно овал лица является самым узнаваемым в образе человека, а вот, к примеру, прическа этот образ кардинально меняет.



России, которая плотнее, чем любая страна Запада, контактирует с исламом, стоит вспомнить, что ее собственное национальное возрождение неразрывно связано с православием, однозначно относящимся к одежде верующих обоих полов. Так что, дорогие дамы, не спешите выбрасывать содержимое бабушкиных сундуков – оно вам точно пригодится!



Об авторе: Виктор Дубовицкий – доктор исторических наук, эксперт ИА «Фергана.Ру», Таджикистан.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика