В Пермском крае одна из крупнейших мусульманских структур России

Рамиль Гараев во время демонстрации муфтию Талгату Таджутдину Гайвинской мечети

Рамиль Гараев во время демонстрации муфтию Талгату Таджутдину Гайвинской мечети

Теги:






0
18 Февраля 2014г. (17 Раби ас-сани)
В Духовном управлении мусульман Пермского края, после возвращения в ЦДУМ России через семь лет «свободного плавания», новый председатель – Рамиль Рашитович Гараев, управляющий Гайвинской мечети. Наш корреспондент встретился с ним и задал ряд вопросов.



- Уважаемый Рамиль-хазрат, Вы возглавили региональную религиозную структуру мусульман, одну из крупнейших в России. Расскажите, пожалуйста, о себе, где вы родились, выросли, учились, как стали у руля духовного управления?



- Бисмиллях ир-рахман ир-рахим!

Поправлю, что я являюсь только исполняющим обязанности председателя духовного управления. Кто встанет у руля в дальнейшем, должен решить съезд (меджлис) мусульман Прикамья.



Родился я в Перми в 1966 году, после школы поступил в Пермский электромеханический техникум, отслужил два года в армии (Балтийском флоте, в Кронштадте). После армии работал на оборонном предприятии. В лихие 90-е годы занялся предпринимательской деятельностью, основал небольшое ювелирное предприятие. Это была и своеобразная форма выживания в то неспокойное время, и способ поддержки близких мне людей, которые попадали в трудные жизненные ситуации. Культом денег я никогда не страдал, и с детства считал себя мусульманином. Оба моих деда были муллами, бабушки – абыстаями. В раннем возрасте они брали меня с собой на хатымы, и я рос в этой удивительной атмосфере. В дошкольном возрасте знал короткие суры Корана.



В девяностых годах принимал активное участие в жизни мусульманской общины Перми. Полагаю, что Всевышний дал мне возможность задаться большой целью и организовать строительство мечети в микрорайоне Гайва в Перми. В 2002 году мусульмане доверили мне стать управляющим религиозной организации при этой мечети.



Потенциал духовных знаний необходимо развивать, совершенствовать и систематизировать. Поэтому сначала я закончил медресе при Духовном управлении мусульман Пермского края, сейчас учусь заочно на факультете теологии Российского исламского университета в Казани.



23 сентября прошлого года съезд мусульман Прикамья отстранил от должности прежнего руководителям. Новым главой был избран имам мечети города Соликамск Рустем Галимов, однако вскоре он принял решение сложить полномочия руководителя, чтобы полностью погрузиться в мир духовных знаний и продолжить учебу за пределами Пермского края.



Вновь перед мусульманами Прикамья встал вопрос об избрании главы духовного управления. Я, в свою очередь, предложил отказаться от должности муфтия и вернуться к дореволюционной российской системе, когда муфтий в государстве был один, мусульмане губерний управлялись ахунами. Мусульмане одобрили это предложение.



- Что собой представляет сегодня ДУМ Пермского края? Какие объекты оно имеет в краевом центре, насколько мне известно, соборная мечеть Перми относится к Совету муфтиев России?



Пермский край – обширная территория, которая легко вмещает в себя три Франции, а краевое ДУМ – одно из крупнейших мусульманских структур России. В ее составе на сегодняшний день 7 мухтасибатов и 94 мусульманские общины (махалля). Это достаточно много по сравнению с другими территориями России.



Значительная часть времени и сил наших сотрудников уходит на поездки по региону. Мы поставили задачу обязательно посетить каждую махаллю (общину). Нельзя игнорировать такую форму работы. Благодаря встречам с мусульманами на местах, начинаешь понимать, насколько это славные люди и большие труженики. В условиях хронического безденежья они строят мечети, и полны желания развивать ислам.



Духовное управление мусульман расположено в Перми по адресу Екатерининская, 62 «в». На улице Уральская, 81 у нас находится здание мусульманского колледжа (медресе) с неплохой учебно–материальной базой – учебными классами, жилыми помещениями, столовой.



Краевые и городские власти выделили нам участок для строительства соборной мечети практически в центре города. Есть красивая мечеть в микрорайоне Гайва в Перми. Объектов и помещений достаточно для плодотворной работы.



- В новейшей истории России единицы случаев, когда муфтии оставляли посты по своей инициативе и, если я не ошибаюсь, никогда еще прежде на съездах ДУМ не удавалось сместить действующего муфтия, если тот сам этого не желал. Как это получилось у пермяков, тем более, что муфтият возглавлял Мухамедгали Хузин, чье имя, точнее фамилия едва не стало нарицательным?



- Хузин ушел в отставку, и мне не хотелось бы говорить о нем и оценивать его деятельность. Всевышний Аллах судья для каждого из нас. Перевыборы прошли на законных основаниях. Я уже говорил, мусульмане Пермского края – это не аморфная общность, которой можно манипулировать, это мыслящие люди. Скажу только, что мы сформировали инициативную группу по созыву внеочередного съезда, которая документально фиксировала как свою работу, так и деятельность предыдущего руководства муфтията, ни на шаг не отходя от требований российского законодательства и устава организации. Представители инициативной группы, разъясняя свою позицию, за короткий срок посетили все без исключения мусульманские общины Прикамья. Интересный факт, выяснилось, что некоторые имамы даже не знают, что Пермский муфтият с 2006 года не состоял в Центральном духовном управлении мусульман. Они продолжали считать, что все так же находятся под юрисдикцией ЦДУМ России.



Мы дали возможность муфтию Хузину высказаться публично, глядя в глаза людям. Он был официально приглашен на съезд, но не пришел. Через три недели, в присутствии представителей администрации Пермского края, он передал нам ключи от здания духовного управления.



- Судя по блогу в Живом Журнале, Мухамедгали Хузин переехал в Екатеринбург и стал пресс-секретарем муфтия Сибгатуллы Сайдуллина, но при этом он продолжает называть себя муфтием.



- Это его право, как называть себя...



- Почему Вы решили войти именно в ЦДУМ, а не допустим, в тот же Уральский муфтият Сибгатуллы Сайдуллина или в Совет муфтиев России?



- Мы считаем, что в стране должен быть один центр притяжения мусульманских организаций, одно духовное управление, один верховный муфтий. Мы – за историческую справедливость и преемственность. Духовный центр мусульман России более двухсот лет находился в Уфу и поэтому совершенно логично, что мы вернулись в ЦДУМ.



Я считаю, что в 90-е годы было ошибкой выход региональных отделений из состава Центрального духовного управления. Атмосфера безудержных свобод и неконтролируемых экспериментов создала проблему замедленного действия, которую необходимо решать. Надо было не разваливать, а совершенствовать единую структуру. Люди приходят и уходят, структура должна оставаться, сохраняться и развиваться.



- Сотрудничаете ли Вы с региональным управлением в составе Совета муфтиев России?



- Мы рады сотрудничеству со всеми мусульманами, исповедующими традиционный российский ислам. На сегодняшний день совместно с Пермским отделением СМР готовимся к проведению межрегионального форума «Мусульманский мир», который пройдет 13-16 марта 2014 года в Перми. Надеемся, что будут и другие общие проекты.



- Несколько слов о ближайших планах Вашей организации.



- В планах на этот год – начало строительства соборной мечети ЦДУМ России в Перми. Это главная задача, которую нам делегировали мусульмане Прикамья. Коллектив сотрудников, который работает в новых условиях всего около ста дней, имеет хороший потенциал для реализации всех наших планов, которые гармонично вписываются в направления деятельности, определенные президентом Владимиром Путиным в Уфе на праздновании юбилея ЦДУМ.



Новый состав духовного управления начал свою деятельность практически с нуля, и сделано уже немало, но уже сегодня мы столкнулись с противодействием отдельных единоверцев, которые регулярно используют любую возможность, чтобы дискредитировать нас. Они методично обливают нас ушатами грязи, распуская слухи, что мы и «деньги пилим, и по-татарски плохо говорим, и духовное образования у нас практически отсутствует». Оппоненты работают на постепенное разрушение структуры, явно сделав ставку на амбиции некоторых лиц, которые легко внушаемы и способны пойти туда, где им повесят «морковку». Мы отслеживаем эти процессы и анализируем их. Конечно, нам больно и неприятно, что такое происходит.



Кадровая политика предыдущего руководства муфтията практически лишила нас специалистов в духовном образовании. Поэтому мы пригласили из Уфы троих преподавателей, которые сегодня ведут плановое обучение в медресе и проводят выездные семинары для наших имамов и всех желающих по всему Пермскому краю.



В текущем году мы планируем провести переаттестацию имамов, возобновить выпуск мусульманской газеты с упором на духовное просвещение и освещение жизни мусульман Пермского края, у нас есть своя мини-типография, где мы также можем печатать брошюры. В планах создание миграционного центра для адаптации наших братьев по вере, приезжающих из республик Средней Азии.



Серьезных планов и задумок немало, и, повторюсь, нужны кадры, социально активные люди, для решения поставленных задач целом. Мы работаем над этим, и неуклонно движемся к заданным целям.









Автор: Беседовал Калиль Кабдулвахитов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика