А.Джабиев о принципиальных отличиях исламского банка от традиционного

news-qst4j2z6gc
В газете РБК daily за 16 ноября 2007 г. было опубликовано интервью с исполнительным веце-президентом Misys Banking Гаем Уорреном, посвященное исламскому банкингу. В нем говорилось о перспективности этого направления, причем не только в странах, где законы шариата являются частью государственного права, но и Европейских странах и России.

Появление такого материала – весьма отрадный факт, свидетельствующий об интересе к исламскому банкингу и исламской экономике в целом. Особенно на фоне тотального дефицита объективной информации и квалифицированных специалистов в этой области. Поэтому считаю важным пояснить некоторые детали, которые, на мой взгляд, получили недостаточно четкое отражение в интервью.



Господин Уоррен некорректно охарактеризовал роль и функции «шариатского совета» или «совета экспертов шариата». К тому же у читателя может создаться ложное представление, что само наличие шариатского совета является единственным и главным отличием исламского банка от неисламского.



В исламском банке «шариатский совет» не вмешивается в текущее управление банком , в частности, в процесс ценообразования и не участвует в формировании тарифов, как утверждается в интервью. Его функция – определить рамки дозволенности и недозволенности тех или иных договоров. Для этого он периодически рассматривает те или иные продукты на предмет их соотвествия шариату.



Говоря о финансовых инструментах исламского банка, интервьюер допустил неточность в описании механизма финансирования покупки имущества, неправильно изложив особенности применяемых договорных отношений. В частности, при наличии собственности банки не применяют договора залога, поскольку право собственности банка исключает залог по определению. Банк, работающий в соответствии с шариатом, использует другие договора, предоставляющие клиенту возможность пользоваться этим имуществом, например договор «нисходящей мушараки».



Что касается вопроса разницы между исламским и неисламским банками, то принципиальным отличием является не наличие «шариатского совета», а принцип истинного партнерства во взаимоотношениях между банком и клиентом, предполагающий распределение прибылей и убытков в соответствии с ранее достигнутыми договоренностями. Именно этот принцип реально обеспечивает выполнение коранического запрета ростовщичества.





Джабиев Адалет Нуриевич,

основатель первого в России исламского банка – "Бадр-Форте банка"






Видео по теме

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика