Айдер Исмаилов: Проблемы мусульман Крыма решаются

Заммуфтия Крыма Айдер Исмаилов

Заммуфтия Крыма Айдер Исмаилов

Теги:

8
30 Января 2015г. (09 Раби ас-сани)
Известный крымскотатарский религиозный и общественный деяетль, заместитель муфтия Крыма Айдер Исмаилов рассказал ИА IslamNews о том, как изменилась жизнь на полуострове после его воссоединения с Россией.

- Айдер, давайте начнем нашу встречу с самого актуального, на мой взгляд, вопроса. Как складывается общая ситуация в Крыму? Как стало житься крымчанам в новых условиях?

- Переходный период закончился только 31 декабря, а перерегистрацию организаций, предприятий продлили ещё до 1 марта. Поэтому более объективно ответить на этот вопрос можно будет через некоторое время, когда пройдет адаптация к российскому законодательству. В каком-то смысле переходные процессы продолжаются.

В экономическом плане, наверное, у людей есть некоторые сложности, опять-таки связанные с перерегистрацией, с переходом на новое законодательство. Определенное влияние оказывают западные санкции; взаимоотношения с Украиной осложняют ввоз и вывоз товаров и т.д. Сложности есть, но местные власти пытаются по мере сил решать проблемы населения.

- А население?

-  Состояние людей может быть душевное и материальное. То есть человеку может быть комфортно морально, но экономически – не очень; и наоборот. Та часть населения, которая изначально желала воссоединения с Россией, и голосовала соответственно на референдуме, в моральном плане, возможно, чувствуют себя комфортно, несмотря на экономические сложности, связанные с санкциями, девальвацией рубля и т.д. Есть много позитивного. Например, госсоветом Крыма принят закон о реабилитации, выработаны определенные механизмы: люди начали получать  документы, признающие их репрессированными. Есть попытка урегулирования земельного вопроса. Есть заверения местных властей по поводу строительства национальных школ, обустройства микрорайонов компактного проживания, выделения средств на инфраструктуру – строительство дорог и т.д. язык. На данный момент, если я не ошибаюсь, из 20 тысяч учащихся общеобразовательных школ только 4 тысячи изучают крымскотатарский язык. Это для нас серьезная проблема.

- Вы упомянули вопросы о реабилитации репрессированных, о национальных школах. Также принят закон о государственном крымоскотатарском языке. Означает ли это, что существует особый подход в отношении крымских татар, которые долгое время проживали вне исторической родины.  

- Государство должно уделять внимание всем, а не только определенной этнической группе. Когда люди разных национальностей – русские, крымские татары, украинцы и др. –   ощущают, что власть заботится обо всех, то они тоже стараются взаимодействовать между собой в положительном русле. И я считаю, что это главное.

Я бы не стал характеризовать востановление в правах крымских татар как показатель того, что к другим этноконфессиональным группам уделяется меньше внимания. Я думаю, что принятие определенных программ по реабилитации крымскотатарского народа – это восполнение того пробела государством, к которому относится данная территория. В принципе это и есть сбалансированный подход. Должно быть понимание того, что крымские татары не проживали на своей территории около полувека, не по своей воли претерпев много лишений в экономическом, духовном и культурном плане. Поэтому справедливость состоит в обеспечении равноправного развития всех народов, которые проживают в Крыму.

- Украина в течение долгих лет затягивала решение земельного вопроса. А как обстоят деля сейчас?

- Игнорирование Украиной данной проблемы приводило к самовозвратам и провоцировало определенные конфликты и столкновения. Нужно решить вопрос с учетом того, что у предыдущих поколений землю попросту отняли. Сейчас процесс вроде тронулся с мертвой точки. Госсовет принял ссответствующий закон, определивший те группы, которые могут воспользоваться льготами: многодетные семьи, дети депортированных; Совет министров проводил совещание по этому вопросу. Было предложение дополнить пункт, чтобы внуки депортированных тоже имели возможность вернуться. Обещали, что в 2015 году этот вопрос будет решен. Кроме того, в Крыму есть еще около трехсот микрорайонов компактного проживания крымских татар, и там инфраструктура, мягко говоря, оставляет желать лучшего: это и дороги, и вода, это школы, дошкольные учреждения, например. То есть люди только поселились, они добились того, чтобы им выделили участки. Это было непросто. Они своими силами построились. Но и, конечно, в интересах государства там построить инфраструктуру и привести физические условия тех микрорайонов к общекрымскому уровню.

- Известно, что у духовного управления мусульман Крыма развиваются отношения с Фондом поддержки исламской культуры, науки и образования. В частности, были проведены знаковые мероприятия, такие как столетие Исмаила Гаспринского и семисотлетие мечети хана Узбека...

- Эти конференции, организованные при содействии Совета министров Крыма, Комитета по межнациональным отношениям, российского Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, действтельно ялвяются знаковыми событиями.

700-летие ханской мечети – это первое мероприятие международного уровня за все время существования Духовного управления мусульман Крыма. Понятно, что организовать ее без господдержки очень сложно. Поэтому это тоже показатель положительного взаимодействия и совместной реализации духовных проектов во благо мусульман Крыма.

Что касается Гаспринского – просветителя всего тюркского мира – то мы, конечно, гордимся этим сыном крымскотатарского народа, который дал начало ренессансу после застоя, развил мусульманскую мысль. На посвященной ему конференции была хорошая культурная программа, выступали специалисты из Казани, из Москвы, из других регионов. Были зачитаны очень интересные доклады, показан фильм, созданный при содействии Фонда... Конечно, это популяризация крымскотатарских видных деятелей, актуализация определенных проблем. Это очень полезное событие не только для крымских татар, а в целом для крымского сообщества.

- А что касается других сторон деятельности духовного управления мусульман Крыма? Например, много было сказано о высоком уровне организации хаджа.  

- Вы правы. Пользуясь случаем, хотел бы выразить благодарность от лица духовного управления Совету министров Крыма, Фонду поддержки исламской культуры, науки и образования, федеральным властям за очень большое содействие в быстрой и четкой организации выезда паломников на более чем приемлемых условиях. Все остались довольны!

- Планируется ли активизация позитивного сотрудничества?

- На данный момент более активной деятельности препятствует отсутствие нашей регистрации. То есть перед нами стоят задачи перерегистрация общин, земель, мечетей, учебных заведений, медресе; и мы надеемся, что взаимодействие и диалог перейдет на совершенно другой, новый для нас формат. Я думаю, что сотрудничество станет тесней и проектов, которые будут реализовываться, будет больше.

- Что сейчас происходит вокруг крымскотатарского телеканала ATR, где недавно прошли обыски.

- Здесь есть какое-то недопонимание. Канал не является антироссийским, пользуется популярностью у большой аудитории, предоставляет площадку для известных политиков, аналитиков, представителей власти и т.д.

АТR имеет очень большое значение для нас, крымских татар и  мусульман Крыма с точки зрения популяризации крымскотатарского языка, духовных ценностей, культуры. Это очень важный институт. Поэтому он должен быть сохранен и должен работать во благо всех людей, живущих в Крыму, потому что мирные, добрососедские отношения складываются, когда люди познают друг друга. Необходимо познавать ближнего, и в этом смысле ATR выполняет очень важную миссию.

Что касается последних событий, я думаю, есть определенные круги негативно настроенные против канала, которые раздувают вокруг него  нездоровые страсти – якобы телеканал ведет антироссийскую пропаганду. Я на канале не встречал, чтобы в эфире ATR была критика федеральной власти России, президента и т.д. Возможно, есть недопонимание с некоторыми местными чиновниками, обусловленные столкновениями интересов. Ни в коем случае нельзя провоцировать крымскотатарский народ и в целом мусульман Крыма нападками на канал. Если есть какие-то претензии по поводу вещания, редакционной политики, это необходимо решать конструктивно. Можно собраться за круглым столом, обсудить проблемные вопросы и прийти к консенсусу, это будет самым оптимальным вариантом. В связи с последними событиями, когда на телеканал приехали вооруженные люди, это всколыхнуло крымскотатарскую общественность, мусульман. На этом фоне заверения властей в том, что крымскотатарский канал, единственный в мире, будет сохранен, продолжив популяризацию языка, культуры, духовности Крыма, пришлись бы очень к месту. Это внесло бы позитив, люди бы успокоились.

- Как обстоят дела с наличием в Крыму деструктивных идеологий, таких как "Хизб-ут-тахрир" и др.?

- Отмечу сразу, что мы категорически не приемлем маргинальные группы – их мысли, идеологию, метод работы. Я бы даже назвал это сектантскими проявлениями. Отклонения от общепринятого понимания ислама: сунны пророка Мухаммада и традиционно ханафитского мазхаба, который испокон веков бытовал на территории Крыма среди мусульман. То есть все, что не вписывается в рамки многолетней богословской традиции крымских татар, мы, как Духовное управление, не приемлем. Грамотность нашего населения оставляет желать лучшего в силу объективных причин, связанных с годами воинствующего атеизма, репрессиями религиозных деятелей и депортацией. И, конечно же, пользуясь вот этой вот пустотой, радикальные, маргинальные, экстремистские группы попытались привлечь людей на свою сторону. Мы исходим из того, что людей нужно лечить. То есть это в основном молодые люди, которые нахватались неправдивой информации об исламе…

- А болезнь получила широкое распространение?

- Не настолько широкое, чтобы это представляло опасность народу, власти, государственному строю. Например, за всю поствоветскую историю у нас никогда не было кровопролитных столкновений, каких-то терактов на этой почве. И вот по прошествии года мы видим, что эти люди никак себя не проявили. Часть из них – в основном их идеологи – переселились на Украину из-за боязни российского законодательства, которое запрещает действие «Хизб-ут-Тахрир». Поэтому данные маргинальные структуры практически обезглавлены. А те, которые есть, в силу законодательства, успокоились, ушли в подполье либо же прекратили свою активную деятельность.

Наряду с Хизб-ут-Тахрир, мусульманское население Крыма будоражат так называемые хабашиты. Это секта, которая, будучи не запрещенной по российскому законодательству, вносит раскол в мусульманскую умму Крыма. Это, можно сказать, единственная легально действующая маргинальная группа, которая пользуется сектантской риторикой, – все, кто не с нами, находятся в заблуждении.

Но даже несмотря на наличие Хизб-ут-Тахрир и хабашитов, я хочу сказать, что радикальные настроения в крымскотатарской среде и среди мусульманской уммы Крыма зачастую преувеличены, это искусственное нагнетание.

- Для чего оно нужно, как вы считаете?

- Любым сектантам, будь то "тахриристы", "ваххабиты" или "хабашиты", нужен образ врага. Таким образом, обосновывается само их существование, целью которого является борьба с инакомыслием. Причем каждая секта противопоставляет себя не только духовному управлению, но и не признает друг друга. Возможно, отдельным чиновникам также выгодны радикалы – можно выслужиться перед руководством, заработать политические дивиденды, имитируя борьбу с ними. У разных кругов различные интересы. Однако еще раз повторю: несмотря на немногочисленные маргинальные группировки, за всю новую историю в Крыму не было физического насилия. Поэтому противодействие им должно быть в идеологическом плане.

- А как вы его проводите?

- Это издание определенной литературы, проповеди в мечетях, встречи с мусульманами на местах, с местными общинами; это соответствующие статьи, интервью в наших официальных органах; объяснение деструктивности, пагубности данных движений. Российский закон способствовал приостановлению активности некоторых групп, что облегчило нам проведение работы по установлению традиционного понимания ислама.

Вышеуказанные конференции, которые проводились, благодаря помощи российского государства также позитивно влияют на умы молодежи, равно как и на укрепление статуса ДУМК, которое всегда придерживалось традиционного понятия ислама и выступало против каких-либо радикальных движений.

И еще хотел бы донести одну мысль: эти конференции не были теологическими, и поэтому напрямую с установлением правильного понимания ислама они не связаны. Я думаю, что в дальнейшем при помощи Фонда, других благотворительных организаций, при содействии местных властей, необходимо проводить семинары по повышению или подготовке священнослужителей и имамов, основываясь на ханафитском мазхабе, на религиозных традициях Крыма. Это будет дополнительным инструментом искоренения радикализма и сектанства.

- В заключении не могу не поинтересоваться вопросом строительства долгожданной собороной мечети в Симферополе?

- Сейчас на последней стадии находится согласование рабочего проекта и получение разрешение на начало строительства.  Крымские власти в лице правительства, уполномоченного представителя РФ в Крымском федеральном округе высказали однозначную позицию, что будут помогать и способствовать скорейшему началу строительства Соборной мечети, в которой местные жители очень нуждаются. На данный момент с этим никаких проблем нет. Турецкая сторона также подтвердила готовность к участию в реализации этого проекта. И мы надеемся, в ближайшем будущем мусульмане Крыма наконец-то по прошествии 25 лет после возвращения на свою историческую Родину обретут уже соборную мечеть, которую они с нетерпением ждали. На протяжении более 15 лет люди молились в арендованом спортзале Дворца профсоюзов. Конечно, это не красит ни Крым, ни тогдашнюю власть. Говоря откровенно, это позор для Крыма, когда люди на своей исторической родине долгое время проводят богослужения в непреспособленном помещении. Сейчас этот вопрос, слава Богу, решается.

Автор: Анвар Шарипов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Доктор 19 Марта 2015г.
Ответить

Судя по его интервью, местные власти не зажимают крымских татар, по крайней мере придерживаются той линии, которую обещал Путин. Когда была статья про Джамилева, где я высказал свою точку зрения, что он пошел против Российской Империи в лице РФ, меня заминусовали до такой степени, что мои комментарии появляются только через несколько ней...(((

Дада 19 Марта 2015г.
Ответить

Очередное бла..бла. как и это чисто выбритый зам муфтия)))Я просто в щоке от этих муфтиятов))

Muslimov 31 Января 2015г.
Ответить

Да, проблемы мусульман решаются путем их похищения, убийств и других противоправных мер, как и в годы сталинского фашизма.

Handschar 30 Января 2015г.
Ответить

России эту ситуацию надо решать! шапкозакидательством и высокомерием вы наживете себе врага в лице тюркского мира а это в нынешней ситуации крайне не желательно!

Доктор 19 Марта 2015г.
Ответить

Судя по его интервью, местные власти не зажимают крымских татар, по крайней мере придерживаются той линии, которую обещал Путин. Когда была статья про Джамилева, где я высказал свою точку зрения, что он пошел против Российской Империи в лице РФ, меня заминусовали до такой степени, что мои комментарии появляются только через несколько ней...(((

Дада 19 Марта 2015г.
Ответить

Очередное бла..бла. как и это чисто выбритый зам муфтия)))Я просто в щоке от этих муфтиятов))

Muslimov 31 Января 2015г.
Ответить

Да, проблемы мусульман решаются путем их похищения, убийств и других противоправных мер, как и в годы сталинского фашизма.

Handschar 30 Января 2015г.
Ответить

России эту ситуацию надо решать! шапкозакидательством и высокомерием вы наживете себе врага в лице тюркского мира а это в нынешней ситуации крайне не желательно!

Яндекс.Метрика